Марио и Маур
Сколько копий и стрел уже сломано о сицилийского парня с ганскими корнями, никак не меньше, чем о его тренера. Охота за славой по-африкански, идеальный ассистент сэра Бобби Робсона и летающие бананы в барах Рима. Блог Smells Like Teen Spirit решил покопаться в прошлом Марио Балотелли и неожиданно наткнулся на фото Жозе Моуринью.
Черная Сицилия
При столкновении двух глыб, двух камней неизбежно высекаются искры. Искры легко могут вызвать возгорание. При этом камни абсолютно одинаковые по характеру и структуре будут стоять в стороне и спокойно взирать на раздувающийся пожар. Таковы отношения Жозе Моуринью и его подопечного Марио Балотелли. Оба талантливы до безумия и не признают над собой ни чьей власти. При сопоставлении их биографий находится немало общего. Не в этом ли причина их разногласий? Ведь всем известно – два медведя не уживаются в одной берлоге.
Марио родился на Сицилии, самом парадоксальном и свободолюбивом острове Европы. Жозе является уроженцем полуострова. Его родной город Сетубал – крупный морской порт и центр одноименного округа. Ганцы Томас и Роза Барвуа перебрались на Сицилию из Африки в поисках лучшей жизни. На родине мафии всегда хорошо относились к людям с другим цветом кожи. Африканцы частенько доплывали до местных берегов и привносили частичку своей культуры в местный духовный коктейль. Известны случаи, когда на «камне возле итальянского сапога», находили статуэтки Мадонны черного цвета. Дева Мария была изображена негритянкой.
В Палермо у Томаса и Розы появился на свет мальчик. Дабы порвать все связи с Ганой и в качестве символа начала новой жизни мальчика назвали чисто итальянским именем Марио. Позже сам «урожденный сицилиец» назовет своих биологических родителей «охотниками за славой». Вот и в Палермо славы для ганских беженцев оказалось мало, и они отправились в Ломбардию. Точнее в маленький городок Баньоло-Мелла. Сыну Барвуа было всего два года. Вскоре глава семейства Томас отправился к местным богачам – семье Балотелли. Он предложил им забрать Марио к себе и растить, как собственного сына. Дети Балотелли были старше симпатичного черного малыша. Предложение Барвуа приняли после недолгих раздумий. Все документы быстро оформили в суде Брешии. Теперь уже Марио Балотелли отправился жить с новыми родителями в Кончезьо. О биологических родителях у Супер Марио остались только негативные воспоминания, и общаться с ними он не хочет до сих пор: «Они действительно были только охотниками за славой. Собственный сын их не интересовал. Они захотели меня вернуть, только когда я стал знаменитым».
В новой семье приемыша окружили невиданной заботой. Столько любви не доставалось даже родным детям Балотелли. Более того, братья и сестра сами всячески ухаживали за малышом. С первых дней любимцу семьи стали говорить, что он Особенный. Поэтому, когда в пять лет проявился невиданный футбольный талант, сделали все возможное, чтобы черный цветок стал распускаться. Его обильно поливали матчами между соседскими командами, а порции похвалы и ласки только увеличились.
Также в детстве хвалили и Жозе Моуринью. Именно от отца и матери он впервые услышал, что он Особенный. Феликс Моуринью был известным вратарем и передал сыну свое виденье футбола. Мама Мария, как учительница начальных классов, привила Жозе умение общаться с людьми. Благодаря этому, он уже в подростковые годы пользовался бешеной популярностью.
Балотелли в этом же возрасте стал сенсацией в серии С1. Для того чтобы дебютировать в составе «Лумеццане» ему потребовалось специальное разрешение. Он стал самым молодым игроком за всю историю лиги. Это только укрепило сознание Марио в том, что он не такой как все. Но в офисе он не работал, а выкладывался на футбольном поле. Выкладывался так, что стал привлекать внимание больших клубов.
Кто на новенького?
«Лумеццане» уже успел договориться о трансфере с «Фиорентиной». «Фиалки» жаждали видеть экстраординарный талант у себя в команде, но Марио принял решение отправиться на просмотр в «Барселону». В Каталонии он провел пять дней, принимая участие во всяческих спаррингах. Скауты «сине-гранатовых» были впечатлены игрой молодого нападающего, восемь голов говорили сами за себя. Может быть, Балотелли и подписал бы контракт с «блауграной», но возникли проблемы с его гражданством. Согласно итальянскому законодательству он все еще считался ганцем и мог получить гражданство только по достижении совершеннолетия. Оказывается, документы по усыновлению не носили окончательного характера. Для Марио, никогда не покидавшего Италию, это звучало как нонсенс. Братья Коррадо и Джованни стали утешать любимца семьи и заодно по-тихому подыскивать новый вариант трудоустройства.
