Дискуссия: будет ли «Матч ТВ» работать для зрителя?
Авторы Television-Sport.com Илья Фирсов, Антон Фуник и Данил Тармасинов разговаривают об аудитории нового спортивного телеканала.
Илья Фирсов: На протяжении последних лет российское спортивное телевидение не было заинтересовано в зрителе. Как сказал Юрий Дудь, на «НТВ-Плюс» за пять лет главредства Василия Уткина появилось полторы программы, названия которых вспоминаются с трудом. Причём даже эти полторы программы отличались графикой на уровне регионального телевидения, постоянными техническими проблемами и больше напоминали капустник для своих, а не продукт, который продавался за весьма приличные деньги.
Проблемы возникли и на самом главном фронте: приобретении контента. Если футбольные права ещё приобретались, то остальным видам спорта сильно не повезло: теленачальники решили, что раз мы-де коммерческие компании, то вкладываться в дорогой и неочевидный в плане успешности среди массовой аудитории продукт совсем необязательно. Инвестировать в спортивное телевидение для того, чтобы разорвать порочный круг, никто не хотел. И вот наконец-то наступил перелом. «Газпром-Медиа» всерьёз взялся за рынок.
Конечно, в первые дни вещания «Матч ТВ» будут мелкие накладки. Но создание вокруг канала спортивной телемонополии должно повысить количество и качество имеющихся у канала прав. Бюджет, по некоторым сведениям, более чем достаточный для того, чтобы «Матч ТВ» стал каналом мирового уровня. А это и студии перед трансляциями, и комментарии с места событий, и графика последнего поколения. Всё это на «Матч ТВ», надеюсь, будет. Должны быть и новые программы, которые заинтересуют того зрителя, которого от шоу Черданцева клонит в сон.
Лихие 90. Александр Липатов — о том, как сделать ток-шоу Черданцева лучше
Я жду от «Матч ТВ» действительно прорыва в спортивном телевидении.
Антон Фуник: Илья, ты же лучше меня понимаешь механизмы работы ТВ. Но уточним: за счёт каких средств существуют все телеканалы?
Илья: Либо за счёт рекламы, либо за счёт абонентской платы, либо за счёт правительственных субсидий.
Антон: Прекрасно. Остановимся на первых пунктах. Что привлекает рекламодателя?
Илья: Рекламодателя привлекает контент, который интересен заданной целевой аудитории.
Антон: А рейтинги этого контента показывают, насколько он, этот самый контент, отвечает интересам целевой аудитории, правда? Так почему ты считаешь, что комментарии с места или большое количество нефутбольного контента принесут прирост хоть в чем-то, кроме затрат на производство?
Илья: А почему все крупные телекомпании цивилизованного мира комментируют спорт с места событий? Потому что это престижно, позволяет передать антураж события и рассказать то, что из студии узнать проблематично, а иногда и невозможно.
Большое количество нефутбольного контента сделает программную сетку более разнообразной. Существуют виды спорта, гораздо более зрелищные, чем футбол. Так почему же мы должны раскручивать только футбол и чуть-чуть хоккей? Простите за пошлое слово «популяризация», но именно этим «Матч ТВ» в том числе и должен заниматься. У нас нефутбольная страна, стоит это признать.
Антон: Возможно, потому, что у них обширная база абонентов, а не 100 тысяч человек? Но это риторический вопрос. Вот представь себя в январе 2016-го: салаты съедены, Орбакайте спела в дуэте с Лепсом на новогоднем огоньке Первого, а молодёжная хоккейная сборная попала в прямой эфир НТВ.
И, наконец, выходные после первой рабочей недели, а в воскресенье случается страшное: на одно время попадают мужской финал Australian Open, матч АПЛ, КХЛ с участием СКА, да еще и и мужские эстафеты в лыжном спринте и биатлоне, а после первого заезда бобслейная четверка идет на первом месте. Вот что ты, работая на «Матче», предпочел бы запрограммировать, не обижая ничьих чувств?
