Монография обожания. В России вышла книга о Гвардиоле
В этом месяце «Эксмо» выкатило книгу испанского журналиста Гильема Балаге «Пеп Гвардиола: на Пике» тиражом в 3000 экземпляров. Книгу, оцененную издательством в 655 рублей, сложно назвать актуальной: Балаге с первых страниц задается вопросом «куда же теперь пойдет Пеп?», но Бавария и Сити тут вообще не при чем. Книга поступила в продажу на Amazon в 2014 году и вот, наконец, докатилась до нас. Чтобы как-то смягчить это недоразумение, издательство поместило на обложку дополнение к названию – «На пике».
Соответственно, все 400 страниц книги посвящены четырем годам Гвардиолы в Барселоне, а также основательной предыстории развития карьеры игрока. Прорвавшись сквозь нарост предисловий от Фергюсона, Генича и Яременко, читатель попадает в основательный массив рассуждений о каталонском тренере. Книга проносится от Санпедора к Ла Масии, переносясь на Камп Ноу и, наконец, на последнюю пресс-конференцию Гвардиолы.
Метод автора – попытка залезть в голову феноменального тренера через призму мнений от игроков и СМИ. Бесконечный поток высказываний всех, кто только готов был говорить о Гвардиоле, словно выстраивается в длинные монологи, и многие страницы книги напоминают сценарий театральной драмы, где в качестве персонажей выступают Хави, Пике, Бьелса и далее и далее. Между всем этим Балаге рассказывает хорошо нам знакомую историю, вскрывая широкий пласт не самых очевидных деталей. Журналист разбирает Гвардиолу со всей сторон, которые только можно вообразить – от того, как именно тренер устанавливал физический контакт с футболистами по ходу матча, до испанской формы обращения к Кройфу в ходе частных бесед. Несмотря на главы, в книге 4 мотива, как в любом фильме про супергероя, - кто такой, кто друзья, кто враги, как победить.
Преимущество книги – в отходе от банальной хроники в пользу некоторого анализа. Балаге пытается показать, что в футболе нет ничего нового; всякое событие, помимо последствий, имеет так же и определенные предпосылки, которые нужно выявлять. Пеп на страницах книги (в недоступных широкой аудитории частных беседах) говорит, что он не родился, зная все, и не выигрывал бы трофеи, если бы возглавлял не Барселону. И он, по Балаге, не столько гений, сколько следствие. Его феномен был эволюционным, а не революционным. Выстраивая последовательность выводов, Балаге пытается донести до читателя мысль, что появление всякого гения – реакция времени на застой эпохи.
Весь Гвардиола подается через призму симптомов к следствиям и выводам. У Балаге доминирует логика, разум и сложноуловимая последовательность на надличностном уровне. Все предсказуемо и очевидно, нужно лишь «читать» исторический контекст (стоит отметить, что Балаге контекст читает еще не идеально: достаточно лишь взглянуть на заявления журналиста в последние пару лет).
Балаге довольно широкими мазками изображает картину становления той Барселоны; по его мнению, все в команде Гвардиола делал ради идеи Месси – возможности вырастить величайшего игрока из предпосылки, и именно это было главной идеей тренера, ради которой он шел на все, хладнокровно избавляясь от Этоо, Бояна и Ибрагимовича. Принимая во внимание тот факт, что Балаге также написал биографию Мессии, все это становится вполне объяснимым.
Несмотря на все безусловные плюсы книги (недоступные нам факты), вся она – словно научная работа студента филологического факультета, которая пытается быть научной по сути, но автор просто не может не приписать какой-нибудь изысканный, но порой неуместный оборот, который, по его мнению, читателем будет расценен как элегантное обобщение, а автором – как проявление его писательского таланта. И порой сквозь явную линию важного проскальзывает то, что часто портит книги – излишняя трогательность автора, который слишком погружается в свое произведение. Это робкая сентиментальность скатывается у Балаге к стилю дешевых по сути, но дорогих по ценнику книг о лидерстве и успехе.
Однако следует признать, что книга хороша. Помимо истории великого тренера, в книге находят отражение политические, национальные и межличностные темы. Под крайне интересным углом показано противостояние с Моуриньо, отеческие отношения с Месси, трогательное товарищество с Вилановой и братское единение с Хави. Кроме того, верные почитатели мемов о ван Гале и философии будут в восторге – последняя упоминается часто, да и первому находится место.