«Барселона» также сыграла огромную роль и в судьбе Жозе Моуринью. Именно в столице Каталонии Маур впервые перестал быть техническим ассистентом. Начинал Жозе с перевода тренировок сэра Бобби Робсона, но затем быстро освоил каталонский и стал полноправным ассистентом. В Барселоне до сих пор любят вспоминать, как англичанин и португалец идеально дополняли друг друга. Робсон проповедовал атакующий футбол, Моуринью стремился сосредоточиться на обороне. С детства Феликс Моуринью говорил сыну о важности уметь сохранять свои ворота в неприкосновенности. Особенный остался в стане «блауграны» и после ухода Робсона. Сам Жозе так говорил о времени проведенном с английским мэтром: «Одна из важнейших вещей, которой я научился у Робсона, это то, что никогда нельзя забывать о команде. После любых побед надо помнить, что ты часть коллектива. После поражений же никогда не стоит считать себя мусором. Это привил мне сэр Роберт».
«Интер» показался братьям Балотелли самым подходящим вариантом для Младшенького. Массимо Моратти предложил целую программу по огранке черного алмаза. В последний день трансферного окна был подписан контракт. Однако всю программу пришлось отбросить в сторону. В молодежной команде до 16 лет он провел всего четыре месяца. 19 голов в 20 матчах и статус неофициального лидера заставили перевести новобранца в команду двадцатилетних. Но и там он был неудержим (8 голов в 11 матчах). Стало понятно, что истинное место форварда в основном составе. Дебют состоялся в декабре 2007-го.
После ухода Бобби Робсона Моуринью остался работать с Луи ван Галом. Голландец поведал ему все тонкости тотального футбола и приучил к многочасовым просмотрам видео. Ван Гал разглядел в своем помощнике будущее тренерской профессии и, зная, что яблоко гниет возле дерева, отправил Жозе тренировать второй состав «Барселоны». В «сине-гранатовой» молодежке The Special Оne впервые начал применять свой собственный стиль тренировок.
Счастливы в «Интере»
Пути двух талантов пересеклись в «Интере». К этому времени Марио уже успел прославиться на всю Италию. Его дубль в ворота «Ювентуса» на «Олимпико» растиражировала вся пресса. Первые полосы объявили о рождении новой звезды. Это послужило началом «теплых» отношений Балотелли и болельщиков «Старой Синьоры». Позже они встречали форварда «Интера» кричалкой: «Черных итальянцев не бывает!». «Зебры» не раз были наказаны за проявления расизма, но это мало что изменило. Из-за подобных вещей в свое время вынужден был покинуть Италию Патрик Виейра. Француз уезжал из «Милана» и сыпал проклятиями: «Я никогда не вернусь в Италию. Здесь живут одни расисты».
Как показало время, решения Виейра могут меняться. Стоило «Ювентусу» раскошелиться на приличный контракт, как Патрик с удовольствием вернулся на «ненавистный сапог». Балотелли от этого не легче. Трудные ситуации возникали и с болельщиками «Ромы». Так, при встрече с Марио в одном из столичных баров, они просто забросали его бананами, издавая характерные обезьяньи звуки. Провоцирует ненависть к себе и сам «Weah Siglo XXI», который искренне верует в свою исключительность и избранность свыше. Невозмутимый и скромный Диего Милито и то не выдерживает выходок сицилийца: «Когда я играл против Марио, мне хотелось убить его. Он знает об этом. Сейчас, когда мы играем в одной команде, я по-прежнему хотел бы его прибить. В этом весь Балотелли. Он должен повзрослеть. Когда Марио научится слушать тех, кого он должен слушать, он станет фантастическим игроком. В его таланте сомневаться не приходится».
Моуринью отлично зарекомендовал себя работой с «Порту» и «Челси», подняв статус профессии тренера на новый уровень. Когда только появилась информация о его возможном приходе в «Интер», португалец сразу взялся за изучение итальянского языка. В лингвистических способностях Жозе вполне мог бы потягаться с легендой русской филологии Львом Щербой, знавшим семь языков. В процессе переговоров с Массимо Моратти Особенный выбил себе и особенный контракт, став самым высокооплачиваемым тренером мира. С первых дней своего пребывания в Милане он дал понять, кто в доме хозяин. Первый серьезный конфликт между главным тренером и его «черным близнецом» разгорелся в январе 2009-го. Жозе пытался образумить парня, наставив его на путь истинный: «Неправда то, что Балотелли плакал во время вчерашней тренировки. Может быть, он плакал после нее, но точно не во время. Марио – отличный парнишка. Ошибаются те, кто думает, что я не доверяю ему. Знаю, что со мной очень непросто работать. Это легко тем, кто любит побеждать, работать на команду и стараться стать лучше изо дня в день, но не тем, кто считает себя королем и ждет подарков от судьбы. Все будет зависеть от самого Балотелли. Уверен, что он все поймет».
