«Севилья» – ЦСКА. Пункт сбыта мечт
У матчей наших команд в еврокубках есть, помимо своей главной особенности, жутко нам всем приятной (классная игра и отличный результат), еще и прелесть неоднозначная. Язык у меня до сих не может повернуться в одну сторону, не может определиться, что думать об очередной нашей победе: это стечение обстоятельств, что это локальная слабость соперника и полное выжимание своих сил; или это настолько качественная своя игра, что в итоге во всех этих сыгранных матчах мы действительно были настолько лучше, настолько это видится – а в конце концов, что мы действительно заслуженно находимся в числе восьми лучших команд Европы.
Сначала о первом – то есть о случайности. Нет такой команды, которая бы не проигрывала – а случается еще и так, что команда проигрывает тому, кому, по идее, проигрывать не должна. Но в комментариях к таким матчам на глаза в последние буквально дни все чаще попадаются оправдания – более того, эти оправдания становятся отправной точкой в разборе такой игры. Под оправданиями я здесь понимаю слова о том, что, например, жутко не везло фавориту матча, что он вышел в неоптимальном составе, что соперник играл гораздо хуже и просто реализовал все что мог.
В большинстве случаев эти доводы – штука второстепенная. Потому что победить фаворита (дело здесь, кстати, не в глубине и ширине этой ямы, которая находится между соперниками, а просто о потенциально большей вероятности победы одного из них) можно только сыграв, а проиграть – сыграв хуже. Понимаете? Ни один другой фактор при победе не может быть так важен, или по крайней мере более критичным, более первым, что ли, как собственная игра – игра, которая была лучше, чем игра соперника.
При этом на другой чаше весов (на первой, как вы поняли здравый – то есть, смысл победившего) находится везение. Не оправдательные факторы (и, последний раз повторюсь, никогда не являющиеся основными доводами в свою защиту), а, допустим, какой-нибудь судья-скандинав – его не оправдаешь, он сам по себе. Но ведь судья – по сути такой же равновесный элемент игры, как и хорошая игра одной команды или плохая – другой. Может, чуть менее логичный – но потому только, что независимый. А в чаще, кстати, такие везучие и невезучие штуковины и вовсе просто-напросто самая заметная часть игры, а не первопричина.
Вот, что я подразумеваю под словом случайность. Поэтому меня удивляют в частности, слова о том, что матч ЦСКА – «Севилья» вдруг единолично проиграл Палоп, что «Севилья» пусть играла и основным составом, но уставшая. Чтобы не быть голословным: «Реал», как я уже писал, вылетает из Лиги Чемпионов раз за разом, тоже только из-за своей слабой игры и из-за сильной игры соперника.
Так что такие успехи ЦСКА – даже нынешнего ЦСКА, такого переменчивого и проблемного отнюдь не меньше, чем раньше – есть закономерность, плод недолгой, но качественной работы Слуцкого, прекрасная игра футболистов. А вот второй вопрос – может, это опять наваждение, пусть и затянувшееся? То ест ЦСКА раздавил «Севилью» на ее поле – и что?
Вы знаете, я поначалу, завидев в блогосфере и лентах новостей пассаж «ЦСКА творит историю», – воспринял его негативно. Я решил для себя, что для меня сотворением истории будет вот такая вот игра ЦСКА как можно дольше. Потому что я уже привык к качественной игре ЦСКА, а победа над «Севильей» - лишь апофеоз ее, итог, качественная игра в севильской пропорции.
Но к черту этот прагматизм! Уж слишком велико достижение ЦСКА, уж слишком потрясным вышел матч, уж слишком классной была игра. Про ход матча я не буду на этот раз рассказывать: это действительно надо было видеть. Надо было видеть, как действовали наши защитники в своей штрафной (вспомните – так ли было не просто нервных, а опасных моментов у ворот Акинфеева?); надо было видеть, как много ЦСКА выгрызал мячей только на подступах к своей штрафной; надо было видеть убийственно эффективную игру Кейсуке Хонды и… Надо было, друзья, видеть игру Томаша Нецида.
Долговязая щепка, на котором майка висит, как на Пьеро, Нецид сегодня окончательно влюбил меня в свой дриблинг. Да, Томаш по-прежнему ошибается в двух случаях из трех, да, все так же принимает зачем-то мяч вдалеке от чужой штрафной площади, да, все так же запарывает моменты.
Но как же радуется сердце, когда этот циркуль – именно циркуль, а не дерево – орудует своими длиннющими «ножками», когда он, двухметровая вешалка, каким-то чудом обыгрывает соперника на метре свободного пространства, когда он доковыливает все-таки до гола или до классной скидки.
А последнее предложение вы, пожалуйста, перечитайте два раза, проверьте каждое слово заново и поверьте своим глазам.
ЦСКА – в четвертьфинале Лиги Чемпионов.