Знай и беги свой город. Часть I: что такое БГ?
Every saga has a beginning!
Именно этот слоган фильма "Звездные Войны, Эпизод I: Скрытая угроза" пришёл мне в тот момент в голову. И тут я понял, что это правда. Любая хорошая история должна иметь начало. А уж историю того, о чем тут написано, я считаю очень даже хорошей.
Изначально задумывавшийся краткий пост о том, как я в этом участвую, разросся аж до двух частей. Предлагаю вам часть первую, в которой расскажу о проекте, что он из себя представляет сегодня и с чем его едят.
Итак...
Был далекий зимний вечер 18 февраля 2006 года. В то время я встречался с девушкой по имени Маша. И вот в тот самый день был у неё день рождения. Гостей было много, кто-то пришёл вовремя, кто-то опоздал немного, всё как обычно. Так уж получилось, что последним заглянул на огонёк Игорь Голышев.
Игорь припозднился, пришёл, когда часть гостей уже ушла. Пришёл он уставший и замёрзший и честно попросил чего поесть. Так как многое уже было съедено, то мой выбор пал на оставшуюся треть ведра салата оливье. Что и было предложено гостю. И вот тут-то всё для меня и началось...
Салат не просто понравился. Он вызвал бурю положительных эмоций. Вся штука было в том, что салат готовил я. И он, этот салат, был розовым. Просто потому, что там колбасы было едва ли не больше, чем остальных ингредиентов вместе взятых. И именно это вызвало радость! Ведь, как мне было радостно поведано, настоящий мужской оливье должен быть розовым!
Поев, Игорь рассказал, что он задержался, так как долго проходили согласования в комитете Петербурга по поводу БГ. И вот тогда-то он и дал мне расшифровку этой прекрасной аббревиатуры.
Бегущий Город!
Именно так называются соревнования по городскому ориентированию, автором которых был (и есть) тот самый гость, Игорь Голышев.
Я не знаю, каким образом в голову организаторов пришла эта идея: провести соревнования по городскому ориентированию. Понятно, что это были не первые в мире и истории соревнования по ориентированию в городе. Проект, однако, изначально был направлен на другое.
Абсолютное большинство других подобных соревнований - это соревнование на "оббежать за минимальное время максимальное число точек". В основе же проекта "Бегущий город" изначально лежала другая идея: давнишнее желание организаторов поделиться своим городом. Показать его с неожиданной стороны, связать воедино те части, что могли казаться разрозненными. Рассказать о малоизвестных или незаслуженно обойденных вниманием живописных уголках. Ну и, безусловно, дать возможность «почувствовать город ногами» — изучить его в динамике повседневной жизни. Провести участника по неким контрольным точкам, КП - это лишь малая часть дела. Показать то, что не замечаешь каждый день, будь то непривычный дом, необычный памятник или просто внезапное место в городской суете - вот основная цель соревнований.
Я не готов говорить о других участниках, но на мне эта цель была достигнута. Я стал замечать, обращать внимание на вещи, которые раньше проходили мимо меня. И это прекрасно!
Самый первый Бегущий город, он же «Бегущий Город 2оо0», состоялся 5 ноября 2000 года. На первых соревнованиях не было разделения трасс на категории по сложности. Соревнования проводились всего в двух зачетах – один для команд и одиночек, передвигающихся пешком и на общественном транспорте, другой для велосипедистов-одиночек. На старт вышли 33 команды и 12 одиночных участников.
Результат и процесс понравились. Хотя, конечно, я могу ошибаться. Но как тогда можно интерпретировать тот факт, что почти через год, 27 октября 2001 года состоялись вторые соревнования «Бегущий Город 2оо1»?
Прошёл ещё год, и 26 октября 2002 года состоялся третий "Бегущий город".
С тех пор соревнования стали ежегодными и проходят в Петербурге в октябре. С 2014 года датой проведения стала вторая суббота октября, до этого была последняя суббота октября.
С 2005 года к Петербургу присоединилась Москва.
С 2007 по 2012 год во многих городах России проводились "ПоБеГи" - так называемые "малые БГ". Соревнования отличались меньшим количеством категорий и КП.
С 2008 года появился третий "Бегущий город" - Екатеринбург.
Не буду больше утомлять историей, скажу только, что на сегодня под эгидой БГ проходят до 40 соревнований в год. И это только Россия, но и Финляндия, Латвия - Рига и Даугавпилс, Эстония.
А в будущем году запланированы Милан и Стамбул.
Вообще суть соревнования довольно проста: найди контрольную точку и выполни там задание. Побеждает тот, кто правильно выполнит большее количество заданий за меньшее время.
В рамках каждого из соревнований зачет происходит в нескольких категориях. Контрольные точки отличаются способом указания этой самой контрольной точки и её типом. Задания на контрольных точках бывают нескольких типов, чаще всего требуется или что-то посчитать, или что-то срисовать, или что-то записать. При этом важно успеть закончить трассу до закрытия финиша. Время старта при этом для всех разное, в финиш закрывается одновременно для всех!
Теперь обо всём подробно.
Начнем с контрольных точек. Сами контрольные точки бывают трёх типов: обычные КП, этапные КП и бонусные КП.
Дело в том, что каждая трасса в каждой категории разбита на этапы. В зависимости от категории этапов может быть от двух до пяти. Переход от одного этапа к другому происходит на этих самых этапных КП. На этапных контрольных точках обязательно присутствует судья, который фиксирует у себя в журнале время прихода команды, ставит подпись и печать в маршрутный лист команды и выдает задания следующего этапа. Собственно говоря, вы не сможете перейти в следующий этап, не посетив конечную точку текущего этапа.
