«Качество клубов гораздо важнее их количества»
На факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес –школы RMA прошла лекция генерального директора Объединенной футбольной лиги (ОФЛ) Валерия Газзаева, во время которой он представил свою Программу развития российского футбола и фактически объявил о намерении баллотироваться на пост главы Российского футбольного союза (РФС). Оценивая вероятность своего дебюта в этой должности, г-н Газзаев сказал: «Вы, конечно, задаете мне провокационный вопрос, но думаю, что наша программа поспособствует тому, чтобы события развивались именно таким образом».
Валерий Газзаев о программе реформирования российского футбола и причинах, которыми вызвана необходимость реформы: «Программа разработана аналитиками Объединенной футбольной лиги с привлечением специалистов компаний Рrice Waterhouse Coopers и CMS. То, что она представлена именно сейчас неслучайно: в стране идет подготовка к чемпионату мира 2018 года, событию для нас уникальному – ни в Советском союзе, ни в России ничего подобного до сих пор не проводилось.
Нет никаких сомнений в том, что в плане инфраструктуры, в плане организации этот турнир пройдет на высочайшем уровне, однако для того, чтобы он действительно дал толчок к развитию футбола, чтобы он спровоцировал в стране настоящий футбольный бум, наша сборная должна соответствующим образом выступить. Между тем, достойный результат невозможен без проведения в нашем футболе серьезных преобразований, приступать к которым необходимо немедленно, не откладывая дела в долгий ящик, иначе мы просто упустим ситуацию.
Времени на раскачку нет, положение близко к критическому: популярность национального чемпионата в течение последних десяти лет падает, посещаемость стадионов то и дело обновляет исторические минимумы: последний антирекорд был установлен несколько дней назад: на восемь матчей 20-го тура РФПЛ пришло чуть больше 61 тысячи человек, в ФНЛ средний показатель посещаемости не превышает 2,9 тысяч человек на игре. На чемпионате мира-2014 сборная России не смогла выйти из группы, в рейтинге ФИФА она за два года скатилась с 13-го на 33-е место. Олимпийская команда в очередной раз не отобралась на Игры, на этот раз -- в Рио-де-Жанейро.
В Лиге Чемпионов, на мой взгляд, наши клубы выглядят абсолютно неконкурентоспособно, в Лиге Европы большим достижением для них считается выход из группы. При этом серьезного анализа причин неудач, выводов, направленных на исправление ситуации Российским футбольным союзом не проводится и не делается. Больше того, вокруг самого РФС постоянно присутствует некий негативный информационный фон, вызванный всевозможными скандалами, внутренними конфликтами, судебными разбирательствами и финансовыми проблемами.
Напомню, что в 2014 году РФС принял Стратегию развития российского футбола до 2020 года, в которой были намечены 15 основных целей. Мы внимательно изучили этот документ и уже сейчас готовы утверждать, что подавляющее большинство поставленных задач решено не будет, и произойдет это по той простой причине, что в Стратегии не прописан план конкретных мероприятий по их выполнению. Констатируя этот факт, я перехожу к представлению основных пунктов нашей программы, выполнение которых, как мы уверены, поспособствует достижению высоких спортивных результатов российскими клубами и сборной, а также улучшению репутации и имиджа всего отечественного футбола в целом».
Об изменениях в структуре профессиональных лиг и формате проведения чемпионата:«Прежде всего нам необходимо расширить состав РФПЛ до 18 клубов, а первую лигу – до 36. Это позволит существенно увеличить количество кандидатов в сборную, повысит конкуренцию.
Вмесите с тем, мы предлагаем уменьшить общее количество профессиональных футбольных клубов. На данный момент их в трех наших Лигах насчитывается 105. Столько нет ни в одной европейской стране, в том числе и в тех, которые нас на данный момент в футбольном развитии очевидно превосходят. В Германии профессиональных клубов 56, во Франции – 40, в Испании – 44, в Голландии – 35. Мы предлагаем сохранить профессиональный статус только для РФПЛ и ФНЛ. Таким образом, нам удастся сократить общее количество профессиональных клубов до 54.
