Кого топ-клубы РФПЛ покупали 15 лет назад
Максим Калиниченко по пути в Тарасовку думал, что его везут в «Локомотив», Лев Березнер сожалел, что перед трансфером в ЦСКА слишком много пил, а Анатолий Канищев угрожал закончить с футболом, если его не отпустят из «Спартака». Кем и как укреплялись сегодняшние наши топ-клубы зимой 2000-го – в ретроспективе Дениса Романцова.
Вратари: Дмитрий Бородин и Александр Макаров («Локомотив» Санкт-Петербург)
Защитник: Максим Деменко («Жемчужина»)
Нападающий: Юрий Яськов («Кривбасс»)
Максим Деменко
- Владельцами вашего трансфера были частные лица?
– Да. Документ, который я подписывал, давал права на распоряжение моей судьбой Александру Гармашову, нынешнему главному тренеру «Лады-ВАЗ».
- Это правда, что однажды вы сами пошли к руководству заинтересованного клуба и сбили цену, пообещав договориться с Гармашовым лично?
– Похоже на правду, скажем так. Я действительно так устал от бесконечных торгов, которые били по мне прямой наводкой и заставляли находиться в вечно подвешенном состоянии, что как-то раз позвонил Гармашову и людям, которые ему помогали. Сказал, что с меня довольно – я не вещь, и относиться к человеку подобным образом нельзя.
- И что было дальше?
– Фактически я на все плюнул и заявил, что заканчиваю с большим футболом. Это, конечно, был шаг отчаяния, но мне в тот момент все настолько надоело, что я был близок к завершению карьеры.
- И какой все же нашли выход из той ситуации?
– Отправился играть за команду своего родного города ФК «Краснодар» на первенство края.
- Сейчас вариант, что за вас запросят непомерную сумму и в итоге «Зенит» от Деменко откажется, невозможен?
– Нет. Насколько знаю, вопрос между Гармашовым и людьми, что выкупили права на меня, решен.
- Никогда не пытались выяснить у тех, кто владеет правами на вас, – что они хотят, какова их цена, долго ли вы будете им принадлежать?
– Нет. Не хотел вникать в эти вопросы. Сам виноват, что попал в такое положение – никто другой. Мутко, кстати, подкупил тем, что пообещал мне помочь стать хорошим футболистом и гарантировал самое главное.
- Подъемные?
– Не угадали. Мутко обещал, что в «Зените» я буду думать только о футболе. И я этому человеку верю.
16.11.1999
Не сложилось: Александр Колотилко
Виталий Мутко: По поводу спешного отъезда Колотилко домой могу сказать следующее. Нам позвонили из Нижнекамска и сообщили, что близкий друг Колотилко якобы попал в автомобильную аварию. Мы, разумеется, сразу же отпустили его домой, но эта информация оказалась ложной. Теперь выясняется, что мы за переход Колотилко в «Зенит» должны платить кому-то в Нижнекамске деньги. Абсурд! Мы полностью выкупили игрока у французского «Бордо», и все документы, подтверждающие безоговорочные права «Зенита» на Колотилко, находятся в нашем клубном офисе.
19.01.2000
Вратари: Игорь Кутепов («Ростсельмаш»), Юрий Окрошидзе («Рубин»)
Защитники: Рустем Булатов («Рубин»), Альберт Осколков («Торпедо-ЗИЛ»)
Полузащитники: Вячеслав Геращенко («Черноморец»), Станислав Лысенко («Рубин»), Артем Енин («Шинник»), Вадим Скрипченко (БАТЭ)
Нападающие: Алексей Бычков («Шинник»)
Рустем Булатов
Вячеслав Геращенко
– Сразу после завершения сезона поехал в Турцию на просмотр. Клуб – «Коджаелиспор» из Измита, где случилось страшное землетрясение. Я и медосмотр уже прошел, и с людьми из руководства переговорил о контракте... А тут тряхнуло снова.
- И вы передумали?
– Ага. Мы как раз в машине ехали – из Стамбула в Измит. Там недалеко. В свое время «Локомотив» Семина, когда в Кубке кубков встречался с «Коджаелиспором», даже на ночь не останавливался в этом городке – жили в Стамбуле. В общем, едем, а тут – тряхнуло. Прямо там развернулись – и в аэропорт.
- Турки не уговаривали остаться – они ведь это умеют?
– Даже билет купили на 21 ноября – обратный, до Стамбула. Дескать, ты сейчас в шоке – лети домой, придешь в себя, подумаешь, жене о деньгах скажешь, – и возвращайся. Билет теперь мне на память останется.
- А ЦСКА как на вас вышел? Прямо в аэропорту с трапа сняли, как это уже было с тем же Низовцевым?
– Да нет, просто разговор о переходе состоялся давно, а после отказа от «Коджаелиспора» его нужно было лишь возобновить.
30.11.1999
Станислав Лысенко
– Месяца за три до конца чемпионата мне уже начали звонить из разных клубов, и я достиг принципиальной договоренности с ЦСКА. Незадолго до того, как я должен был подписывать контракт, мы поехали на выезд в Астрахань, и там я сломал ногу. Вернулся с гипсом, но на следующий день в Казань все равно прилетел генеральный директор ЦСКА Степанов, и мы подписали контракт. Потом у меня возникли сложности, кость не срасталась, стоял даже вопрос о расторжении контракта, но Долматов, который тогда тренировал ЦСКА, настоял на том, чтобы меня оставили.
