Самые богатые клуба мира: «Реал», «Барселона», «МЮ», «Бавария», «Арсенал»
В очередном отчете крупнейшей аудиторской компании Deloitte данные о 20 самых доходных футбольных клубах мира по состоянию на конец сезона-2008/09. О том, почему «Реал» становится лидером финансовой гонки уже пятый год подряд, помог ли «Барселоне» самый успешный сезон в ее истории нарастить свои доходы и что помешало «МЮ» сохранить за собой вторую строчку Money League, в разборе первой части рейтинга.
Цифры из отчета Deloitte могут расходиться с какими-то цифрами, которые публикуют сами клубы, поскольку все суммы переведены в евро по курсу на конец оцениваемого сезона, а еще доходы от трансферов не учитываются их рассматривают как инвестиции, а не обычную операционную деятельность клуба. Здесь и далее все суммы приведены в евро.
The Deloitte Football Money League 2008/09
Position (prior year position) |
Club | Revenue (£m) | Revenue (€m) |
---|---|---|---|
1 (1) | Real Madrid | 341.9 | 401.4 |
2 (3) | FC Barcelona | 311.7 | 365.9 |
3 (2) | Manchester United | 278.5 | 327.0 |
4 (4) | Bayern Munich | 246.6 | 289.5 |
5 (6) | Arsenal | 224.0 | 263.0 |
6 (5) | Chelsea | 206.4 | 242.3 |
7 (8) | Liverpool | 184.8 | 217.0 |
8 (11) | Juventus | 173.1 | 203.2 |
9 (10) | Internazionale | 167.4 | 196.5 |
10 (7) | AC Milan | 167.4 | 196.5 |
11 (15) | Hamburger SV | 124.9 | 146.7 |
12 (9) | AS Roma | 124.7 | 146.4 |
13 (12) | Olympique Lyonnais | 118.9 | 139.6 |
14 (16) | Olympique de Marseille | 113.5 | 133.2 |
15 (14) | Tottenham Hotspur | 113.0 | 132.7 |
16 (13) | Schalke 04 | 106.0 | 124.5 |
17 (n/a) | Werder Bremen | 97.7 | 114.7 |
18 (20) | Borussia Dortmund | 88.1 | 103.5 |
19 (n/a) | Manchester City | 87.0 | 102.2 |
20 (17) | Newcastle United | 86.0 | 101.0 |
1. «Реал» 401,4 млн
Динамика за последние 5 лет: 276 292 351 366 401 (все суммы в млн евро) Телетрансляции: 160,8 млн (40% от всех доходов клуба) Билеты и абонементы: 101 млн (35%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 139,2 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 74 000 (80 000) Спортивные результаты: В сезоне-2008/09 «Реал» стал вторым в чемпионате Испании и в Лиге чемпионов вылетел в первом же раунде плей-офф.
Положение вещей: Пятый год подряд «Реал» становится богатейшим клубом мира, демонстрируя завидную положительную динамику роста доходов. Кроме того, мадридский клуб стал первым, сумевшим преодолеть планку в 400 миллионов евро. 10-процентный прирост (в абсолютных цифрах на 35,6 млн евро) был обеспечен, несмотря на сравнительно неудачный сезон, в котором «сливочные» уступили своим конкурентам из «Барселоны» по всем статьям и шестой раз подряд вылетели в 1/8 финала Лиги чемпионов. Наибольшая заслуга в общем увеличении доходов у телевидения и 7-летнего контракта королевского клуба с телекоммуникационной группой Mediapro (25 млн, 18%). Этот контракт вкупе с несколькими другими сделками принесет «Реалу» в целом 1,1 миллиарда долларов на протяжении семи сезонов до 2014 года. Испанские команды обладают возможностью самостоятельно, а не в пуле, продавать права на трансляции своих матчей, что дает грандам неоспоримое преимущество по сравнению с их английскими, французскими, немецкими, а с 2011 года и итальянскими коллегами. Для сравнения «Манчестер Юнайтед» получил на 43,7 миллиона меньше от вещания, чем «Реал», несмотря на на дополнительные 18,1 млн от УЕФА за выход в финал Лиги чемпионов (эти инвестиции Deloitte тоже относит к телевизионным). Общий размер доходов от телевидения у «Реала» 160,8 млн: выше, чем общий доход всех клубов нижней десятки Money League.