Согласитесь, лучше организовать качественную работу 54 профессиональных команд, чем пытаться обеспечить выживание более, чем 100. Вопрос качества клубов важнее их количества. При этом я считаю, что никто не в праве заставлять клубы менять свой статус с профессионального на любительский или полупрофессиональный. Владельцы клубов Второй лиги будут принимать эти решения самостоятельно, а сами клубы смогут сохранять право на контракты со своими профессиональными игроками на весь срок их действия даже в случае перехода в разряд любителей.
Далее -- ФНЛ, Первую лигу мы предлагаем разделить на три дивизиона по географическому принципу– «Запад», «Центр», «Восток» – по 12 клубов в каждом. Если этот план будет реализован, в турнире смогут участвовать представители 32 регионов, а не 16, как сейчас. Соответственно, это повлечет за собой гораздо более активное, чем теперь, развитие профессионального и детско-юношеского футбола на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. То же самое касается количества дивизионов во Второй лиге – его необходимо увеличить до шести, например – «Запад-1», «Запад-2», «Центр-1», «Центр-2», «Восток-1», «Восток-2». Помимо всего прочего это позволит сократить транспортные расходы клубов. В среднем, по нашим подсчетам, затраты на переезды для ФНЛ и Второй лиги уменьшатся на 52 процента.
Что касается спортивного принципа обмена клубами между Лигами, то он, безусловно, должен быть сохранен. Команды, занявшие последние места в каждом из трех дивизионов ФНЛ, на следующий год должны будут выступать во Второй лиге, а 6 победителей дивизионов Второй лиги разыграют между собой 3 путевки в ФНЛ в серии двухраундовых противостояний по географическому принципу (победитель дивизиона «Запад-1» играет победителем «Запада-2» , «Центр -1» с «Центром-2», «Восток-1» с «Востоком -2»)».
О необходимости создания единой Российской футбольной лиги (РФЛ): «Для управления профессиональными Лигами по примеру Германии, Испании и Франции мы предлагаем создать единую Российскую футбольную лигу (РФЛ). Полагаем, что в результате объединения нам удастся достичь более высокого уровня контроля. Кроме того, произойдет снижение расходов: вместо трех разных структур -- РФПЛ, ФНЛ и ПФЛ, каждая из которых имеет своего президента и свои, довольно многочисленные департаменты, мы получим одну, компактную и эффективную».
О лимите молодых игроков: «Прежде, чем озвучить этот пункт программы, я должен оговориться. В принципе, я не являюсь сторонником каких-либо лимитов, в том числе лимита на легионеров. Однако сейчас, в целях наиболее эффективной подготовки сборной России к домашнему чемпионату мира мы предлагаем временно – я подчеркиваю, временно, до 2018 года, обязать клубы Премьер-лиги выпускать в стартовых составах одного российского игрока не старше 21 года, а клубы ФНЛ – не старше 20 лет.
Это позволит обеспечить игровой практикой как минимум 54 футболиста, которым к началу чемпионата исполнится 24-25 лет. По сути, в каждой команде появятся не меньше, чем четверо молодых игроков, по одному в каждой линии, и это безусловно будет способствовать подготовке кадров для молодежной сборной, обеспечивая преемственность национальной команды.
Сейчас у нас с этой преемственностью дело обстоит, мягко говоря, не блестяще: согласно статистике, на чемпионате мира в Бразилии в составе сборной России оказалось лишь 27 процентов игроков, ранее выступавших за юношеские сборные. Для сравнения, у Германии и Испании, команд, выигравших два последних мировых чемпионата, этот показатель был равен соответственно 86 и 77 процентам».
