Театр одного «Шахтера»
Студенты факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления, проходящие стажировку на Украине, посетили «Донбасс-Арену», стали свидетелями триумфа «Шахтера», почувствовали любовь донецких болельщиц к Дарио Срне и узнали, что игроки «горняков» примут участие в театральной постановке.
Сравнительно недавно это было: журнал «Шахтер», печатный орган одноименного футбольного клуба, подвел итоги конкурса, объявленного среди своих читателей, а вернее сказать читательниц. Условия состязания устроители обрисовали в следующих словах и выражениях: «Участницы, используя все свое обаяние, должны привести оригинальные аргументы в пользу любимого игрока, подкрепив свои мысли эффектной фотографией». Ну, девушки, понятно, все сделали как просили: использовали, привели и подкрепили. Но результат получился неожиданный. Вы, наверное, думаете, что победило в этом конкурсе какое-нибудь не вполне еще совершеннолетнее существо в розовых носочках, которое что-то там такое пролепетало, нежное и девичье. А вот ничего подобного.
«Кто к нам с любовью придет, от любви и погибнет»
Открываем «Шахтер», читаем: «Из многочисленных писем, пришедших на адрес нашей редакции, львиная доля признаний принадлежит голкиперу Андрею Пятову, но безусловным лидером по популярности стал капитан оранжево-черных и просто любимчик девушек Дарио Срна»... Но если за фотографиями дело не постояло, благо украинки никогда не были обделены красотой, то с аргументацией было сложнее «зайчик», «лапочка» и «прелесть» это, конечно, мило, но не очень серьезно. Не впечатлило это нашего капитана!».
В общем, всех в итоге превозмогла некая Томрико по фамилии Тодуа. Сам Срна ее и выбрал. За то, что она ему вот как написала: «Дарио Срна лучший из лучших, потому что он: истинно командный игрок; выкладывается до финального свистка арбитра; умеет находить общий язык с многонациональной командой; человек, который не останавливается на достигнутом и ни минуты не почивает на лаврах; талант, помноженный на усердие, упорство, трудолюбие; наконец, человек, который не забывает свои корни и традиции своей страны».
Вот, кажется, все. И все, главное, по делу. Но как-то, согласитесь, слишком уж серьезно и совершенно не эротично. Не этого мы обычно от девушек ждем, не тем грезим. А так-то, пожалуй, и я Дарио смог бы очаровать. Хотя я давно уже не девушка.
Впрочем, я заметил: такая несентиментальность, некоторая даже суровость нравов им вообще свойственна и Донецку, и его жителям. Ну и «Шахтеру», конечно, на то он и «Шахтер». Да и здешний «Металлург» такой же. Вот уж неделя прошла, как сгоняли они по нулям с приезжей «Зарей», а афиши того матча так по всему городу и висят. И на них: «Кто к нам с любовью придет, от любви и погибнет». Вот прямо так и написано.
«Представьте: вы выполняете какую-то работу, а вас одновременно начинают освистывать 20 тысяч человек...»
«Шахтер», кстати, на энергичный металлургический слоган ответил более чем достойно: программкой к чемпионскому матчу с Киевом. Этот исторический теперь уже документ содержит несколько безусловных авторских удач, к которым я отношу, прежде всего, два наповал разящих заголовка «Если враг не сдается...» и «Нам есть, за что мстить», целиком и полностью соответствующих духу предваряемых публикаций.
Программку эту я приобрел на «Донбасс-Арене», в так называемом «золотом ресторане». Из высоких, от потолка до пола, окон этого фешенебельного заведения открывается чудный панорамный вид на гигантские холмы терриконы, подпирающие низкое донецкое небо миллионами тонн отработанной угольной породы. Вид, надо сказать, совсем серенький и наверняка способный подтолкнуть счастливых обладателей VIP-абонементов, беспечно попивающих свой Hennessy, к размышлениям о том, что жизнь сложная штука и в принципе могла бы сложиться не столь нарядно.
Те, у кого она именно так и сложилась, попав на «Донбасс-Арену», отправляются в заведения попроще, где их вниманию предлагается пиво по 8 гривен за поллитра и бесплатная газета «Fan Трибуна», несущая в широкие трудовые массы культуру боления.
С общей культурой у широких масс и так все в полном порядке: поверите ли, за все девяносто минут решающей битвы с Киевом, за пятнадцать минут перерыва, которые я провел не где-нибудь, а в очереди за тем самым пивом в шахтерском буфете, я не услышал ни слова мата ни в хоровом, ни в сольном исполнении. Это просто уму непостижимо: люди в большинстве своем только что из-под земли повылезали, назавтра им, может быть, обратно и такое самообладание! Ни звука про Таню Буланову, ни единого ОУКСа! И, что особенно обидно, Фурсенко здесь очевидно не при чем. Ни он, ни Кодекс его чести.