Доходы от коммерческой деятельности спонсорства, мерчендайзинга, продажи клубной атрибутики и т.д. выросли на 10,2 млн (8%). У «сливочных» в самом разгаре контракты с ключевыми партнерами: титульный спонсор Bwin пролонгировал контракт еще на 3 года, до сезона-2012/13, причем сумма сделки выросла с 15 до 20 млн в сезон. Кроме того, до сезона-11/12 действует контракт с Adidas, сотрудничество с которым началось еще в 1998 году.
Основные надежды мадридского двора связаны с тем, что приход Флорентино Переса на пост президента клуба и последующие инвестиции в размере 219 млн в покупку таких игроков, как Роналду, Кака, Бензема, Альбиоль и Алонсо, приведет к новому циклу футбольных успехов и, как следствие, к росту прибыли. Первое царствие строительного магната позволило «Реалу» в период с 2000-го по 2006 год удвоить свои доходы.
2. «Барселона» 365,9 млн
Динамика за последние 5 лет: 208 259 290 309 365,9 Телетрансляции: 158,4 млн (43%) Билеты и абонементы: 95,5 млн (26%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 112 млн (31%) Посещаемость и вместимость: 77 031 (98 800) Спортивные результаты: В чемпионате Испании «Барселона» заняла первое место, выиграла Лигу чемпионов и Кубок Короля.
Проведя самый успешный сезон в истории клуба и одержав победы во всех турнирах, «Барселона» смогла увеличить свои доходы до 365,9 миллиона евро (18%) и обогнать «Манчестер Юнайтед» в европейской коммерческой гонке (чему поспособствовал также благоприятный для испанцев курс евро по отношению к фунту). С сезона-03/04 каталонцы добились практически двукратного увеличения дохода (с 169 до 365 млн), что является абсолютным рекордом роста для клуба рейтинга Football Money League. Доходы повысились засчет улучшения условий контракта с телевещательной корпорацией Mеdiapro, а также распределения доходов от УЕФА (примерно 31 миллион евро).
Кроме того, после проведения частичной реконструкции «Камп Ноу», которая сейчас отложена на неопределенное время, «Барселона» станет близка к тому, чтобы зафиксировать стомиллионный доход с каждого из трех источников прибыли. Впрочем, команде и так удалось совершить определенный скачок в продажах билетов и абонементов (4%) и без переделки стадиона.
На спонсорстве и мерчендайзинге сине-гранатовые в этом году заработали на 32% (27 млн) больше и это при том, что так и не пошли на размещение коммерческого логотипа на футболках. Клуб заключил 4-летнее соглашение с арабской телекомпанией Etisalat и двухлетний контракт с биржей ставок Betfair, а также продолжает пользоваться плодами сотрудничества с Nike, соглашение с которым было переподписано на улучшенных условиях в прошлом году. Понятно, что свои достижения в текущем сезоне каталонцы уже не улучшат, однако потенциал для роста доходов кроется прежде всего в улучшающемся от года к году контракте с Mediapro, международной популярности бренда «Барселона», а в долгосрочной перспективе и в увеличении количества лож после частичной реконструкции «Камп Ноу». Непонятно, смогут ли каталонцы обогнать своего главного соперника мадридский «Реал» в рейтинге Money League, но положение клуба в первой тройке рейтинга выглядит очень стабильным.
3. «Манчестер Юнайтед» 327 млн
Динамика за последние 5 лет: 246 243 315 325 327 Телетрансляции: 117,1 млн (36%) Билеты и абонементы: 127,7 млн (39%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 82 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 74 839 (76 200) Спортивные результаты: Победитель чемпионата Англии и финалист Лиги чемпионов.