Илья: Надо смотреть, что из всего этого рейтинговее. А рейтинговее из всего этого биатлон. Его и надо ставить в первую очередь. А дальше смотреть по тому, останется ли ещё время в эфирной сетке или нет. Трансляциями не с начала при условии их полноценного присутствия в сетке платных каналов брезговать не нужно.
Данил Тармасинов: Телеканалы на Западе посылают комментаторов на место не только потому, что это престижно. Потому что они зарабатывают на телевидении, а не получают деньги от Алексея Борисыча Миллера.
Илья: А как зарабатывать на телевидении, если всё время комментировать из Москвы?
Данил: Так тебе же ответили выше: ради комментариев с места никто на «Плюс» не подпишется. Дело в комментаторах и их уровне, а не в антураже.
Антон: Я не понимаю, чем отличается комментарий «Формулы-1» или футбола со стадиона или из студии, если этот комментарий профессионален.
Илья: Если комментариям с места сопутствуют студии с места, а также куча всевозможных сюжетов, то это уже создаёт существенный плюс перед комментарием из студии. Другое дело, что некоторые комментаторы комментируют с места будто из студии. И таких комментаторов на «Матч ТВ» быть не должно.
Когда о создании «Матч ТВ» только объявили (даже названия ещё не было, кажется), с подачи, что забавно, нынешнего исполнительного продюсера новостей канала Александра Кузмака обсуждалась тема большого количества перекличек в сетке по типу «Олимпийского канала» на «НТВ-Плюс». Тогда эту идею дружно раскритиковали, но в приведённом Антоном примере мне она кажется уместной. Ведь нужно развивать не только один общедоступный, но и много платных каналов! И уже на этих каналах можно разместить хоть все эти трансляции. Сейчас же возникает ощущение, что всех заботит только один канал, и это неправильно.
Данил: Мне кажется, что «Матч ТВ» будет прорывом, потому что такого в нашем телевидении еще не было. Как минимум, никто не запускал канал сразу в HD, только «Дождь». И это уже направленность на средний класс. Есть же байка про рейтинги. Компания TNS Russia, которая меряет телецифры в нашей стране, изначально устанавливала пиплметры в семьях с невысоким достатком. Это привело к тому, что в какой-то момент эти приборы стояли в тех квартирах, в которых не было телевизоров с плоским экраном. Легко можно догадаться об уровне заработка в этих домах.
А один формат высокой четкости, в котором запускается «Матч ТВ» говорит о многом.
* * *
Антон: «Матч ТВ» не будет работать для зрителей. Не в этом его задача.
Почему? Да даже не потому, что у нас в стране все делается для удовлетворенности одного единственного зрителя, а просто по той причине, что понятие «работа для зрителя» очень обширное.
Вот для кого работает «Звезда»? А ТВЦ? Или ОТР? Вы вообще нажимали на эти кнопки чаще чем на случайные пары секунд в последний год? А ведь это каналы из первого и второго мультиплекса, получающие не меньшие бюджеты.
Цель этого канала, как и перечисленных выше, — это освоение бюджета и имитация работы. Конечно, я не про журналистов, которые, уверен, будут рвать шаблоны и давать качественный контент. Но глобально такой цели нет. Есть задача «сделать»? Сделают. Отчитаются. И забудут. Как про общественное ТВ. И уж, естественно, никого не забудет сейчас отсутствие волейбола или НФЛ. Хотя и 98% зрителей на это плевать.
Только если это считать «работой для зрителя», то канал и телезрители найдут друг друга. И прорыва не получится. В 2015 году запускать общедоступный спортивный телевизионный канал — это бред, с этим опоздали лет на 10. А в то время, когда даже Первый запускает приложения «второго экрана», понимая, что человеку у телевизора нужен не столько контент, сколько его обсуждение, они решают делать классический канал, пусть и в HD. Снова отстают от тенденций. И это печально.