О проблеме финансирования и увеличении заработков клубов от продажи медиа-прав и игровых дней: «На сегодняшний день мы вынуждены констатировать, что российский футбол в целом и до 80 процентов клубов РФПЛ в частности в той или иной степени зависят от бюджетного финансирования. Не всем регионам эти расходы оказываются по силам – именно с этим связана череда банкротств клубов в Белгороде, Волгограде, Владикавказе, Нальчике, Кемерове, и некоторых других городах. С другой стороны, государственная финансовая помощь не соответствует принципам финансового Fair Play, за соблюдением которых тщательно следит УЕФА – в результате крупным штрафам за их нарушение уже подверглись «Зенит», «Рубин» и «Анжи».
Одной из основных причин финансового неблагополучия большинства российских футбольных клубов мы видим в крайне низком доходе, получаемом от реализации телевизионных прав: в бюджете среднего клуба РФПЛ он составляет лишь 9 процентов от общего объема средств, в то время как в Европе этот показатель доходит до 40-50 процентов. Ведущие чемпионаты континента ежегодно получают от телевизионных контрактов в 20-30 раз больше, чем российский. Английская премьер-лига недавно продала права на свои трансляции за 7 миллиардов евро на три года, в Италии клубы ежегодно получают около 850 миллионов евро, в Испании – 710, в Германии – около 630, во Франции – около 600. В России – всего 37.
Между тем, предпосылки для роста стоимости телевизионных прав есть. Согласно данным исследований, в 2013 году рынок телевизионной рекламы в нашей стране был сопоставим с итальянским, французским и испанским и составлял около 11 миллиардов долларов. Кроме того, налицо стремительный рост отечественного рынка платного телевидения, который в том же году составил почти 2 миллиарда долларов. С учетом приближающегося чемпионата мира, мы имеем прекрасные возможности для популяризации в стране футбола и считаем, что он должен присутствовать как минимум на четырех федеральных телеканалах.
При разработке программы мы провели ряд встреч с руководителями ведущих российских медиахолдингов, с крупными государственными и частными компаниями, готовыми инвестировать в развитие профессионального футбола, и обсудили с ними шаги по повышению его популярности и стоимости телевизионных прав. По нашему мнению, для этого необходимо: реализовывать телевизионные права Премьер-лиги и ФНЛ единым пакетом; изменить концепцию трансляции матчей на федеральном эфирном телевидении, показывать футбол в удобное для зрителей время, делая ставку на трансляции наиболее интересных игр; Помимо собственно трансляций уделить внимание производству обзорных программ, аналитических передач, футбольных ток-шоу, и так далее; Продавать трансляции выездных матчей клубов Премьер-лиги и ФНЛ региональным телекомпаниям.
Следует также принимать меры по увеличению доходов в дни проведения матчей. В настоящее время у клубов РФПЛ выручка от этой статьи по доле в бюджете в 7 раз меньше, чем в чемпионатах Англии, Италии и Испании – 3 процента против 22-23. Чтобы переломить эту тенденцию и увеличить долю средств, зарабатываемых в match day хотя бы до 10 процентов, РФЛ должна будет составлять рекомендации по ведению коммерческой деятельности на клубных аренах, касающиеся таких аспектов как билетные программы, продажи еды и напитков, атрибутики, и так далее.
Мы рассчитываем на то, что за счет роста собственных доходов клубов от продажи медиа-прав и игровых дней, постепенно произойдет снижение в бюджетах средней доли спонсорских средств – с нынешних 88 процентов до 50, причем большая их часть будет обусловлена рыночными контрактами, а не благотворительной поддержкой. Нам необходимо построение открытых и доверительных отношений между всеми субъектами футбола. В связи с этим через 2-3 года мы планируем ввести открытую ежегодную финансовую отчетность клубов. Безусловно, также должно происходить и развитие собственной коммерческой деятельности Лиги, включая разработку спонсорских пакетов и увеличение доходов от использования бренда РФЛ».
