3 мин.

«Пора переключаться на высшую передачу». А пора ли?

Всем привет!

Я помню, что в предыдущем посте обещал, что расскажу о поперечном угле наклона шкворня. И - пропал на два месяца. Тем не менее, хоть об обещании я и помню, но пока откладываю его на потом, чтобы пройтись по горячим следам. Поводом для этого стало высказывание Уткина на матче ЦСКА-Амкар, что-то вроде "может быть, игроки включат высшую передачу и забегают". За дословность не отвечаю.

Как-то так, кстати, любит сокрушаться и Дмитрий Губерниев в моменты, когда наши спротсмены (чаще спортсменки) отстают на подъемах.

Так вот: подобные утверждения - полная глупость. Если вы автомобилист, то без дальнейших рассуждений поймете, что, собираясь на подъеме обогнать плетущийся грузовик, никто не будет включать следующую передачу, скорей уж подоткнут пониженную, чтобы выстрелить по встречной. Для остальных же - разумное объяснение.

Итак, вот зависимость динамического фактора от выбранной передачи и скорости автомобиля (динамический фактор - это сила, которая может быть затрачена на преодоление внешних сопротивлений, выраженная в долях от собственного веса автомобиля):

 

График этот абсолютно абстрактный, нарисованный мной за две минуты и никакого реального автомобиля за собой не имеющий. Впрочем, на реальные графики он получился вполне похожим, а для понимания ситуации большего и не требуется.

Так вот, допустим, вы едете за грузовиком на скорости 80 км/ч на четвертой передаче, на сиденье справа - Уткин, сзади - Губерниев с, допустим, Черданцевым. Грузовик надо обгонять. Ваши возможные действия:

1. Включить следующую передачу, как того наперебой советуют все пассажиры (кроме, конечно, Черданцева, который истошно кричит "Обгоняй! Ну же, обгонять надо в такие моменты!"):

 

При этом тяговая сила значительно уменьшится и обгон будет долгим и натужным (а при езде в даже небольшую горку тяги и вовсе может не хватить, с учетом того, что у вас в машине здоровенные Уткин с Губерниевым).

2. Остаться на текущей передаче - обгон будет средненьким по разгону:

 

3. Включить таки пониженную:

 

Двигатель взревет, так как обороты коленчатого вала возрастут, но зато вы получите в распоряжение максимально возможную в данной ситуации тягу и пулей обгоните грузовик-черепаху!

Впрочем, есть один вариант, когда необходимо включать именно повышенную передачу:

В тот момент, когда стрелка тахометра подходит к своей отсечке, а двигатель ревёт, как раненый слон, сделать это просто необходимо (а на самом деле, как я писал ранее здесь и здесь, для максимально эффективного разгона делать это надо даже чуть раньше).

Однако, поскольку натужного рева футболистов во время матча не слышно, это, по-видимому, не их случай:)