А так-то, конечно, оживленно на стадионе: не молчит народ, выкладывается. Сверяется по мере сил с родимой «Fan Трибуной». А там, в редакционном материале «Главное оружие болельщиков голос!», так написано: «Когда вы вместе со всем стадионом освистываете соперника «Шахтера» при подаче штрафного, углового и даже просто в момент владения мячом, у него начинают трястись колени. И это не метафора! Представьте себе ситуацию: вы выполняете какую-то работу, а вас одновременно начинают освистывать 20 тысяч человек. Как вы себя почувствуете? Насколько эффективно сможете работать? То-то и оно. Футболисты тоже люди, такие же, как мы».
Каково? Ведь в самую же точку! А вот этот пассаж: «И запомните, только на стадионе можно выплеснуть энергию и вдоволь накричаться. Ну не в театре же это делать, не так ли?!». Хотя тут коллеги из «Fun Tрибуны», пожалуй, ошибаются. Почему бы, в самом деле, и не в театре? Есть у болельщиков донецкого клуба и такая возможность. Точнее скоро появится. Не верите, так почитайте еще один материал, из третьего, мартовского номера «Шахтера». Называется «Па-де-труа в черной комнате». Вот он, почти без сокращений.
«Сцены искушения игроков звездной болезнью»
«Под оглушительный рев трибун душа Виталия Старухина вознесется над «Донбасс-Ареной» и в лучах славы канет в бессмертие. Но это будет в финале. А до того тончайшая человеческая субстанция должна будет пройти испытание славой, одиночеством, стеной и комнатой во мраке... В танце! Донецкий театр оперы и балета готовит к Евро -2012 невиданный проект, в котором задействованы футболисты и тренеры «Шахтера».
Собственно, личное участие горняков в балетных партиях не предусмотрено: они только праобразы. Но это покамест. До чемпионата Европы еще далеко, а либретто пока не доработано... Хотя в целом сюжетная канва балета под рабочим названием «История одной биографии» уже вырисовалась.
«Постановка в двух отделениях будет состоять из 15 сцен, у каждой из которых свой прототип из числа легендарных игроков «Шахтера», рассказывает режиссер балета, худрук донецкого театра и народный артист Вадим Писарев. «Главный герой это собирательный образ футболиста, но за основу взята биография Виталия Старухина. Через танец, эмоции, музыку, ритм, энергетику мы раскроем внутренний мир игроков со всеми их проблемами и переживаниями».
Знаковых сцен в балете будет несколько. Например, символическая эпоха перемен время развала СССР и начало новой футбольной эры. Впечатляющими обещают стать сцены искушения игроков «звездной болезнью», терзаний после поражений и ликования от побед, тема командного духа, фортуны, взаимоотношений тренера и футболиста. Уже сейчас несколько особняком видится хореографическая сцена «Одиночество».
«У этой сцены особая предыстория», говорит Вадим Писарев. «Когда-то мы разговаривали с Виктором Прокопенко, и он обронил фразу, которая меня потрясла: «Страшно, когда остаешься один, а впереди тебя только стена. Теперь, спустя много лет, я положил эти слова в основу «Одиночества».
Заворожит зрителя и па-де-труа, где главный герой мечется между двумя людьми в белом и черном, добром и злом. Танцевать трио будет в комнате, окутанной мраком. В остальных сценах будут угадываться клубные цвета «Шахтера», а в финале на театральных подмостках появится «Донбасс-Арена».
Музыкальное оформление спектакля будет нетрадиционным сочетание классики и современности. «В первых нескольких сценах музыка будет академической, а затем начнет трансформироваться. Финал это уже шумовые элементы, оркестр и электронные звучания», говорит автор музыки аспирантка Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского Анастасия Комлекова. Чтобы создать атмосферу современного стадиона, молодая композитор планирует записать не только реальный шум на трибунах «Донбасс-Арены», но и голоса футболистов «Шахтера» дальним фоном, но так, чтобы было узнаваемо».
Ну, как идея? По-моему, богатая. Доведется еще раз побывать в Донецке, обязательно схожу взглянуть на постановку. Но это именно, что потом, если доведется. А пока...
Пока: «Шахтер чемпион!». Танцуют все!
P.S. 42-тысячная арена, команда Харьковского паровозостроительного завода, повсеместная забота о болельщиках, тренировочная база «Металлиста», штрафы и принципы игры. Все это и многое другое можно увидеть в фотопосте из Харькова, где прошел первый день стажировки «Футбольная индустрия Украины», организованной для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления.
Жаль, что нет упоминания о тренировочной базе «Кирша»(