О реформировании системы подготовки футболистов: «Для качественного воспитания футболистов необходимо реформировать систему подготовки профессиональных и детских тренеров. В отличие от Германии, где с детьми работают около 70 тысяч лицензированных специалистов, в России их всего около 10 тысяч, и лишь треть из них имеют минимально необходимую тренерскую лицензию, получить которую, прослушав 72-часовой курс лекций, может кто угодно.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему, в России следует открыть новые учебные программы для детских тренеров и актуализировать методические материалы, а также использовать опыт, накопленный советской школой подготовки профессиональных спортсменов, в том числе крупнейшей спортивной Академии страны – РГУФК.
Несколько слов о финансировании детско-юношеского футбола. В Германии с сезона-2001/02 суммарные инвестиции профессиональных клубов в развитие футбольных академий и программу поддержки молодых спортсменов превысили 700 миллионов евро. А конкретно в сезоне-2012/13 клубы Бундеслиги вложили в развитие собственных академий около 80 миллионов евро. Пришло время действовать и нам. На мой взгляд, одним из конкретных решений в ближайшей повестке РФС должен стать пункт об обязательных отчислениях профессиональных клубов на развитие детско-юношеских футбольных школ. Ежегодно из призовых, получаемых от участия в национальном чемпионате, 10 процентов они в обязательном порядке должны направлять на развитие собственных Академий. В тех же регионах, где профессиональных футбольных клубов нет, футбольные центры при финансовом участии государства должны быть созданы на базе действующих ДЮСШ».
О судействе: «Качество судейства матчей профессиональных соревнований в России находится на крайне низком уровне. Манера работы наших арбитров не дает возможности поддерживать высокие скорости, сбивает темп и динамику игры. Любой стык или единоборство приводят к остановке матча. Во всех ведущих чемпионатах Европы чем незаметней судья на поле, тем выше его квалификация. У нас же судьи, к сожалению, все чаще становятся главными героями игры, причем героями отрицательными.
За последние 8 лет российские арбитры ни разу не работали на финальных турнирах чемпионатов мира и Европы, не обслуживали решающие матчи Лиги чемпионов и Лиги Европы. Ни один из наших рефери не имеет высшей категории УЕФА – этим сказано все, и для того, чтобы повысить уровень российского судейского корпуса мы предлагаем: создать в России независимую организацию арбитров, управление и финансирование которой будет осуществляться в равных долях РФС и будущей РФЛ».
О безопасности: «Повторюсь: уровень интереса к российскому футболу падает, и одна из причин этого – безопасность, а точнее сказать, недостаточный уровень безопасности на наших стадионах. Из-за проблем с поведением фанатов наши клубы платят серьезные штрафы и подвергаются санкциям. Противоправные действия на стадионах вредят имиджу нашей страны. Не исключаю, что против российских клубов могут быть приняты самые строгие меры, как в 1985 году против английских – тогда УЕФА на пять лет исключил команды этой страны из розыгрыша еврокубков. Наконец, поведение так называемых ультрас объективно играет на руку тем, кто до сих пор не расстался с надеждой лишить Россию чемпионата мира.
Для исправления ситуации требуются самые жесткие меры. В прошлом году был принят Закон о болельщиках, который устанавливает административную ответственность для футбольных хулиганов, в том числе в виде запрета на посещение матчей. Однако за прошедший год российские суды применили эту норму не более 20 раз.
В связи с этим мы считаем, что запрет на посещение стадионов для лиц, склонных к нарушению общественного порядка, необходимо применять не только в качестве наказания за уже совершенные действия, но, в случае необходимости, и как превентивную меру. В том числе и во внесудебном порядке – как это делается, например, в Германии. Кроме того, необходимо ужесточить, вплоть до уголовной ответственности, санкции за неисполнение нарушителями наложенного на них запрета. Уголовное наказание, на наш взгляд, должно следовать и за проявление на трибунах расизма и национализма».
С Анализом футбольной индустрии на 370 страницах можно ознакомиться на сайте www.ready4changes.ru
Программу развития российского футбола на 136 страницах можно посмотреть по ссылке.
