Что делал Луис Энрике в мадридском «Реале»
Денис Романцов – о многолетнем пути Луиса Энрике в «Барселону»
Опрокинутый дом
Исидоро Санчес оставил «Авилес» и подвизался скаутом «Барселоны» на севере Испании. Распускалась весна 1988-го, когда он возник в астурийском городке Эль-Франко. Вычитал в газете про лихача из местной команды «Ла Бранья», который много забивает, при этом забракован хихонским «Спортингом», и решил поглядеть, что за фрукт.
Парень был и правда ничего. Исидоро познакомился с его родителями, шефом команды, получил добро на стажировку в «Барселоне», запросил в клубе два авиабилета и повез юношу в аэропорт Овьедо.
В такси юноша молчал, смахивал пот со лба и глядел в окно, пытаясь понять, что вообще происходит. Может, он спит? Сейчас дядя Хосе Мануэль разбудит его, и скаут «Барселоны», и билет на самолет рассеются, как только он откроет глаза. А как быть с сегодняшней бессонной ночью? Она-то не могла присниться. И отчисление из «Спортинга» за худобу – тоже.
В самолете он сразу вырубился, через час, когда стали снижаться, Исидоро встряхнул его: «Взбодрись. Через два часа у тебя тренировка рядом с «Камп Ноу». Приземлились, парень вскочил, делая вид, что бодр, и пошел вслед за Исидоро на парковку аэропорта Эль-Прат. По пути его снова прошиб пот: облазил все карманы, но не нашел обратного билета, купленного для него «Барселоной». В джинсах нет, в рюкзаке тоже, наверно, выкинул вместе с билетом, по которому прилетел – да какая разница, в этом заполошном мороке можно потерять что угодно.
Что делать? Сказать Исидоро? Не доехал до «Камп Ноу», а уже принес «Барсе» убыток. Сказал. По пути на стадион Исидоро созвонился с клубом, запросил еще один билет, ухмыльнулся и сказал, что ничего страшного, но дурные выводы, наверняка, сделал: парень нервничает, не устойчив к стрессу или что-нибудь в таком духе.
Исидоро Санчес разместил свою астурийскую находку в отеле Rallye рядом с «Камп Ноу», а через полчаса проводил на тренировку. Там парню почти сразу стало больно в паху, он пытался скрывать это, но только до тех пор, пока его дискомфорт не стал очевиден окружающим. «Тебя раньше беспокоил пах?» – «Нет, никогда, первый раз». Это от нервов. Новичку дали отдохнуть пару дней, среду и четверг, а в пятницу игра команды стажеров против молодежки «Барсы», там у него будет шанс.
Беспокойного юношу звали Лучо. Утром среды Эмилио Гутьеррес, ровесник из юниорского состава «Барсы», зашел за ним в отель, и устроил экскурсию: Рамбла, Парк Гуэль, Готический квартал, Барселонетта. Лучо хромал, в его состоянии лучше не нагружать мышцы, но он кружил по городу с новым приятелем и в среду, и в четверг, а назавтра игра, за которой следили руководители и тренеры «Барсы» – Хосе Луис Ромеро, Ориоль Торт, Мартинес Виласека и Карлес Решак.
Игра, как и все последние дни, пролетела, точно сон, через час в номер постучался Хосе Луис Ромеро. «У тебя не особо получилось сегодня». – «Да, я знаю». – «Но мы будем продолжать следить за тобой в Астурии».
Луис Энрике закрыл дверь и стал собирать рюкзак, старясь не выронить новый обратный билет.
Другая жизнь
Мы продолжим следить за тобой – это то же самое, что «мы вам перезвоним», услышанное в конце собеседования. На самом деле, Исидоро Санчесу посоветовали переключиться на других игроков – не таких костлявых и суетливых. Луис Энрике об этом не знал, он вернулся в Хихон с ощущением, что еще обязательно вернется и в Барселону, и на «Камп Ноу». Ему там все понравилось, кроме своей нервозности. Узнав о барселонском кастинге, пусть и неудачном, фактически все заметные астурийские команды стали звать Луиса Энрике к себе: даже «Спортинг», где четыре года назад у него и защитника Абелардо диагностировали субтильность, несовместимую с серьезным футболом.
Каждый человек хоть раз в жизни хочет побыть спесивым и надменным: Луис Энрике набрался всего этого за четыре дня в «Барселоне» и дома, чтоб проучить родной «Спортинг», подписал предварительный контракт с «Овьедо», главным соперником Хихона, на восемьсот тысяч песет в год.
«Спортинг» очнулся, вернул Абелардо, который три года возился в астурийском «Эстудиантесе», а потом вышел на дядю Луиса Энрике Хосе Мануэля: повлияйте на него, пусть возвращается из Овьедо. Луис Энрике только этого и ждал: чтоб сами пришли и стали звать назад.
