7 мин.

На связи с болельщиком

PR в переводе на русский язык звучит как "связи с общественностью", что как нельзя лучше отражает предназначение этого инструмента. В спорте PR используют для достижения различных целей, но направленность не меняется: всё делается ради болельщиков. Ведь известно, что без фанатов нет и игры, в спорте главные они, – и забыть об этом означает совершить непростительную ошибку.

В России же связи с общественностью в спорте только делают робкие шаги. В отечественном футболе PR используют, в основном, для привлечения людей на стадион, но некоторые стараются создать полноценный образ клуба, так сказать его бренд (это характерно в большей степени для топ-клубов), другие же стремятся заявить о себе во всеуслышание, в том числе и за счет PR-технологий.

PR-явления в нашем футболе не отличаются постоянством и происходят с разнообразной периодичностью. Это объясняется достижением сиюминутной преследуемой цели, с помощью проведенной PR-акции, а ставку на долгосрочный эффект делают лишь единицы.

alt

Начнем с самого простого "не пыльного" метода PR столь популярного среди российских футбольных клубов – свободный вход на стадион. Каждая команда хотя бы раз устраивала такую акцию, тем самым желая увеличить посещаемость матчей.

Памятна акция ФК "Москва" "Приведи маму на футбол", согласно которой все дети могли посетить игру команды бесплатно, если придут на стадион вместе с родителями.

В этом году такой подарок для всех представительниц прекрасного пола накануне Международного женского дня сделал "Анжи" – 7 марта на встречу с "Амкаром" можно было прийти абсолютно бесплатно.

Одним из самых заметных проявлений бесплатного похода на футбол стал матч "ЦСКА" против "Ростова" в начале нынешнего чемпионата. Дело в том, что две фанатские трибуны армейской команды были дисквалифицированы на домашний матч за неподобающее поведение. Но регламент допускает посещение игры женщинами и детьми до 12 лет, клуб решил сделать это посещение бесплатным и не прогадал: такого количества девушек и детей (около полутора тысяч) на трибунах матчей РФПЛ сложно вспомнить (хотя, возможно, это только создается впечатление массовости, т.к. все собраны в одном месте). Прекрасный пол и младшее поколение вполне справились с фанатскими обязанностями, выкрикивая кричалки и подгоняя команду вперед, даже можно было встретить баннеры. "ЦСКА" же с такой поддержкой не мог проиграть, в итоге – победа 2:1.

alt

Такие мероприятия очень ценятся фанатами – ведь что может быть лучше поддержки любимого клуба, да еще и бесплатно?! Но такие события носят разовый характер и скорее выступают в виде наживки для привлечения народа на стадион.

Для укрепления отношений с болельщиками стоит искать другие PR-способы. Например, создание клубного СМИ. В России этим уже никого не удивить, но его наличие позволяет клубу выйти на новый уровень, приобрести более высокий статус. Клубное телевидение есть у большинства представителей Премьер-лиги. Кто-то старается больше, кто-то меньше, но в любом случае наблюдать за жизнью команды не только во время официальных матчей очень интересно не только фанатам, но и любителям РФПЛ.

Так, можно выделить ФК "Локомотив" и его "Локо ТВ", которое создает интересные видеосюжеты о проведенных играх, берет интервью у игроков, делает интересные промо перед важными матчами, освещает в целом жизнь клуба и еще многое другое.

Также "Локомотив" выпускает клубный журнал "Наш Локо" с эксклюзивным материалом о команде.

alt

Для болельщиков клубные СМИ – это способ быть ближе к команде, стать её частью, узнать её намного лучше.

Существует другое PR-средство, позволяющее клубу быть рядом с фанатом и окружить его повсеместно – социальные сети. Клубы Премьер-лиги стараются быть доступными во всех популярных в России социальных сетях: ВК, Facebook, Instagram, Twitter, Youtube, Одноклассники, Periscope.

Некоторые футбольные клубы получают свою долю известности за счет выбора определенного канала.

ФК "Уфа", к примеру, занял свою коммуникационную нишу на видеохостинге Youtube, выпуская забавные ролики на своем канале.

"Крылья Советов" со своим "КС-ТВ" тоже стараются, выпуская довольно интересный контент.

А футбольный клуб "Енисей", выступающий в ФНЛ уже давно зажигает в Твиттере, благодаря которому о красноярском футболе знают все. Один из самых удачных примеров того, как надо работать спортивным пиарщикам!

alt
alt

Уже упомянутый "Локомотив" пошел дальше и создал официальное клубное приложение для телефонов своих болельщиков.

alt

Но самым идеальным клубом по коммуникациям со своим болельщиком, если хотите, PR-эталоном в России является ФК "Зенит". У клуба потрясающее телевидение! "Зенит-ТВ" делает разнообразные по тематикам сюжеты: помимо обычных роликов о прошедших матчах и тренировках команды (которые у них тоже крутые) и привычных интервью с тренером и игроками ребята создают уникальный контент – шоу "Раздевалка", "Zenit Family" и рубрика "Скрытая камера", не говоря уже о видео перевоплощений игроков "Зенита" в заправщиков, кондукторов и т.п., веселья на пейнтболе и супер-мощи Халка. Думаю, что какой-либо из этих роликов вы 100% видели. Единственное футбольное телевидение России, которое реально похоже на телевидение.

У "Зенита" ещё была газета "Наш Зенит", которая приостановила свою деятельность в 2014 году, но до сих пор функционирует клубное радио "Радио Зенит", куда часто приходят игроки команды, и еженедельная программа "Футбольная столица", выходящая в эфире канала "НТВ-Петербург" и соответственно на "Зенит-ТВ.

Что касается интерактивных технологий, то "Зенит", как и полагается топ-клубу, чрезвычайно активен в соц.сетях. Кроме того, он является абсолютным лидером в интернете среди всех представителей спорта в России по числу подписчиков в официальных сообществах.

alt

Все представленные виды поддержки связи с болельщиком не так сложны в реализации и по-хорошему у каждого клуба они должны быть. Конечно, хотелось бы какого-то креатива в этой области, но как было уже сказано, PR в нашем футболе делает первые шаги и пока следует сконцентрироваться на базовых инструментах связей с общественностью. Хотя, если смотреть на "Зенит" и их качественный пиар, а также смелость провинциальных ФК становится не так страшно за будущее взаимодействие с фанатами другими клубами (ну, если они вдруг вздумают равняться).

Вопрос напоследок: А какая PR-стратегия вам кажется наиболее эффективной? Какой футбольный клуб в России и за рубежом, на ваш взгляд, лидер по пиару?

alt