Николай КИСЕЛЕВ
1) Про лимит написано слишком мало - не совсем понятно, каким он будет. Оставят 7+4, но с обязательным условием присутствия одного игрока до 21 года в составе? Или как-то по-другому?
2) Идея с игроком до 21 года мне понравилась. Единственное условие - он должен заниматься в своём клубе к своим 21 годам в не менее 3-х лет. Это практически исключит возможность переманивания игроков ТОП-клубами и чрезмерно завышенной зарплаты.
3) Что касается делёжки на регионы ФНЛ и ПФЛ - идея опять-таки неплохая. Но. Из 12 команд ФНЛ в РПЛ выйдет всего лишь одна, и вылетает так же одна. Велика вероятность, что середняки уже к экватору чемпионата потеряют мотивацию играть (ни в РПЛ выйти, ни вылететь скорее всего уже не смогут) и будут устраивать договорняки. Нужна хорошо продуманная система плей-офф, которая бы давала бы шанс хотя бы 70 % команд поучаствовать либо в стыках за место в РПЛ, либо в стыках с клубами ПФЛ. В ПФЛ так же было бы неплохо ввести плей-офф.
4) По поводу экономической ситуации клубов. Написано конечно всё хорошо, но не слишком правдиво. Более-менее приличные доходы из продажи атрибутики/жратвы в дни матчей получают разве что клубы из Москвы и Зенит. Даже если увеличить процент доходов с торговли в дни матчей, кардинально на финансовую ситуацию клубов это не повлияет. Здесь вообще тема довольно больная для российского футбола - ибо попытки сделать из клуба бренд, торговать всевозможными товарами с этим самым брендом, пытаться создать себе имя за пределами страны сейчас пытается разве что Зенит.
5) Телевизионные права. Опять-таки, звучит всё просто прекрасно. Но. НТВ + с правами на все чемпионаты большой пятёрки (кроме никому не нужной Франции) и с РПЛ всё равно умудряется идти в убытки. В России свой менталитет, платное здесь воспринимают, мягко говоря, не очень хорошо. Отсюда и такое количество пиратства. Выхода два - либо пытаться бороться с пиратством, что, впрочем, вряд ли будет удачной затеей, либо больше показывать российский футбол по федеральным каналам. Тут Газзаев упомянул аж 4 канала. Опять-таки но. К примеру ВГРТК явно не спешит выкупать РПЛ. То ли денег нет, то ли администрация канала не очень любят российский футбол. Вообще федеральным каналам на российские футбольные баталии глубоко наплевать. Тут нужны либо инвестиции от государства на создание нескольких (дай Бог двух) чисто футбольных каналах, либо реорганизация нескольких каналов под спортивные. Впрочем, и во втором варианте без внушительных вложений не обойтись. А ещё можно вспомнить статью Юрия Дудя, где в принципе всё написано правильно. Большую цену за российский футбол не хотят платить даже сами русские. Для начала надо сделать так, чтобы народ стал ходить на футбол. А для этого надо, чтобы клубы выходили в РПЛ со своими собственными стадионами (привет "Уфе") и тренировочными базами (привет ребятам из Тулы). Надо, чтобы болельщики смотрели футбол в комфортных и тёплых условиях, а не при минусовой температуре и в снег (дружно машем рукой в сторону Сергея Фурсенко). Чтобы российский футбол остановил падение, надо для начала убрать все донельзя нелепые ситуации, которые я описал выше, надо убрать тех людей, кто додумался почти 70-летнему итальянцу, никак не показавшему себя как главный тренер сборных, предложить 4-х летний контракт на сумму более 30 миллионов евро. Перед тем, как начать перечисленные реформы, надо почистить весь российский футбол от непрофессионалов. Иначе толка от реформ не будет никакого.
Я бы на месте Газзаева сюда бы добавил ещё 2 пункта - первый - переход обратно на систему весна-осень, второй - ввёл бы обязательное лицензирование российских футбольных агентов, генеральных директоров и управляющих.
На словах все круто,а воз и ныне там