Предварительный контракт с «Овьедо» удалось расторгнуть, а по-взрослому Луис Энрике подписал другой – на семь лет со «Спортингом» с отступными в размере 250 миллионов песет. «Я думал, что это астрономическая цифра и никто никогда ее не заплатит», – скажет Луис Энрике в интервью El Pais через два года.
За это время он забил больше всех в третьей лиге, играя за вторую команду «Спортинга» в паре с Хавьером Манхарином, в 1990-м его призвали в основу, и в дебютном сезоне в примере он извергнул четырнадцать голов, еще три в Кубке, забил «Барсе» и на «Камп Ноу», и в Хихоне (причем победный), стал лучшим молодым игроком Испании и открытием сезона по версии Don Balon и El Pais, вывел «Спортинг» в Кубок УЕФА, и уже зимой на него вышли «Реал», «Атлетико» и да, «Барселона».
В «Спортинге» было худо с деньгами, Луиса Энрике хотели продать повыгоднее, и новый президент клуба Пласидо Родригес страшно сожалел, что Рамон Фернандес, который был до него, вписал в контракт Луиса Энрике такие неосмотрительные отступные – 250 миллионов песет (около полутора миллиона евро по сегодняшним меркам). Тем не менее, устно он договорился с «Барселоной», что она заплатит 300 миллионов песет, но не учел, что у Луиса Энрике были другие планы. Президент «Реала» Рамон Мендоса вышел на игрока, а не на клуб, и договорился о пятилетнем контракте. Да и о чем говорить с клубом, если отношения Луиса Энрике со «Спортингом» автоматически разорвались, когда на счет Хихона упало 250 миллионов.
Покупка главного молодого таланта Испании была важным пунктом программы Мендосы, которому предстояло второе переизбрание – важным, но не ключевым. Еще он обещал заманить в футбольный «Реал» Арриго Сакки и Руда Гуллита, а в баскетбольный – вернуть тренера Джорджа Карла (это удалось). Сакки вежливо отказался, Гуллит тоже, планы изменились: новым тренером должен был стать колумбиец Матурана из «Вальядолида», а новой звездой – Лотар Маттеус из «Интера», но в итоге тренером остался Радомир Антич, весной подхвативший клуб у Ди Стефано, а в жанре нарядного импорта еле-еле удалось получить Роберта Просинечки: Югославию рвало на части и ее футбольные чиновники долго отказывались визировать трансфер хорвата из «Црвены Звезды», напирая на то, что ему не исполнилось двадцати пяти лет.
Когда 21-летнего Луиса Энрике презентовали на «Сантьяго Бернабеу», журналистов больше волновало продление контракта с мексиканским нападающим Уго Санчесом, который вроде как был одной ногой в «Барселоне», а Луис Энрике, забивший в том сезоне на два мяча больше, воспринимался как его преемник. «Я не думаю, что переподписание Санчеса повлияет на мою карьеру, меня это не беспокоит, – говорил Луис Энрике. – Наоборот, я хочу учиться у него. Если б я не верил в себя, я бы не пошел в «Реал». Я никогда не сомневался в своем выборе, хоть меня и звала «Барселона».
Переживать из-за Санчеса и правда не стоило, он в новом сезоне почти не играл, а потом уехал домой. Луис Энрике же повредил спину в товарищеской игре с «Барселоной», пропустил три недели, а потом Хаджи, Просинечки, Мичел и Бутрагеньо не спешили отдавать ему место в атаке. Луис Энрике забил четыре мяча, но играл урывками и у Антича, и у Лео Беенхакера, который летом был советником президента Мендосы, а в январе стал главным тренером.
Перед вторым сезоном в «Реале» случилась домашняя Олимпиада. До нее Луис Энрике постригся под ноль, а после победы над Польшей в финале попросил парикмахера выбрить на затылке слово «золото». Луис Энрике забил один из первых мячей Испании на турнире, а потом помогал забивать нападающему Кико, здорово комбинируя в середине поля с Гвардиолой.
В «Реале» появился новый тренер – Бенито Флоро из «Альбасете», такой прото-Моуринью, работавший тренером с двадцати шести лет и к сорока дослужившийся до «Реала». Георге Хаджи умотал в «Брешию», Луис Энрике получил больше игрового времени, забил изящный мяч «Тимишоаре», и смешной – «Реал Сосьедаду». Он всегда был уместен и полезен в модели Флоро, но не казался незаменимым. Всегда бы кто-то круче – Йерро, Мичел, Саморано, потом Рауль с Амавиской, а Луис Энрике вроде где-то рядом, но на втором плане.