Данил: В принципе ущербно делать бесплатное спортивное ТВ такого размаха, это жуткая советчина. Но ты правда считаешь, что в России настолько низок интерес к спорту, что его невозможно родить или (как кажется мне) переродить?
Антон: Я считаю, что связывать спортивное ТВ и интерес к спорту — это всё равно что надеяться, будто бы проект «Голос» увеличит конкурс в музыкальные училища и школы. Это совершенно разные вещи. И телевизор в широком понимании этого слова может работать пропагандой, но только до тех пор, пока за этим не потребуется каких-то усилий, кроме нажатия кнопки громкости на пульте.
Илья: К классическому каналу будут прилагаться и мобильные приложения, в том числе пресловутый «второй экран», и интернет-портал. В несовременности «Матч ТВ» обвинить не получится.
Почему «ведомственные каналы» (ТВЦ, «Звезда»), ОТР и «Матч ТВ» — каналы одного разряда? Не смущает то, что три названных тобою канала изначально преследуют не столько коммерческие, сколько пропагандистские цели, а другой хотя бы претендует на хоть какую-то окупаемость?
Антон: Потому что все они: а) живут за государственные деньги; б) присутствуют в первом или втором мультплексе; в) по аудитории сопоставимы, если мы берем за точку отсчета рейтинги «России 2». И, наконец, г) ни один из них даже не близок к окупаемости.
Данил: То есть ты считаешь, что эта команда профессионалов, набранная «Газпром-Медиа» с миру по нитке, которая делала всю жизнь развлекательное телевидение для нормальных людей, а не антисексуалов, не превратит «НТВ-Плюс» в хорошее ТВ? Ты же понимаешь, что и Тина Канделаки, и Наталья Билан работали для той аудитории, которой потенциально интересен Дмитрий Губерниев. Но эти люди не оставались на «России 2», какие бы программы им не предлагали. Менеджеры «Матч ТВ» сильнее генералов с канала «Звезда».
Антон: И что, программа «Детали» или канал «Домашний» собирали цифры больше тех, которые сейчас у «России 2»? Нет. Это будет обычный уровень канала из второй пятерки, и не понимаю, почему все ожидают секс, фейерверк и лучшее ТВ в стране. Как в том самом меме: «Хоспади, а разговоров-то было…».
Данил: Мне кажется, что Тина Канделаки призвана в том числе для того, чтобы спортивное телевидение вышло из роли самодеятельности для задротов, которую рисуют ей общественность. Она сделает так, чтобы о «Матч ТВ» как минимум знали хотя бы на уровне канала «Пятница».
Антон: То есть только хипстота из больших городов, я тебя понял.
Данил: «Орел и решка» и «Ревизорро» — суперхиты нашего ТВ. Разве нет?
Антон: Спроси у своих родных из пригорода — знают они о таком? Дальше нашего круга общения это не уходит, вот нам и кажется, что это суперхиты.
Илья: Соответствует ли заявленным даже государственническим задачам показ только футбола, да и то не всего?
Антон: Конечно же, нет. Будет и биатлон, и художественная гимнастика. И передачи про то, как правильно питаться и висеть на турнике, чтобы получить значок ГТО. Никаких НБА и НХЛ не надо ждать, обидно будет разочаровываться потом.
Илья: Получается, что «Матч ТВ» выполнит одну из важнейших задач: качественный или хотя бы присутствующий показ олимпийских видов. У прежней конфигурации спортивного ТВ это получалось отнюдь не всегда.
* * *
Данил: Я в «Матч ТВ» боюсь не сисечек в кадре, не глупостей из инстаграма Тины Канделаки, а того, что не найдут правильное соотношение трансляций и программ. Не разберутся, кого и куда ставить. Заткнут дыру в хоккейных трансляциях Дмитрием Губерниевым. Потому что «правильный гламур», как это не парадоксально, единственное, что вытянет из 150 миллионов русских людей, другую аудиторию для спортивного канала. И сначала «Матч ТВ» нужно работать на них, на нормальных людей. Для антисексуалов есть платные каналы.
