Скандал в DFB: «черная касса», игра по правилам ФИФА или месть экс-президента?
О скандале в Немецком футбольном союзе (далее DFB, от немецкого «Deutscher Fußball-Bund»), а точнее – вокруг него и Чемпионата мира 2006 года в российской прессе пишут лишь короткими новостями. Из них сложно понять, что именно послужило причиной скандала, и как он развивается. Мы восполняем этот пробел и публикуем обзор событий, сделанный специально для Бундеслиги.ру Марией Шклярук – юристом и социологом, автором колонок в «Ведомостях» и «РБК».
Слухи о том, что с «Летней сказкой» – Чемпионатом мира 2006 года – не все было ладно, ходили давно. В далеком 2000-м, когда только решался вопрос о том, кому достанется футбольный праздник, в фаворитах ходила ЮАР, которой симпатизировал президент ФИФА Блаттер. Но выиграла Германия и скорее всего (голосование тайное) благодаря голосам 4 азиатских членов исполнительного комитета. 12 голосов могло Германии и не хватить – при 12:12 голос Блаттера считался бы дважды. Но в последний момент против указаний своей федерации пошел член комитета от Новой Зеландии и не проголосовал. Итого 12:11 в пользу Германии. Новозеландец умер несколько лет назад, причин его поступка теперь не узнать. В некоторых немецких газетах пишут, что в документах по расследованию коррупции в ФИФА есть переводы предположительно именно этому новозеландцу 250 000 долларов, не от DFB, конечно. Но вопрос, из каких денег и в чью пользу, висит в воздухе.
Когда только начались разговоры о коррупции при получении Чемпионатов мира Катаром и Россией, Зепп Блаттер ответил примерно так: «Бывали ли проблемы с коррупцией при выборе хозяев ЧМ? Я всегда вспоминаю о голосовании за Германию…». К этому добавлялось и якобы сказанное однажды (об обстоятельствах ниже) Гюнтером Нетцером, что «голоса азиатских федераций купили».
Прошло время, и тут – две с половиной недели назад – с подробным журналистским расследованием выступил «Шпигель» («Der Spiegel», известнейший немецкий информационно-политический еженедельник). Сначала журнал собрал все известное раньше и добавил туда конкретики про счета и суммы, произнес вслух «черная касса для подкупа голосов», а через неделю отыгрался на реакции DFB и назвал новые доказательства. «Шпигель» ведет себя как хороший следователь – дает «подозреваемым» высказать версию, более или менее объясняющую имеющиеся факты, а затем выкатывает новые документы. Или сообщает, что они есть. Версия начинает трещать по швам, в общественном мнении растет недоверие к DFB. А у «Шпигеля» еще и не слабый «коронный свидетель»: на стороне журнала играет Тео Цванцигер, экс-президент DFB, которого и сменил Вольфганг Нирсбах – главный объект атаки «Шпигеля», если не считать Франца Беккенбауэра. Да, именно «Кайзер» становится центральным героем (или уже правильней сказать антигероем) всей истории.
Франц Беккенбауэр и Вольфганг Нирсбах
Таковы действующие лица, а вот и факты, реакция и противоречия, которые известны сейчас.
В 2000 году (по другим версиям – в 2002-м) Франц Беккенбауэр обратился к главе «Адидаса» Роберту Луису-Дрейфусу (умер в 2009 году) и получил частный кредит в 10 млн. швейцарских франков (6,7 млн. евро). Беккенбауэр поручился за возврат кредита своим имуществом, расписку подписал его адвокат.
DFB, судя по всему, не учитывал эти деньги официально, но тем не менее они были переведены в ФИФА – и оказались у члена финансового комитета катарца Мохамеда бин Хаммана. В 2011 году катарец был пожизненно дисквалифицирован от любых занятий, связанных с футболом, а его имя является синонимом коррупции в ФИФА.
Имя катарца прозвучало за пару дней до недавней пресс-конференции Нирсбаха, когда состоялся телефонный разговор Цванцигера и Хорста Шмидта – бывшего генерального секретаря DFB и члена оргкомитета ЧМ-2006. Цванцигер записал содержание разговора после его окончания, и его записи есть в распоряжении «Шпигеля». Именно в этом разговоре первый раз прозвучала так называемая «версия DFB». Согласно ей в 2001 году, когда Германия уже считалась хозяйкой ЧМ-2006, Беккенбауэр вел переговоры с ФИФА о получении денег от нее для организации Чемпионата. ФИФА готова было перечислить 250 млн. франков, однако от оргкомитета ЧМ-2006 должно было поступить 10 млн. франков для ФИФА (в России на этом месте можно было бы пожать плечами и сказать волшебное слово «откат»). Эти деньги и занял Беккенбауэр у шефа «Адидаса». Эти деньги и оказались затем у катарского шейха. Таким образом – никакого подкупа, скорее, участие в затратах на проведение ЧМ.
