Изменения налицо
Заметным фактом в новейшей футбольной истории стала поголовная смена клубами РФПЛ своей символики. Эпоха обновления российских клубов являет собой стремление соответствовать современным тенденциям дизайна и, конечно же, заработать побольше средств от продажи атрибутики с новым логотипом.
Кашу заварил «Рубин», первым решивший изменить давно (аж с 1996 года) не обновлявшийся логотип. В 2012 году клуб предложил всем болельщикам поучаствовать в выборе будущей эмблемы – всевозможные варианты были выложены в Интернете. Главным символом логотипа остался прежний дракон, сбежавший с герба Казани. Впрочем, особого энтузиазма к смене эмблемы среди болельщиков замечено не было. Предложенные образцы выглядели однообразно и, мягко говоря, никуда не годились. Но, как принято – из зол выбирают меньшее, и новый логотип был введен в обращение.
Однако новое лицо клуба долго не просуществовало. Болельщики так и не смогли принять его и сделать «своим», а злые языки фанов соперников и вовсе окрестили лого казанцев «петухом», что для любого, естественно, неприятно. А многие выражали недовольство на счет латинского написания названия клуба, хотя это легко можно объяснить – казанцы хотели стать понятнее для иностранцев, ведь клуб выступал в Лиге Европы.
Окончательную несостоятельность принятой эмблемы признало руководство «Рубина», изменив ее на новую спустя год.Теперь команда предстала с четко прорисованным драконом на фоне рубинового мерцания и названием на русском языке, с годом основания и в цветах герба Татарстана. Новый логотип по задумке создателей должен отражать историю и традиции клуба, объединить команду и болельщиков. По прошествии времени можно сказать, что принятый лого, также подвергавшийся критике, в «Рубине» прижился – фанаты к нему привыкли и недовольств он больше не вызывает.
Впрочем, в 2013 году случился настоящий бум ребрендинга российских футбольных клубов. Вслед за «Рубином» обновились «Зенит», «Спартак», «Локомотив», «ЦСКА» и «Динамо».
«Локомотив»
«Локо» сделал лишь незначительные поправки узнаваемого логотипа.
«Спартак»
Звезды стали основной причины обновления для «Спартака», жаждущего отразить великую историю клуба в своем логотипе. В 2013 году это стало возможным после принятия РФС решения о размещении чемпионской звезды за пять завоеванных чемпионств, включая советские заслуги (хотя изначально планировалось вести счет только российским титулам, но после протеста ветеранов футбола требования изменили). «Спартак» добавил к одинокой звездочке еще три.
Новый логотип включает неизменные элементы – классический ромб и букву «С», что связывает настоящее с прошлым. Интересно, что первая эмблема была создана в 1935 году при участии отца-основателя «Спартака» Николая Старостина и с тех пор корректировалась всего 4 раза.
«Спартак» не ограничился одним логотипом, по его просьбе был создан бренд-бук, что дало старт бренду «Спартак». В бренд-буке появился новый образ – образ гладиатора, который активно используется клубом сейчас.
Не стоит и говорить, что изменения в «Спартаке» болельщики восприняли крайне положительно.
«Зенит»
Питерский клуб сохранил историческую стрелку, которая присутствует на эмблеме в течение всего существования команды. Новая эмблема была призвана отразить историю становления «Зенита» и постоянное стремление вперед. По отзывам создателей новый лого отражает историческую оригинальную символику клуба и является безупречным во всех отношениях.
А после завоеванного в прошлом году чемпионства (четвертое в российской истории + одно времен СССР) «Зенит» обрел возможность добавить на эмблему заветную звезду.
Фанаты полюбили стрелку больше прежнего питерского логотипа.
«ЦСКА»
После введения чемпионских звезд ПФК «ЦСКА» выступил с заявлением, что не будет размещать их на форме, так как в основном логотипе клуба уже присутствует звезда. Это касается игр во внутреннем чемпионате, а на играх Лиги чемпионов армейцы появляются в форме с двумя звездами над эмблемой. По комментариям представителей клуба «с точки зрения эстетики звезды смотрятся более органично и презентабельно в играх еврокубков». Кроме того, в Европе о «ЦСКА» известно хуже, чем в России и стремление клуба заявить о себе вполне объяснимо.
«Динамо»
Московские динамовцы последовали примеру «Спартака» и украсили клубный значок чемпионскими звездами, в отличие от «ЦСКА», на постоянной основе.
Бытует мнение, что обновление – это всегда хорошо, что это постоянное развитие. Но так ли это? Ведь бывает, что лучшее становится врагом хорошего. И на примере «Рубина» это ярко отражено. Легко переборщить, легко «не попасть», потерять узнаваемость, и еще легче расстроить и разочаровать болельщиков, с мнением которых всегда надо считаться. Так стоит ли обновляться кардинально, как это сделал «Рубин» и «Зенит» или только корректировать знакомую эмблему, как это делают другие представители («Локомотив», «Спартак»)? Вопрос философский или, скорее, риторический.
Касательно того, что новую "стрелку" полюбили больше прежней - заявление весьма и весьма голословное. Неприятия нет, но и прям адовой радости перерисовка не принесла. А фанатам, насколько мне представляется по опыту общения, больше нравится стрелка образца не 2013, и даже не 1988, а 1940-х.