7 мин.

Антимаркетинг: как баскетбольный Зенит борется с болельщиками

В одной из прошлых статей я уже говорил о том, что помимо хоккея с прошлого сезона начал довольно регулярно ходить смотреть баскетбол. Благо от работы добираться до этого зрелища мне гораздо удобнее, чем на хоккей.

Если мне когда-нибудь надоест хоккей, то баскетбол станет тем самым видом спорта, что заменит мне шайбу с клюшкой.

Однако сегодня я расскажу вам о грустном. Сегодня я расскажу о том, как не надо работать с болельщиками. О том, что болельщиков не надо обманывать, игнорировать и вообще на них всячески плевать. Сегодня я расскажу о том, чего вменяемый клуб никогда не должен делать. И я очень надеюсь, что все эти нестыковки будут исправлены.

Сегодня не будет цельной истории, сегодня будет просто пара зарисовок про то, на что обратил внимание обычный болельщик в моём лице.

История первая. Как не надо продавать билеты

Кубок России по баскетболу. БК Зенит в первый раз участвует в этом соревновании. Руководством клуба ставится цель выиграть Кубок. Изначально РФБ поставила первый и ответный матчи на 31 октября и 24 ноября.  Почему вдруг ответный матч игрался почти на неделю раньше ответа у меня нет (хотя и могу предположить, что для того, чтбы лучше подготовиться к ПАОКу и ЦСКА). Так или иначе, но ещё в дни первого матча была четко обозначена дата ответного матча: 19 ноября 2015 года.

Первый матч Зенит проиграл с разницей в 9 очков. Потом были игры в Еврокубке и Единой Лиге ВТБ, и вот 14 ноября начались потихоньку вопросы от болельщиков: как купить билет на игру?

Казалось бы, XXI век на дворе, интернет во все углы и так далее. Но нет, всё не так просто. Дело в том, что на официальном сайте БК Зенит есть такая штука как Общий календарь. Это такая страница, где сведены воедино все имеющиеся в календаре матчи основной и молодёжной команд. Ну то есть как все – ¼ финала Кубка России там нет. Хоть он и есть на сайте РФБ.

Общий календарь

Ну так вот, в этом общем календаре напротив каждого домашнего матча есть кнопка «Билеты». По моим понятиям (возможно – избалованным), если напротив матча стоит ссылка со словом «Билет», то по нажатию на эту ссылку я попадаю на страницу, где выбираю сектор и место и покупаю билет именно на тот матч, по ссылке с которого я пришёл. Нет, я правда так считаю! Однако при переходе по ссылке мы попадаем на страницу, на которой идут вперемешку, отсортированные по датам, матчи футбольного и баскетбольного Зенитов. Я прошу прощения, что заливаю столь длинную картинку, просто мне надо показать, что это все матчи, что есть на странице:

Список билетов

Беглый взгляд на первую картинку говорит нам о том, что можно купить билеты на домашние матчи Зенита с Сольноки Олай и Летувос Ритас. Пристальный взгляд на вторую не позволяет нам это сделать.

Более того, когда матч на Кубок ещё не состоялся, то напротив него можно было также лицезреть кнопку «Билеты». И если матч с Летувос Ритас ещё появится в списке, то кубкового матча там и не было. Увы, картинки нет, так что придётся вам просто поверить мне на слово. Тем более, что дальше у меня есть кое-что на эту тему…

История первая с половиной. Как не надо обманывать

Вернёмся чуть назад. Итак, ответный матч КР, запланированный и состоявшийся 19 ноября 2015 года.

За несколько дней до матча народ начал интересоваться на тему билетов на этот самый ответный матч. Был в том числе и вопрос от меня. К сожалению, я не могу его опубликовать по техническим причинам, о которых расскажу в конце.

Ответ на мой вопрос «а почему нет билетов в списке матчей?»:

Где пройдет

Ответ прекрасен: матча и билетов нет, потому что сам матч пройдет на тренировочной арене. А на тренировочной арене он пройдет потому, что за день до этого – игра с Автодором.