Через пару дней эту версию озвучил президент DFB. Без катарского шейха, конечно.
На этом месте засомневался даже «Бильд», который при всей своей бульварности и любви к скандалам первые дни был очень сдержан, находил слабые места в версиях «Шпигеля» и был скорее нейтрально положителен к DFB. Частный кредит? Но зачем? Если оргкомитету ЧМ-2006 были нужны деньги в 2001-2002 годах, то это было уже после встречи крупнейших концернов у канцлера, на которой Беккенбауэр попросил помощи оргкомитету. Тогда большинство предприятий были готовы помочь, чем надо – деньгами, личным участием и так далее. В этот момент Чемпионат мира уже становился общенемецким делом, были бы нужны официальные кредиты/деньги/траты – оргкомитет получил бы их в любом банке и почти от любого концерна.
Тут подоспела и пресс-конференция президента DFB. Нирсбах с трудом ее выдержал, произвел слабое впечатление на журналистов, сказал, что Чемпионат мира не был куплен, 6,7 млн. евро (10 млн. франков) были, но в 2005-м это был платеж от DFB для организации культурной программы, в первую очередь праздника открытия Чемпионата, сейчас обоснованность этого платежа проверяют, возможно, ФИФА потратила его «нецелевым образом», а сам он об этом всем узнал летом 2015-го.
Лучше бы он этого не говорил. Журналисты засыпали его вопросами, на многие из которых он не смог ответить (текст пресс-конференции есть в открытом доступе на сайте «Шпигеля»). А через день «Шпигель» опубликовал пересказ некой рукописной записи, выполненной почерком, «очень похожим на почерк Нирсбаха». Она сделана на факсе, в котором содержится образец платежки «вторых» 6,7 млн. евро – в 2005 году, в адрес финансового комитета ФИФА. В ней предположительно Нирсбах предлагает изменить текст назначения платежа на прямое указание того, что деньги от DFB должны быть переведены ФИФА на счет Луиса-Дрейфуса. Что в итоге и произошло. Вторая запись на факсе предположительно принадлежит Хорсту Шмидту и гласит: «Расписка возвращена». Особых сомнений, что это та самая расписка Беккенбауэра перед Луисом-Дрейфусом, нет.
Тут и Цванцигер впрямую обвинил Нирсбаха во лжи о том, что он ничего не знал до лета 2015-го. Цванцигер в целом хорошо подготовился к публичной битве и не говорит что-то экспромтом. Еще раньше его адвокат проделал большую работу по анализу фактической стороны дела и подготовил подробный отчет обо всех спорных правовых нюансах. Естественно, адвокат работал на своего доверителя, но по крайней мере, он собрал менее противоречивую версию. Тем более что Цванцигеру есть, о чем переживать – именно он и Шмидт подписывали документы о переводе 6,7 млн. евро в 2005 году в ФИФА, которые оттуда были переведены на счет экс-директора «Адидаса».
Заодно и ФИФА немедленно опровергла факт договоренностей о 250 млн. франков в обмен на 10 млн. франков для организации ЧМ. Но свидетельства ФИФА сейчас мало, что значат: вымогать (или «выбивать», правильное слово тут – вопрос оценочный) деньги на внутренние программы и свою деятельность, равно как и для прочих целей, там явно умели.
Тео Цванцигер
Версия Цванцигера – и «Шпигеля» – такова. Оргкомитет ЧМ-2006 имел «черную кассу», ее и составили 10 млн. франков (6,7 млн. евро), которые в распоряжение оргкомитета представил глава «Адидаса». Деньги ушли через финансовый комитет ФИФА к катарскому члену комитета. Об этом знали Беккенбауэр и Гюнтер Нетцер (последний, возможно, узнал позже). В 2005 году глава «Адидаса» попросил деньги назад. Именно в этот момент о существовании кредита/«черной кассы» узнали все члены исполнительного комитета DFB. В том числе и Цванцигер, в том числе и Нирсбах. Ни у кого тогда не возникло сомнений, что Беккенбауэр не должен лично возвращать кредит. И тогда кто-то (эта часть пазла пока не раскрыта) договорился с ФИФА. DFB из своего бюджета перевел 6,7 млн. евро (10 млн. франков) ФИФА, а те – на счет частный счет экс-главы «Адидаса». Таким образом, был возвращен кредит, за который поручился Беккенбауэр. Цванцигер сомневался, стоит ли переводить деньги так, но рисковать скандалом за год до ЧМ не стал. Теперь он об этом жалеет, говоря: «Я не должен был это подписывать».