Илья: Где начинается «неправильный гламур» и заканчивается «правильный»?
Данил: Мне кажется, Виктория Лопырева — это правильный гламур. Пример того, как не нужно смешивать поп-культуру и спортивное телевидение — приглашение актера из сериала «Молодёжка» в эфире КХЛ ТВ. Я не говорю, что человек обязан быть в теме настолько, чтобы знать запасных «Монпелье», но он а) не должен быть дураком и б) не бояться над своим незнанием посмеяться.
Илья: То-то после ухода от Лопырёвой Фёдор Смолов наконец начал забивать.
Данил: В конце сентября, кстати, произошло два (как мне кажется) взаимосвязанных события: матч «Краснодара» с участием Федора Смолова и День города Краснодара, который вела Виктория Лопырева. Федор не забил «Тереку», «быки» еле отыгрались.
Антон: Данил, а как ты считаешь, появление той же «Молодёжки» в качестве сериала на «Матч ТВ» — это популяризация спорта?
Данил: Я думаю, нет. Если я правильно понял драматургию этого сериала, в центре сюжета там типичная СТСовская история с мальчиками, которые любят девочек. «Молодёжка» — это слезовыжималка, отлично сделанная, но не для аудитории хоккея. Как формат для «Матч ТВ», кстати, идеально, это дало бы рейтинг.
Антон: Как мне кажется, там на первом месте все же хоккейная команда и историях их успеха, а все это снабжается уже историями мальчики-девочки.
Данил: Возможно, но все равно парни не будут смотреть историю про мальчиков-девочек.
Илья: Как избежать «синдрома второго сезона», когда после бурного старта с кучей новых проектов и идей всё катится по инерции и в итоге докатывается до закрытия? На этом отчасти погорела медниковская «Россия 2», например.
Данил: Неизвестно. Я опять же надеюсь, что спортивное телевидение избавится от комплекса деревенщины и начнет вести себя по-взрослому. Да, отличная аналогия с Медниковым — человеком, тоже не занимавшимся спортивным ТВ, и пришедшим с наполеоновскими планами.
Наверное, у него не было людей. «НТВ-Плюс» — это офигенные профессионалы, которые делают одно и то же из года в год. Раньше у них не было ресурсов и желания руководства. Если тинаканделаки (в ее лице я имею в виду всех менеджеров «Матч ТВ») сделает из канала большое телевидение федерального уровня, они будут обязаны искать и пробовать. Таковы законы большого бизнеса — что-то не работает, выкидывает и думаем дальше.
Антон: А если не выйдет у неё (и у них), то все надо закрыть к чертям и заколотить?
Данил: Если у Первого канала не работает формат Singing Bee («Можешь? Спой!»), они его закрывают и открывают «Достояние республики». Или, например, возрождают «Угадай мелодию».
Нельзя думать, что мы маленькие, а нас смотрят ради баек Михаила Мельникова. Надо думать, как Первый канал.
Антон: Чтобы думать как Первый канал, надо иметь своего Константина Львовича. Таких пока не видно, но, может, мы чего-то не знаем?
Юрий Дудь — о том, как не надо показывать русский футбол
Television-Sport.com — главное место в русском интернете, где говорят о спортивном телевидении
Страница блога «Телеканал «Спорт» на фейсбуке — еще больше новостей, заметок и фактов
Естественно, ведь если вы не любите смотреть волейбол, то и никто не любит. А когда вы закрываете глаза - в мире становится темно?
Короче, всё уже придумано, надо не изобретательством велосипеда заниматься, а конструировать на основе лучшего, что уже умеет и предлагает спортивное телевидение в мире.
Чем не аналогия с 90+ ? Из пустого в порожнее (((((
То же самое, но короче: друзья, этот канал делается не для вас, так что не удивляйтесь, что он не оправдает ваши ожидания.