Этапный КП берется последним на этапе. А вот остальные точки в произвольном порядке.
А вот бонусные КП могут браться в любой момент дистанции, на любом этапе. Они дают временной бонус, позволяющий уменьшить итоговое время в финальном протоколе.
И тут главное - правильная логистика.
Способа указания КП есть два: прямое указание адреса или загадка.
Прямое указание выглядит так:
Загадка может выглядеть так:
Вообще загадки - это отдельная тема, подробней я расскажу во второй части повествования.
Задания на контрольных точках бывают нескольких типов, чаще всего требуется или что-то посчитать, или что-то срисовать, или что-то записать. На приведенных выше картинках задания написаны синим курсивом: "Количество улиток" или "Название газеты на табличке".
Отличительной особенность БГ является постулат "быть на КП - не значит взять его".
Почему так? Да всё просто: можно коряво прочитать задание и записать не то. Можно списать не с той таблички. Или неправильно посчитать. Или бывает так: на одном КП могут быть разные задания для разных категорий, но вы, зачем-то, считаете вместе с толпой из другой категории вместо того, чтобы считать своё. Таких вещей - масса! Подбробнее постараюсь рассказать в следующей статье.
Разобравшись с контрольными точками переходим к категориям.
Категории друг от друга отличаются двумя вещами: как задан КП (прямо или загадкой) и каким транспортом можно пользоваться.
Транспортные категории - это категории, в которых можно использовать только общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, электричку. Плюс - пешком или бегом. А вот личный транспорт и такси запрещены.
Сюда входят категории "Ангел" и "Атлант", в которых контрольные точки заданы явно, и категория "Сфинкс", в которой все (!) контрольные точки - загадки! У "Ангелов" трасса короче, чем у "Атлантов", а внутри "Сфинкса" есть подкатегории "Лайт", "Мидл" и "Про", также отличающиеся длиной трассы.
Вот так, например, выглядит маршрут серебряных призёров в категории "Атлант".
Так, для справки: от точки 120 до точки 175 по прямой 18 километров!
Отдельной веткой транспортной категории является "Кентавр", который позволяет в дополнение к указанному транспорту использовать складной велосипед. Все КП тут заданы в явном виде.
Если вы любите велосипед, то вам во "Всадники"! Данная категория разделена на четыре подкатегории: "Лайт", "Мидл" и "Про", отличающиеся длиной трассы (от 60 км в "Лайтах" до 150 в "Про"), а все КП в явном виде, и "Экстра", в которой некоторые (но не все) контрольные точки - загадки.
Вам нравятся ролики? А самокаты? Тогда вам в "Химеры". Тут полное раздолье: можно, конечно, пешком, но гораздо интересней на роликах, самокатах, лонгбордах, джамперах, стридах... Вот что нравится - то и выбирайте. А вот общественный и личный транспорт под запретом. Тут две подкатегории, "Лайт" и "Про", отличающиеся только длиной трассы.
Следующие в списке - люди крепкие телом и духом. "Грифоны". Тут все КП в явном виде. А вот передвигаться можно только пешком или бегом. И никакого транспорта! А ведь в подкатегории "Про" трасса доходит до 60-65 километров! "Лайт" короче, около 40 км.
Категория "Лев". БГ - это соревнования для всех. В них участвуют в том числе с детьми, часто с маленькими, в колясках. А кому-то нравится просто ходить и смотреть город. Вообще, это категория наиболее точно воплощает изначальную идею соревнований. В категории "Лев" можно только ходить. И это единственная категория, где нет зачета по времени. И самая массовая. Во "Львах" есть четыре подкатегории, на любой вкус: "Лайт" и "Про" отличаются длиной маршрута и количеством КП, в "Экстра" все контрольные точки - загадки. А для тех, кто любит необычное - подкатегория "Лев & Единорог", где все КП не только загадки, но и заданы на английском языке! Есть из чего выбрать.
И заключительная категория. Во всех предыдущих были какие-то ограничения по транспорту и способу передвижения. В этой - нет. Категория "Броневик". Можно использовать любой транспорт. Вообще любой! Внутри есть две подкатегории: "Лайт" и "Про". В "Лайтах" некоторые простые КП заданы загадками. А в "Про" загадки - все!
Как видим, категорий довольно много, можно выбрать на любой вкус. Своё найдут и любители транспорта, и любители бега, и любители загадок, и те, для кого важно увидеть и пройти везде, не оглядываясь на время.
Все эти категории - развитие соревнований. Изначально были только транспортная и велосипедная. Потом появилась пешая. Потом - загадочная. Потом... В этом году - "Лев & Единорог". Что будет дальше? Увидим!
Принять участие в любом из соревнований просто: надо выбрать соревнование, категорию, зарегистрировать команду и оплатить вступительный взнос.
Размер взноса зависит от категории. К сожалению, по всем категориям цены я не помню. Зато знаю, что сам участвую в самой дорогой категории. Взнос - 1800 рублей с команды.
В команде может быть от одного до четырёх человек. Стратегий по составу команды великое множество: бежать чаще всего легче и быстрее с одним "сбеганным" партнёром, а вот гадать загадки лучше вчетвером!
Ну что, вы уже выбрали, где, когда и с кем вы побежите?
В следующей части я расскажу о своём участии в соревнованиях. Следите за эфиром!
А если у вас появились вопросы, то милости прошу в комментарии!