«Летняя сказка» 2006 года была невероятно успешной для Германии. Страна почувствовала себя единой, флаг и гимн стали настоящими символами, DFB заработал 150 млн. евро, 50 из которых ушло на налоги, 50 – в ФИФА, а 50 остались для DFB.
В 2012 году начинается коррупционный скандал. Платеж в 6,7 млн. евро от DFB попадает в лист «вероятно коррупционных операций». Цванцигер в 2012-м – член исполнительного комитета ФИФА осведомлен о ходе расследования и видит, что скандал о коррупции в ФИФА может в перспективе затронуть и DFB, и его лично. А чуть позже узнает, что дело обстоит еще хуже.
Осень 2012-го, Цюрих. Цванцигер написал свою автобиографию, Гюнтер Нетцер должен ее рекламировать. Долгий разговор в ресторане, и речь заходит про 10 млн. франков от Луиса-Дрейфуса. Нетцер – близкий друг умершего экс-главы «Адидаса». И тут он говорит Цванцигеру, что 10 млн. франков были потрачены на подкуп 4 голосов азиатских федераций. Нетцер отрицает этот разговор. «Слова против слов», и прямо в эти дни накал в этом эпизоде противостояния повышен: Нетцер требует от Цванцигера признать, что такого не было, угрожает судебным процессом. Цванцигер, похоже, к этому готов и ссылается на ряд имеющихся у него документов. Собственно, ссылается он и на то, что в 2012-м и в 2013-м дважды встречался с частью членов Президиума DFB и предлагал провести внутреннее расследование. В первую очередь – новому президенту DFB Вольфгангу Нирсбаху. Тут предпочел ничего не делать (справедливости ради отмечу, что отношения Цванцигера и Нирсбаха со времен совместной работы в DFB являются чуть больше, чем полной противоположностью понятию «хорошие друзья»). Обо всем этом впрямую спрашивали редактора «Шпигеля», на что он ответил: «Да, но версия Цванцигера подтверждается документами».
В начале той недели на вопросы адвокатов 4 часа отвечал Беккенбауэр. Его ответы в кратком содержании близки версии DFB: голоса не покупали, деньги ФИФА потребовала в обмен на платеж для оргкомитета. К таким платежам 15 лет назад относились более свободно. На этом месте «Бильд» немедленно напомнил, что до 2002 года деньги, потраченные на взятки в других государствах, по немецкому праву можно было вычитать из налогооблагаемой базы, относя к расходам. С тех пор, однако, многое в Германии поменялось.
Гюнтер Нетцер и Франц Беккенбауэр
Теперь над делом работает 10 адвокатов из крупной адвокатской компании, прокуратура Франкфурта думает над началом уголовного расследования. А после расследований мюнхенской прокуратуры в отношении «Сименса» все прокуроры хорошо знают, что надо делать и где искать. Все больше вопросов задают политики, журналисты и общество. Можно ли было играть по другим правилам, а не по тем, что предлагала ФИФА? Кто врет в этой истории? Сколько еще сомнительных финансовых операций можно в ней найти? На что действительно потратили деньги?
И как в хорошем детективе на середине – вопросов пока больше, чем ответов. Но на них придется отвечать, и в этом главный урок всей этой истории. Но если ответы на тему «кто виноват?» – это ответы для прошлого, то ответ на вопрос «что делать?» – для будущего.
Приведет ли скандал к изменению системы управления в DFB, сменится ли президент, повыситься ли прозрачность финансовых расходов? Скажет ли DFB в целом «нет сомнительным правилам», даже если их навязывает сильнейший? Для немецкого футбола больше значат именно ответы для будущего. Найдут правильные – это будет такой же большой шаг вперед, каким была «Летняя сказка» в 2006 году. Что-что, а развитие футбола в Германии после нее вряд ли можно купить.
Поматериалам «Der Spiegel», «Bild», «FAZ», «Kicker».
Подборка материалов «Der Spiegel»
От лица редакции сердечно благодарим Марию Шклярук за эксклюзивный материал, предоставленный нашему блогу!
Автор, текст хороший, но будь добр , вставь пожалуйста "e" в "Spiegel".
"Беккенбауэр поручился за возврат кредита своим имуществом, расписку подписал его адвокат. " - то есть Франц рисковал своими 10 миллионами, чтобы передать взятку, которая могла бы и не сработать? И ради чего?