Несмотря на удачный сезон, в котором были одержаны победы в чемпионате мира среди клубов, а также чемпионате Англии и Кубке лиги, «Манчестер Юнайтед» опустился на третью позицию в рейтинге Football Money League. Англичане сумели добиться стабильного увеличения доходов в каждом из трех основых источников, но больно ударило падение курса фунта стерлинга.
Однако клуб сохранил за собой лидерство в важном показателе «Доходы от проведения матчей»: прибыль с каждой домашней встречи теперь составляет 4,3 миллиона евро. Определенное влияние на доходы от текущего сезона также окажет возросшая цена на абонементы что позволяет говорить о стабильности этой строчки доходов. Доходы от телевидения возрасли на 9%, а вот прибыль от УЕФА немного понизилась проигравшие в финале англичане получили на 4,6 миллиона евро меньше, чем в предыдущем сезоне. Третье кряду чемпионство в высшем английском дивизионе обеспечило 4-процентный рост доходов от телевидения (60,4 млн), а удачное выступление в национальных кубках еще 1,8 миллиона.
Доходы от коммерческой деятельности увеличились на 9% благодаря ряду сделок со спонсорами второй степени Saudi Telecom и маркой швейцарских часов Hublot, а титульный спонсор AIG обеспечил еще 14,1 миллиона. Этот сезон станет для AIG последним в сотрудничестве с «Манчестер Юнайтед», однако вряд ли англичане будут горевать о едва не разорившемся партнере ведь уже подписан контракт с американской страховой и консалтинговой компанией Aon Corporation. Сумма сделки составила порядка 80 миллионов фунтов, что сделало ее рекордной среди подобных соглашений в истории футбола. Aon будет выплачивать «дьволам» за свой логотип на футболках манкунианцев 20 миллионов фунтов ежегодно в течение четырех лет: что обеспечит огромный скачок в доходах около 40 процентов. Nike же остается техническим спонсором команды до сезона-14/15. На данный момент курс фунта стерлингов не позволяет англичанам претендовать на повышение в рейтинге, тем не менее, популярность бренда в международном масштабе является тем козырем, который может позволить команде Фергюсона обогнать своих испанских конкурентов.
4. «Бавария» 289,5 млн
Динамика за последние 5 лет: 190 205 223 295 289,5 Телетрансляции: 69,4 млн (24%) Билеты и абонементы: 60,6 млн (21%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 159,3 млн (55%) Посещаемость и вместимость: 69 000 (69 000) Спортивные результаты: Второе место в бундеслиге, но поражение в четвертьфинале плей-офф Лиги чемпионов в матче с будущим победилем турнира «Барселоной».
«Бавария» сохранила за собой четвертую строчку двадцатки Deloitte, несмотря на общее снижение суммы доходов на 2 процента (5,8 млн). Клуб остается джетсеттером в бундеслиге, имея доходов практически вдвое больше, чем следующая команда в турнирной таблице «Гамбург». Поражение в четвертьфиналах Кубка Германии и Лиги чемпионов привело к снижению количества игр, проводимых на домашней «Альянц-Арене» (23 игры по сравнению с 27 в сезоне-07/08), поэтому несмотря на регулярные sold-outы на стадионе, который вмещает 69 тысяч человек, продажи снизились на 13 процентов.
Больше всего «Бавария» традиционно заработала на коммерческой деятельности работе со спонсорами, мерчендайзинге, продажах клубной атрибутики и тому подобном. В этом источнике доходов мюнхенцы вновь бьют все рекорды, несмотря на десятипроцентное снижение, мадридский «Реал» остался вторым с отставанием в 20 миллионов евро. Имея прибыль только с коммерции, «Бавария» все равно бы осталась в рейтинге Money League причем на 11 месте.