С чемпионата мира он вернулся со сломанным носом – двинувшего ему локтем Мауро Тассотти впервые в истории футбола дисквалифицировали (да еще как, на восемь игр) на основании видео, а Луис Энрике с Тассотти помирились только через семнадцать лет. Он вернулся в «Реал», который купил у «Барселоны» Лаудрупа, у «Вальядолида» Амависку, в «Тенерифе» поживился тренером Вальдано и опорником Редондо. В октябре из третьей команды «Реала» вынырнул 17-летний Рауль, и седьмого января 1995-го вся эта банда накостыляла дрим-тим Йохана Круиффа с Куманом, Стоичковым и, кстати, Хаджи. 5:0.
Я смотрел ту игру в программе «Футбол без границ» и до сих пор помню кучу-малу, появившуюся в воротах старшего Бускетса, когда Саморано влетел туда вместе с мячом после паса Лаудрупа. Луис Энрике забил тогда четвертый гол, добив мяч после неловкого удара Саморано, задрал майку и стал дубасить кулаком воздух. Шарм той игры и хет-трика Саморано усиливало то, что 5:0 на «Бернабеу» произошли ровно через год после 0:5 на «Камп Ноу» и хет-трика Ромарио.
Долгое прощание
«Реал» стал чемпионом, Луис Энрике играл у Вальдано даже больше, чем у Флоро, но потом все пошло не так. В клубе полыхнул финансовый кризис, из-за чего Мендоса, обогнав на новых выбора Флорентино Переса, вскоре уступил президентское кресло своему заместителю Лоренсо Сансу, команда рухнула в нижнюю часть таблицы, Вальдано пихал Луиса Энрике то на фланги обороны, то в нападение, изредка выпуская в стартовом составе, и Луис Энрике сорвался.
Близилась игра с «Альбасете», Вальдано не включил Луиса Энрике даже в запас, объяснив это тем, что ему нужно отдохнуть перед игрой Лиги чемпионов с «Ференцварошем», Луис Энрике завелся и наболтал журналистам, что все это ерунда, что его не поставят в состав и с «Ференцварошем», а отдохнуть он в том сезоне успел столько, что готов играть до семидесяти лет. Через два часа Фернандо Редондо удалят зуб, нечаянно занесут инфекцию, он вылетит из состава на игру с «Альбасете», его место займет Луис Милья, перешедший в 1990 из «Барселоны», и для Луиса Энрике откроется вакансия в заявке, но будет поздно. Он уже объявил журналистам, что его агент Альберто Тольдра ищет ему новый клуб.
Четыре года Луис Энрике страдал от ощущения, что его недооценивают, не используют всю полноту его таланта, а тогда, двадцать лет назад, его вообще перестали ценить, им затыкали отверстия в защите и он решил, что с него хватит.
Зимой вместо Вальдано пришел Арсенио Иглесиас, он вернул Луиса Энрике на удобную позицию в полузащиту, но уже в середине первого тайма Иглесиаса в «Реале» Луис Энрике набросился на форварда «Овьедо» Томаса Кристиансена, ударившего его сзади по ногам, и получил красную.
Лоренсо Санс объявил, что продление контрактов Саморано, Луиса Энрике, Лаудрупа, Мичела, Эснайдера и Ринкона – это миллиард песет, и такие траты неуместны. Вернуть Луиса Энрике мечтал новый президент «Спортинга» Хосе Фернандес, подступалась «Валенсия», но уже в апреле агент Хосеп Мингуэлла проболтался, что «Барселона» договорилась с Луисом Энрике и Хуаном Антонио Пицци из «Тенерифе».
В конце мая на парковке аэропорта Барахас вице-президент «Барселоны» Жоан Гаспар протянул Луису Энрике контракт, тот его подписал, на пресс-конференции заявил, что не любит смотреть на свои фото в форме «Реала» и что сине-гранатовая майка ему больше к лицу. Потом выяснилось: весной «Реал» объявил агенту Луиса Энрике, что не будет продлевать с ним контракт и сосредоточится на переговорах с Фабио Капелло, потом Капелло договорился с «Реалом» и Лоренсо Санс вдруг решил все-таки попробовать переподписать Луиса Энрике, но у того уже был контракт с «Барселоной».
И все это к лучшему. «Реал» с Капелло стал чемпионом, а Луис Энрике за год в Барселоне забил на два мяча больше, чем за пять лет в Мадриде, выиграл Кубок Кубков, потом встретил свою будущую жену Елену, стал отцом, отметил гол «Реалу» так же запальчиво, как гол «Барселоне» в 1995-м, и на «Камп Ноу» его с тех пор любят так же сильно, как ненавидят на «Бернабеу».
Как защитник «Реала» и «Милана» поиграл в 12 странах
«Богат тот, кому мало надо». Как потерять все и пробиться в «Барселону»
Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Simon Bruty
Я тут один не понял, кто там вынырнул?
Не удивлюсь, если лет через 5-10 он окажется у руля Реала, умение рулить звездным составом он подтвердил.
Так сходу про мадридское прошлое вспоминается про Видаля с Это’о.
Кто еще мог вынырнуть 17-летним в Мадриде? )