Мечта
Прдолжение повести "Провинциальный мечтател".
См. Глава 1 "Осень"
Человеку свойственно фантазировать и убеждать себя в том, что есть что-то такое, чего на самом деле нет. Честно говоря, сам не знаю, откуда это взялось, поэтому могу лишь догадываться. Видимо, сам Творец так распорядился, и даровал нам эту способность, ставшую наряду с мышлением своеобразной отметиной человека, позволившей ему выделиться из всего остального живого мира. Впрочем, говоря об этом, не берусь с полной уверенностью утверждать, что этот дар дан одному лишь человеку. Действительно, а с какой это, такой стати? Мы что, такие уникальные?
Может, звери, и птицы тоже могут размышлять и воображать, и, может быть, делают это намного сильнее и ярче, чем человек. Нет, правда, посмотрите, к примеру, на домашних котов. Мне порой кажется, что все они – стопроцентные философы. Отчётливо представляю себе следующую картину. Сидит такой весь из себя мордастый и нагловатый Барсик на тёплой батарее, свесив вниз свой пушистый полосатый хвост, и жмурится от света и дремоты. Он выглядит настолько спокойным и самодостаточным, что не остаётся никаких сомнений в том, что в данный момент он ДУМАЕТ. Причём, судя по всему, думы эти посвящены чему-то глобальному и вечному.
«Эх, людишки, людишки. Суетитесь всё, суетитесь, пытаетесь чего-то добиться, чего-то понять. Всё делаете, делаете, делаете. Всю жизнь чего-то делаете. Когда не делаете, то думаете. Делаете-думаете, думаете-делаете. И так всю жизнь! Всю жизнь! Ужас! Расслабьтесь, только мне доступно понять подлинную тайну этого мира. Хе-хе-хе. Мяу-у».
Вот как-то так. Ну, а если серьёзно, то мне кажется, что человек постоянно обязан включать своё воображение, и даже если не получается делать это в своё удовольствие, то надо заставлять себя фантазировать через силу. Вы, вероятно, скажете, что это глупость и что автор над вами потешается. Отнюдь. Поверьте, я как никогда серьёзен. Более того, говорю это со всей ответственностью и готов отвечать за каждое слово, сказанное мною здесь.
Человек регулярно должен фантазировать и воображать с одной простой целью. А именно с той целью, чтобы не забывать, что он Человек. Чтобы не потерять ощущение самого себя в этом безумном мире. В мире, в котором высокие технологии и новейшие средства коммуникации окончательно уничтожили время и пространство и погрузили человека в глобальное Нигде/Везде и Никогда/Всегда (привет Виктору Пелевину). И бедный человек, оказавшись в этих условиях, в итоге рискует стать «Никем». То есть таким, как все остальные, как те, кто к этому миру прекрасно приспособились, и смогли получить ощутимую выгоду от данного мироустройства.
Однако есть и иной путь – постараться стать Кем-то. То есть тем, кто, принимая данное мироустройство, всячески борется за его улучшение и совершенствование. Иными словами, тем, кто творит и старается остаться личностью. При этом, как мне кажется, совершенно не обязательно быть крупным деятелем искусства и, вообще, профессионально заниматься какой-либо творческой деятельностью. Да и к тому же, когда человек начинает заниматься каким-то видом искусства профессионально, он, с одной стороны, конечно, оттачивает свои навыки и значительно повышает уровень своего мастерства, но, с другой стороны, неминуемо теряет то, что имел ранее. При этом он не становится хуже, или лучше. Просто он становится другим, не таким, как раньше. Неудивительно, что характер его творчества также изменяется.
Следует отметить, что зачастую бывает так, что тот, кто изо всех сил старается стать Кем-то, в результате так и остаётся Никем. И это неплохо. В этом, нет ничего зазорного и уж тем более постыдного. Наоборот, оставаясь Никем, остаётся больше шансов на счастливую и успешную жизнь, взаимную и крепкую любовь. В общем, быть Никем – это здорово. Говорю это безо всякой иронии. Да и к тому же, это просто удобно, что также является неоспоримым плюсом. Казалось бы, сплошной позитив. В чём же подвох?
А дело в том, что, получая все вышеперечисленные блага, человек не замечает, что он постепенно перестаёт критически относиться к окружающему миру. Если можно так выразиться, у него «замыливается» взгляд на окружающую действительность и на своё место в ней. Из разряда преобразователя он переходит в разряд потребителя – не в узком, а в широком смысле этого слова. Он перестаёт ощущать острую необходимость что-либо изменять, переделывать. Иными словами, творить. Действительно, а, какой смысл что-то менять, если мир и в своём нынешнем состоянии способен дать тебе не больше и не меньше, а ровно столько, сколько надо.
ДОСТАТОЧНО!
Вот в этом самом «достаточно», как мне кажется, и заложена главная опасность. Как только человек подумал, что всё – ему достаточно, он потерял себя, он слился с этим мироустройством и стал Никем. И что самое ужасное, он перестал фантазировать и мечтать. Какой смысл? Ему же достаточно.
В этом, как мне кажется, и есть одно из главных отличий «Кого-то» от «Никого». «Кому-то» никогда не будет достаточно, ему всегда будет мало, а если точнее, ему всегда надо будет больше. Нематериальным воплощением этого «чего-то большего» как раз таки являются мечты, рождённые нашим воображением. Основным признаком мечты, на мой взгляд, является её идеальность, из чего логично вытекает малая вероятность её осуществления.
Ни для кого не секрет, что в мире нет, или почти нет ничего идеального – в большинстве своих ипостасей он жестокий, несправедливый и скучный. Кто-то, как уже было сказано выше, не ропща на судьбу, прекрасно существует и в этой реальности, находя в ней источники для саморазвития и самосовершенствования, а также банально получает от неё удовольствие, предаваясь простому гедонизму. Иные же оказываются не в силах смириться с этой действительностью, а посему либо борются за её улучшение, либо просто стараются от неё уйти, не желая тратить свои нервы на борьбу с бесконечными ветряными мельницами. Для того чтобы хоть ненадолго сбежать от этой серой действительности, человек придумывает различные идеальные ситуации, помещая в них себя, и разрабатывает различные поведенческие программы, на основе которых и действует в той, или иной, придуманной им же самим, ситуации.
Как мне кажется, именно подобные перемещения, в наибольшей степени соответствуют понятиям «мечты» и «грёзы». Они, то есть мечты, во-первых, должны быть чем-то нематериальным, а, во-вторых, непременно должны быть связаны с фантазией и воображением. Многие люди порой путают мечты и грёзы с целями и замыслами, а разница на самом деле существует, и разница эта является весьма существенной.
Цели и замыслы всегда предполагают достижение какого-то конкретного результата. Они могут быть очень глобальными, и предполагаемые результаты могут быть очень и очень далёкими, однако достижение их в принципе реально. Точнее будет сказать, что оно НЕ нереально. То есть можно достичь, а можно и не достичь – 50/50. Мечты же слабоосуществимы изначально, так как не предполагают материального оформления каких-либо идеальных представлений. Загородный дом, дорогая машина и земля на Луне – это всё не мечты, это – цели. Для мечты это мелко. Её нельзя потрогать руками и попробовать на вкус. Она не какая-нибудь супер-пупер-глобальная цель, она, вообще, в другой плоскости. Иными словами, цель – это маяк, а мечта – звезда.
Продолжение следует...