Должного эффекта это не возымело. Даже такой кутила, как Адриано, советовал из Бразилии поставить парню голову на место. Однако продолжались расистские нападки на Марио, что провоцировало очередную волну сочувствия к нему, только развивая его нарциссизм. Даже питерские фанаты при появлении слухов о переходе итальянца в «Зенит» отреагировали соответствующими плакатами.
Первую схватку медведей удалось замять. Последовали полагающиеся в таких случая милые заявления. Супер Марио правда не упустил возможности рассказать о ненависти к машине Маура: «Мы очень нравимся друг другу, поэтому так много спорим. В последний раз мы поругались из-за того, что я не успел вернуться в оборону из-за небольшого рассечения в районе глаза. Мне повезло, что «Интер» не пропустил гол. В противном случае Моуринью убил бы меня. Что мне не нравится в Жозе? Я ненавижу его машину».
Однако затем все опять пошло своим чередом. Марио рассказывал про свое желание уйти, про то, что он в детстве был болельщиком «Милана». Тифози оскорбляли его, он оскорблял их. В общем Балотелли снова стал вести нормальную жизнь типичного «enfant terrible». Такое положение дел явно не устраивало Моуринью. Последней каплей стало нежелание отрабатывать в обороне из-за того самого рассечения в районе глаза. Жозе высказал предположение, что у молодой звезды в голове может быть всего один нейрон. Форвард отреагировал жестко, за что был оштрафован клубом на 20 000 евро. Маур же, по его словам, получил только похвалу от родителей футболистов за внесение в их лексикон слова «нейрон».
Спустя месяц появилась информация о травме колена, из-за которой Балотелли пропустил матч с «Катанией». На деле все оказалось гораздо хуже. Молодое дарование поссорилось с рулевым «Интера». На предложение принять участие в дополнительной тренировке «La Maquina Goleadora» ответил категорическим отказом. Тут Жозе и припомнил все нападающему и просто не взял его с собой в Лондон на матч Лиги чемпионов с «Челси». Марио решил прилететь на частном самолете, но и такой широкий жест не подействовал. Он продолжал пропускать матчи. Тут же хитрый лис Сильвио Берлускони не упустил возможности сказать, что у Балотелли приятное «красно-черное лицо». Итальянские телевизионщики решили пошутить и вообще нарядили плохиша в футболку «россонери».
После первого матча с ЦСКА Моуринью намекнул, что опальный форвард может быть прощен. Конечно Марио мог последовать примеру одноклубника Это’О, который ходил к бывшему агенту дабы обручить его со смертью посредством снятия обуви. Супер Марио поступил проще, он выступил с заявлением об отказе извиняться. Знал, чем пронять старика Маура. Жозе опешил от такой принципиальности и, утирая отцовскую слезу умиления, решил вернуть форварда в состав. На следующий день на сайте «Интера» появился текст от имени Балотелли: «Мне жаль, что сложилась подобная ситуация. Я – первый же, кто пострадал, потому что я обожаю футбол, хочу играть. Теперь я спокойно жду, когда смогу вернуться, снова быть полезным моей команде. Хотелось бы оставить все в прошлом, смотреть в будущее, концентрироваться только на грядущих событиях и усиленно готовиться». Свое возвращение Марио отметил голом в ворота «Болоньи», и стало понятно, что в московском матче он точно будет в заявке.
Два камня, две глыбы в очередной раз заключили перемирие, но такие стычки неизбежны. Два таких талантливых медведя никогда не уживутся в одной «черно-синей» берлоге. При всей своей противоречивости Марио Балотелли уже сейчас заслужил право, подобно своему учителю, именоваться Особенным. С небольшой лингвистической оговоркой, он The Special Two.
Статистика за предыдущие сезоны:
08/09 – 24 гола в чемпионате (Дженоа)
07/08 – 15 (Сарагоса)
06/07 – 23 (Сарагоса)
05/06 – 15 (Сарагоса)
так что не комменти мои посты если не хочешь выглядить глупо..
Интересно, он их так «глорихантерами» и назвал? )
насколько я помню, это предположение высказал не Моуриньо, а новостник спортсру
ставить на один уровень очередного безмозглого таланта с одним из лучших тренеров это вапще глупость
Думаю, после этого сезона представительство Серии А в топ–30 все же увеличится: и Милито там будет, и Снейдер, Кьеллини наверняка, может Роналдиньо и Буффон вернутся. Но в целом, конечно, Серия А сейчас ближе к Германии, чем к Премьер–Лиге. Пока не наведут порядок с инфраструктурой и тиффози, падение будет продолжаться и та же Германия их в недалеком будущем обгонит.