Я понимаю, когда речь идёт о футбольном газоне, например. Там да, нужен перерыв травке, чтобы оправиться от нагрузок да подрасти. Тут же – деревянный паркет. Ну или не деревянный, но от этого не менее бездушный паркет. Да что там паркет – даже на ледовых аренах спокойно проходит два матча в день во время чемпионатов мира! А там всё же лёд, его надо заливать и так далее – покрытие гораздо более требовательное.

Правда открылась весьма просто – на сайте Сибур Арены есть календарь, согласно которому Арена была занята подготовкой к шоу Евгении Лагуны "Параллельные миры".

Расписание Сибур Арены

Вот как бы и всё, казалось бы.

Но нет… народ (уже не я) продолжил возмущаться и получил другой ответ:

Про деньги

Ну что, это уже похоже на правду. Хоть я и уверен, что на ответный матч пришло бы не меньше зрителей, чем на условную Виту – тут нужна была победа, да ещё и +9!

Вопрос в другом: почему сразу нормально не сказать? Уверен, что решение о том, что играть будут не на основной арене, было принято сразу, заранее, за много времени до матча. А зрителям стало известно только за пару дней.

Я искренне считаю, что объявление в духе «Уважаемые болельщики! По организационным причинам ответный матч Кубка России состоится в тренировочном зале Сибур Арены. Данный зал не предназначен для приёма зрителей, присутствовать будет только Фан-сектор. Мы приносим свои извинения всем любителям баскетбола, желавшим посетить данный матч и поддержать команду. БК Зенит будет транслировать данную игру, информация о трансляции появится ближе к игре на официальном сайте и в этой группе, следите за обновлениями!» должны были быть размещены на официальном сайте и в официальной же группу БК Зенит сразу же, как только об этом стало известно руководству команды.

Уверен, что реакция болельщиков была бы принципиально другой.

История вторая. Как работают с болельщиками в официальной группе.

Как и любой уважающий себя спортивный клуб, БК Зенит имеет официальную группу в различных социальных сетях. В том числе – во вконтактике.

Периодически клуб устраивает различные розыгрыши, акции на которых разыгрываются вполне понятные призы: билеты на матчи, клубная атрибутика, мячи с автографами. Всё как у людей.

Один из вариантов такого розыгрыша – «Нарисуй афишу к матчу».

Розыгрыш

Обратите внимание: розыгрыш билетов на матч начинается менее, чем за двое суток до начала матча. Билетов, кстати, на Виту было много свободных, посещаемость в этот раз была меньше средней по сезону.

Не нужно заострять внимание на том, что в первом предложении говорится про 10 комплектов, а в последнем - про пять победителей. Хотя все нормальные люди понимают, что "копмлект" - это больше одного.

В теме этой акции один из участников группы задал, как мне кажется, совершенно разумный вопрос. Его вопрос и ответ на него от администрации группы:

Правила устанавливаем мы

Менее двух суток до игры, кто хотел – точно купил билет, тем более это можно было сделать на сайте и даже со скидкой. Логичный вопрос при данной ситуации, но…

Правила игры устанавливаем мы!

Всё.

Какие могут быть вопросы после этого?

Добавьте сюда отсутствие ответов на вопросы участников группы по поводу игроков, команды, матчей (на 70% вопросов отвечают другие участники) и вы получите более-менее полную картину того, как представители БК Зенит общаются в группе со своими болельщиками.

 

Самое приятное в этой ситуации в том, что после того, как я попытался растолковать всё это чудесным людям, ведущим группу, я был забанен в ней.

Пока клубы НБА оборудуют стадионы мощными беспроводными сетями, разрабатывают и внедряют приложения, позволяющие посмотреть повтор, статистику и заказать колу и попкорн прямо на место в реальном времени – в России банят тех, кто хоть как-то пытается помочь…