«Нам не нужны грязные деньги. Мы с женой хотим правды и справедливости». От чего на самом деле погиб капитан «Тюрнхаута»
Четвертое апреля 1991-го года — чёрная дата в истории бельгийского футбольного клуба «Тюрнхаут». В этот день ушёл из жизни 25-летний капитан команды — нападающий Люк де Рейк. По официальной версии, объявленной руководством клуба, игрок скоропостижно скончался от сердечного приступа на тренировке. Болельщики сразу же заподозрили неладное: лидер команды, которого они прозвали «Тараном», «Неутомимым» и «Неустрашимым» за прекрасную физическую подготовку, казалось, никогда не имел проблем со здоровьем. Не секрет, что за несколько дней до смерти Люка одноклубники отмечали его накопленную усталость, но они вряд ли могли представить, что вскоре силы покинут его навсегда.
В 1991-м году де Рейк проводил пятый сезон в составе «Тюрнхаута», игравшего во втором дивизионе. Годом ранее его команда не сумела достичь повышения в классе, зато вклад форварда в виде 22-х голов в чемпионате принёс ему титул лучшего бомбардира. В новом сезоне Люк, забивший восемнадцать мячей, вновь претендовал на «Золотую бутсу», а «Тюрнхаут» снова включился в чемпионскую гонку. Осуществлению мечты скромной команды могли помешать кадровые проблемы. Многие футболисты попросту обессилели, витаминные инъекции оказались малоэффективными, и главный тренер Як Дресен попросил медицинских работников «зарядить» футболистов другими законными методами.
Доктор Мишель ван Дойн нашёл выход из положения. По его указанию руководство приобрело у поставщика Гектора Германса медицинский аппарат для плазмафереза, собранный немецкой компанией VMS Medecin Technick UIM на территории нацистской Германии в сороковые годы. Находчивый Германс получил лицензию на импорт товаров в страны Бенилюкса и продал устройство за 120 тысяч бельгийских франков. Четвертого апреля после тренировки де Рейк был приглашен на процедуру допинга крови с целью увеличения количества эритроцитов и повышения выносливости. Компанию Люку должен был составить Франк Бельманс, но одноклубник отказался, сославшись на плохое самочувствие.
Через несколько секунд после начала операции Люк пожаловался на резкую боль в руке, а затем схватился за сердце. Ещё через мгновение футболист потерял сознание. Доктор ван Дойн бросился приводить де Рейка в чувства, но было слишком поздно: неисправность системы контроля давления спровоцировала попадание пузырьков воздуха в кровь Люка, что в свою очередь привело к эмболии и летальному исходу. Когда на поверхность всплыла реальная причина смерти игрока, его родители Рене и Леонарда подали в суд на клубного врача, но только в 1994-м сумели добиться приговора (!) в виде условного осуждения сроком в шесть месяцев. При этом ван Дойн, причастный к гибели Люка, не был уволен со своего поста.
В 2010-м году, спустя девятнадцать лет после несчастного случая, суд признал причиной смерти де Рейка неисправное оборудование и постановил выплатить семье футболиста смехотворную компенсацию в размере 53-х тысяч евро. После вынесения вердикта Рене де Рейк признался: «Я опустошён и зол. Нам не нужны грязные деньги. Мы хотим правды и справедливости. Двадцать лет тревожного ожидания прошли даром. Виновные в смерти нашего мальчика остались безнаказанными. Если честно, я сомневаюсь, что мы когда-нибудь получим с них хоть цент, но я продолжу бороться за честь своей семьи. Я хочу, чтобы люди помнили: Люка любили не только родственники и одноклубники. Им восхищался весь Антверпен».