5 мин.

Бразилия-58

Даже если бы требовалось определить и описать не одиннадцать лучших команд в истории Кубка мира ФИФА, а всего лишь три, несокрушимая и легендарная, а заодно единая и неделимая бразильская сборная конца 50-х – начала 60-х вошла бы и в тройку. Как по совокупности заслуг, так и за каждую в отдельности. В первую очередь, конечно, за тактическую революцию, изменившую не просто облик футбола, а весь его почти что вековой уклад. Затем – за несравненный состав, в котором не хватало места признанным звездам, потому что на ходу зажигались новые. За 17-летнего юношу, что забьет больше всех в команде на ЧМ-58 и вскоре станет «Королем футбола». За умопомрачительную игру, наконец.

При всем при этом в Швецию в 58-м бразильцы ехали отнюдь не фаворитами. Золото должны были разыгрывать другие: Англия, СССР, Венгрия, Франция, Югославия, действующие чемпионы западные немцы, хозяева турнира шведы… С Бразилией, разумеется, считались, но в ее возможности верили слабо. Она и в квалификации выглядела бледно, и заявка ее чуть ли не наполовину состояла из неведомых имен. А главное, бразильцы уже приучили публику к тому, что в футбол они играют хоть и красиво, но крайне нестабильно, подвержены перепадам эмоций и не способны побеждать в важнейших матчах. Еще свежи были воспоминания о фиаско восьмилетней давности на «Маракана», где был проигран финал Уругваю – а ведь тогда у «селесао» была самая настоящая «дрим-тим», не чета той, что приехала на шведский чемпионат.

В первых матчах бразильцы оставили двоякое впечатление. Посредственную Австрию они раскатали в фирменной полуцирковой манере – 3:0, зато с обороной Англии ничего поделать не смогли – 0:0. Наблюдатели подметили, что Бразилия держит в обороне четырех человек и четырьмя же атакует, но выгоды в этом поначалу не рассмотрели. Тем временем сами бразильцы резонно опасались сборную СССР, встречей с которой им предстояло заканчивать групповой турнир: это была новая, толком незнакомая сила на мировой арене, и, по мнению прессы, сила весьма и весьма грозная. В общем, накануне встречи с советской командой в стане сборной Бразилии проскакивали панические настроения: а ну как придется досрочно возвращаться домой.

И тут тренер Висенте Феола пошел на нетривиальный шаг. Он убрал из состава полузащитника Дино Сани, форвардов Жоэла и Альтафини по кличке «Маццола», и заменил их новичками. В средней линии появился Зито из «Сантоса», на правом краю атаки – Гарринча из «Ботафого», а вместо 19-летнего «Маццолы» вышел и вовсе 17-летний пацан Пеле. Молодежь, не подверженная страхам, с первых минут смяла советскую оборону, и два гола еще одного новичка, Вава, внедренного в состав игрой ранее, принесли Бразилии уверенную победу и первое место в группе.

Вот тогда-то и заговорили на каждом шагу о тактической революции. Вдруг всем стало очевидно, насколько важную роль играет оттянутый в полузащиту номинальный форвард Диди, который задает ритм атаки и выбирает ее направления. Обнаружилась и польза от второго центрального защитника, который не только успевал страховать партнеров, но и при случае мог сыграть с кем-нибудь персонально, и даже поддержать развитие наступления. Именно после матча Бразилия – СССР мир узнал, что в футбол не обязательно играть с пятью нападающими – и стал переучиваться.

Бразильцы же следующий выигрыш добыли со сложностями: валлийцев в четвертьфинале удалось додавить лишь во втором тайме с помощью гола юного Пеле. Но эта победа окончательно помогла команде поверить в свои силы: полуфинал с Францией она провела образцово-показательно, не позволяя сопернику поднять голову в обороне и расправить плечи в нападении. Пеле отличился трижды, еще по мячу добавили к разгрому Вава и Диди, и хотя вратарь Жилмар впервые на турнире пропустил, это не омрачило всеобщей радости.

После этого Бразилию было не остановить. «Золотой матч» с хозяевами турнира шведами они выиграли с тем же счетом 5:2, установив рекорд результативности финалов. Вава и Пеле оформили по «дублю», причем гол последнего при счете 2:1, когда он принял в штрафной верховую подачу, следующим движением перекинул мяч через голову защитника и, не роняя мяча на землю, с лета пробил в угол, включен во все «золотые» голевые коллекции. После финала Пеле плакал навзрыд на руках у старших партнеров – настолько сильным было потрясение от собственного успеха.

Через четыре года Пеле снова плакал, но от боли. В матче с Чехословакией он на ровном месте споткнулся – и выбыл из строя до конца турнира. Но отряд словно и не заметил потери главного бойца: «Короля» заменил молодой Амарилдо – и в двух ключевых матчах, с Испанией в группе и чехами в финале – забил три мяча.

По сравнению с 58-м годом в составе чемпионов произошли еще три замены: пару центральных защитников Беллини – Орландо заменила связка Мауро – Зозимо, в Швеции просидевшая на лавке, а Джалма Сантос, вышедший тогда на поле только в финале, прочно обосновался на правом фланге обороны. Плюс Амарилдо. Остальные – те же лица, только на четыре года старше.

Лидером команды на этот раз стал Гарринча. На правом краю он творил, что вздумается, не разбирая, что за соперник перед ним находится и на какие каверзы способен. В четвертьфинале с Англией и полуфинале с Чили Гарринча провел по два гола, каждый краше предыдущего, и при этом еще и партнерам помог забить. Его игра покорила публику настолько, что когда в концовке встречи с чилийцами форвард отмахнулся от досаждавшего ему фолами соперника и был удален с поля, болельщики обратились в судейский комитет ФИФА с просьбой снять с игрока дисквалификацию, чтобы он смог сыграть в финале и еще раз впечатлить зрителей финтами и ударами. Судьи просьбу выполнили, Гарринча вышел на поле и помог партнерам переиграть Чехословакию – 3:1.

С тех пор два чемпионата кряду никто не выигрывал.