Стабильность финансового положения обеспечена тем, что «Бавария» сумела сохранить сотрудничество с двумя своими ключевыми партнерами. С титульным спонсором Deutsche Telekom сделка была продлена до сезона-12/13 на улучшенных условиях 24 вместо 22 млн евро в год. Предусмотрены также бонусы за удачные выступления, что позволит клубу зарабатывать до 30 млн в сезон. Также удачно складывается сотрудничество «Ауди», с которым удалось договориться не только о пролонгации договора до 2019-го года, но и о продаже 9% акций за 90 миллионов евро. Всего до 2019 года автомобильный концерн инвестирует в клуб около 200 миллионов евро.
Доходы от телевидения, которые на фоне остальных источников доходов всегда казались лишь приятным бонусом в этом году значительно подросли прежде всего, за счет участия в Лиге чемпионов, в которой мюнхенцы дошли до четвертьфинала и получили от УЕФА 34,6 млн. Впрочем, общий доход от ТВ 69,9 млн все равно остается самым низким в десятке главным образом, из-за достаточно низкой стоимости прав на телетрансляции матчей национального чемипоната.
5. «Арсенал» 263 млн
Динамика за последние 5 лет: 171 192 264 264 263 Телетрансляции: 89 млн (34% от доходов клуба) Билеты и абонементы: 117,5 млн (45%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 56,5 млн (21%) Посещаемость и вместимость: 59 921 (60 355) Спортивные результаты: четвертое место в чемпионате Англии после «МЮ», «Челси» и «Ливерпуля», поражение в полуфинале Лиги чемпионов от «МЮ».
Очевидный претендент на возвращение в первую пятерку рейтинга Deloitte достиг своей цели общие доходы выросли почти на 7% и достигли отметки в 263 млн. Кроме того, одержана победа в заочном лондонском дерби «канониры» опередили своего извечного соперника лондонский «Челси» в первый раз с сезона-02/03.
Исполнительный директор «Арсенала» Иван Газидис заявил, что цель клуба стать «самодостаточным», чему явно способствует регулярная заполняемость 60-тысячного «Эмирэйтс», а также возросшее с 28 до 32 количество домашних игр. Планка в 100 млн фунтов покорилась такому источнику доходов, как продажа билетов и абонементов, в первый раз, что позволило клубу стать после «Манчестер Юнайтед» вторым по этому показателю, и это с учетом того, что цены не повышались.
Понимая свое отставание от конкурентов по части доходов от спонсорства и мерчендайзинга, «Арсенал» провел серьезную перестройку своего коммерческого департамента. Пока эффект от этой реструктуризации не очевиден в сезоне-08/09 прибыль увеличилась на 3,8 млн фунтов и составила 48 млн. Лондонцы связаны долгосрочным соглашением с Emirates по продаже прав на название стадиона (до 2020/21) и места на футболках (до 2013/14), которое оценивается в 105,7 млн евро, большинство из которых, правда, были вложены в строительство нового стадиона.
Идеи по повышению международной популярности бренда клуб связывает прежде всего с иностранными активностями в частности, с открытием магазинов и футбольных школ на Среднем и Дальнем Востоке, а также в США. Это должно создать платформу для развития в долгосрочной перспективе, потому как хоть пока соглашения со спонсорами позволяют защитить себя от последствий экономического спада, они же и ограничивают клуб в получении прибыли. Это особенно наглядно, если сравнить среднюю стоимость сделки с титульным спонсором с теми, что недавно были объявлены «МЮ» и «Ливерпулем».
Тут конечно не айс ситуация
Во всяком случае Барсу бы точно догнали.
Не думаю что даже фунт особо бы помешал.
А вот спонсорство и мерче поднять не помешало бы, даже один из самых популярных в мире клубов, и по совокупности английский коммерческий лидер, существенно им проигрывает, что про другие английские клубы говорить то...
Анна, а стоимость клубного бренда у Deloitte разве не учитывается?
а так: апл в долгах, в Италии нет денег вообще, про инфраструктуру я вообще молчу. у испанцев тоже все относительно. Германия на фоне всех чемпов стоит особняком.