Испанские мастера
Почему «Реал» не повышает цены на абонементы, а «Сантьяго Бернабеу» уступает «Эмирейтс»? Какую цифру хотят видеть менеджеры мадридцев в графе «доходы», и почему футболисты отказываются от спонсорских контрактов? Глава департамента стратегического планирования мадридского «Реала» Иван Мартин Браво встретился со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления.
Иван Мартин Браво встречался со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» уже третий раз, и если первые две встречи проходили в формате мастер-классов, то теперь испанский специалист разработал специальный курс «Современные технологии управления в спорте». На протяжении шести месяцев Браво вместе со своими коллегами из других европейских клубов будет регулярно приезжать в Москву и рассказывать обо всех аспектах функционирования спортивных проектов. В конце каждого блока студены будут получать задания и, находясь в постоянном контакте с менеджером «Реала», находить оптимальные решения. Спецкурс предполагает также проведение целого ряда тематических видеоконференций, так что в ближайшие полгода жизнь на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» будет буквально кипеть. Пока же Иван Мартин Браво прочитал вводную лекцию, рассказав об основных направлениях деятельности мадридского клуба.
С момента последнего визита главы департамента стратегического планирования «Реала» прошло чуть менее двух лет. За это время многое изменилось, кроме положения «сливочных» в рейтинге самых богатых футбольных клубов мира первая строчка с той лишь разницей, что теперь королевский клуб зарабатывает на 50 млн. евро больше (401.4 по итогам сезона-2008/09 против 351 в сезоне-2006/07). «Реал» стал первым в истории футбольным клубом, доходная часть бюджета которого превысила 400 млн. евро, и это еще не предел. По крайней мере, так считают менеджеры «Реала», по итогам текущего сезона планирующие увеличить этот показатель еще на 15 млн.
Вообще, если взглянуть на динамику роста доходов за последние три сезона, окажется, что по их приросту «Реал» только третий. Мадридцы пропустили вперед «Барселону» (+75.8 млн) и «Баварию» (+66.2 млн). На фоне же притормозивших англичан и итальянцев показатели этих клубов выглядят впечатляюще.
Если же рассматривать чистую прибыль, то от 400 с лишним миллионов «Реала» не останется и 10 процентов (расходная часть бюджета 266 миллионов, еще около 100 миллионов уходит на амортизацию).
Менеджеры мадридского клуба работают не только над количественным увеличением доходной части, но и над качеством ее составляющих. В своих исследованиях Deloitte выделяет три основных статьи доходов matchday, коммерческую деятельность и продажу прав на трансляции матчей. «Реал» вполне обоснованно не хочет зависеть от какой-то одной из этих составляющих, как, например, происходит в Италии в случае с телевидением. По большому счету, в Top-5 итальянские клубы отсутствуют в силу того, что мало зарабатывают на спонсорских соглашениях (27% от общего объема доходов «Ювентуса», расположившегося на 8-й строчке) и еще меньше в дни матчей (8% для того же «Юве»).
В случае «Реала» это распределение происходит более равномерно. 40% дохода формируют телетрансляции. Миллиардное соглашение с компанией Mediapro истекает в 2013 году, и уже сейчас ясно, что после этого мадридцы начнут отдельно продавать права на трансляции через интернет. На matchday приходится четверть от общего объема доходов. Дело в том, что для существенного увеличения этой статьи «сливочным» нужно либо повысить цены на сезонные абонементы, либо увеличить количество корпоративных лож.
Конечно, нам бы хотелось повысить цены на абонементы, говорит Иван Браво. Сейчас они стоят в среднем 500-600 евро, что в разы меньше, чем абонементы на матчи английских клубов. Но наше желание расходится с реальным положением дел, и особенно явно это ощущается накануне выборов президента. Мы также думали над увеличением вместимости стадиона, в частности над строительством новых лож. Посмотрите, на «Эмирейтс» ложи занимают более 15 процентов от общей вместимости стадиона, у нас же этот показатель только приближается к 10 процентам. К сожалению, расширить «Сантьяго Бернабеу» нам не позволят, так что придется придумывать какие-то варианты, исходя из того, что есть.
Наконец, 35% от общего объема доходов составляет коммерческая деятельность. Серьезных изменений здесь ждать, пожалуй, не стоит. Дело в том, долгосрочные соглашения «Реала» с ключевыми партнерами в ближайшее время не заканчиваются, поэтому какие-то особо привлекательные сделки не предвидятся. Контракт с Adidas закончится только в 2012 году, а с Bwin на год позже (букмекерская контора, правда, увеличила выплаты с 15 до 20 млн. евро за сезон).
К этой статье доходов относится также выручка от предсезонных турне. К слову, Браво наряду с Азией и Америкой вспомнил Кубок «РЖД» и выразил надежду на то, что в будущем «Реалу» все же доведется вновь получить приглашение из России. Сюда же относятся и всевозможные спецпроекты, к которым можно отнести, например, съемки фильма «Гол-2», часть которых проходила на «Сантьяго Бернабеу» с участием звезд королевского клуба. В результате «Реал» получил хорошую сумму по контракту и продолжает получать роялти от продажи DVD по всему миру. Впрочем, как говорит Иван, количество таких проектов не может зашкаливать участие в них не должно утомлять футболистов. Кроме того, «Реал» получает половину от сумм, прописанных в личных контрактах футболистов со спонсорами. По словам Браво, бывают случаи, когда игроки даже отказываются от сравнительно непривлекательных в финансовом плане предложений, потому что держат в голове мысль о том, что половину заработанных средств нужно отдать клубу.
Вообще же одна из основных задач «Реала» продолжать занимать первую строчку в рейтинге самых богатых клубов мира. В планах клуба (пусть и явно долгосрочных) достижение отметки 600 млн. евро в графе «доходы». Учитывая всевозможные сложности, о которых еще пойдет речь, Иван Браво соглашается, что достичь этого показателя будет нелегко, но зато он определенно соответствует уровню амбиций «Реала» клуба, философия которого выстраивается вокруг тотального лидерства по всем показателям.
наоборот :)
Кстати, одна из причин по которым Реал не может повышать цены на абонементы - это слабая конкупенция в Примере. Мало интереса смотреть ругулярные разгромы середняков. Так что продажа ТВ трансляций отдельно клубами это палка с двумя концами - от ТВ Барса и Реал получают денег больше, а от матчдеев меньше. Я тоже за продажу ТВ пакета одним пулом.
Потом, если что, попросим, как Томь, короля Испании помочь выйти из трудной финансовой ситуации за счет госдотаций. )))
Эх, а если серьезно, то подкрепить бы это экономическое лидерство еще и спортивным успехом.
Кстати, прав Aliaska, пуловское соглашение с точки зрения роста конкуренции в чемпионате и конкурентоспособности в Европе лучше, чем индивидуальные контракты.