- А не было мыслей, что ногу сломали не случайно? Вы перед этим контракт отказались продлить, всякое же бывает.
– Нет, не думаю. Там игровая ситуация была, просто жесткий стык. Я запись не видел, но по ощущениям получилось действительно очень грубо. Мне потом в аэропорт вещи привезли, а щитки пополам сломаны.
- Вы рассказывали, что вас в ЦСКА очень хорошо приняли. Кто тогда был самым заводным в команде?
– Олег Корнаухов, конечно. Я его москалем называл, а он меня – деревней. В шутку все, конечно. На автобусе едем, он мне говорит: «Стас, видишь там буква М?». Вижу, говорю. «Это вот не метро, а «Макдональдс», запомни».
Не сложилось: Лев Березнер
– Меня в истории с ЦСКА одно шокирует: абсолютно везде было написано, что Березнер, мол, подписал с армейским клубом контракт. А потом вдруг выясняется: никакого контракта нет. Жаль упущенного времени. Когда все прояснилось, почти все команды свои составы уже укомплектовали. Мама, когда я приехал и все рассказал, чуть-чуть выпила. Отец тоже. Думал, в ЦСКА сумею набрать форму и всем докажу, как они ошибались. А когда посмотрел, как армейцы работают, – сразу все выпитое мною вспомнил и расстроился. Сильно расстроился. Вот, думаю, дурак был. Мог бы до 36 играть. Только надо свою бутылку пива выпивать раз в неделю, а не по всякому поводу. У нас ведь как заведено: стресс снять, победу отметить, умер кто-то, родился – обмыть. Это затягивает. Жалко здоровье свое, впустую растраченное.
20.02.2000
Защитник: Алексей Козлов («Уралан»)
Полузащитник: Виктор Воронков («Вентспилс»)
Нападающие: Анатолий Канищев («Спартак»), Армен Шахгельдян («Лозанна»)
Анатолий Канищев
- Чем вы объясняете, что и второе ваше пришествие в «Спартак» оказалось неудачным?
– Думаю, в него меня вернули не играть, а поддерживать форму, чтобы иметь возможность потом куда-нибудь продать. Причем мне быстро это стало ясно. Меня же и на замену не выпускали, даже если победа «Спартака» в матче не вызывала сомнений. Перед игрой с «Партизаном» Романцев говорил про мое хорошее функциональное состояние, а перед встречей с «Виллемом» в связи с травмой Ширко в прессе обсуждалась моя кандидатура на включение в стартовый состав. Но я так и остался в запасе, хотя в Тилбурге команда выигрывала с разницей в три мяча. Затем в Нижнем Новгороде мы ведем – 4:0, а меня опять не выпускают. Тогда я и задал вопрос руководству: «Для чего вы меня взяли? Чтобы нервы опять потрепать? Я не прошу ставить меня в основной состав, но хотя бы на замену позволяйте выходить!» После этого разговора решил я из «Спартака» уехать. А через некоторое время стал звонить вице-президент клуба Григорий Есауленко: «Толя, ты что?» Я ему и заявил: «Или продавайте меня, или вообще закончу с футболом».
Есауленко (вице-президент «Спартака») разговаривал обо мне с «Торпедо» и «Динамо». Договорился с Толстых. Очень рад – ведь все остальные вакансии в московских клубах заняты. Вдобавок «Динамо» принял Газзаев, поэтому больших проблем для себя не вижу. Валерий Георгиевич, надеюсь, тоже. Осталось только доказать, что мой 95-й год – не случайная вспышка. Вы еще все увидите, Канищев не разучился играть в футбол. И динамовскую футболку я буду носить долго.
15.02.2000
Не сложилось: Пол Кпака
Прямо на стадион приехали на просмотр два игрока из Сьерра-Леоне – 18-летние форвард Кпака и защитник Кагбоу. Последний динамовцам не подошел, а вот Кпака произвел самое приятное впечатление. Как рассказал о себе юный африканец, он уже два года принадлежит «Фейеноорду» и выступает за резервный состав чемпионов Голландии. Кроме того, он – лидер молодежной сборной страны и кандидат на место в национальной команде.
12.01.2000
Московское «Динамо» в предстоящем сезоне не намерено прибегать к услуга м 18-летнего форварда Пола Кпака из Сьерра-Леоне. В прошлую среду этот нападающий удачно сыграл за бело-голубых в контрольном матче против «Харельбеке», забив гол и сделав голевую передачу. Уже после этого главный тренер «Динамо» Валерий Газзаев и один из его помощников Александр Новиков специально просматривали игру африканца за бельгийский «Моленбек», и она не произвела на них особого впечатления. Да и трансферная сумма назначенная «Фейеноордом», имеющим права на форварда, слишком велика.
21.02.2000
Вратарь: Заур Хапов («Алания»)
Защитники: Геннадий Нижегородов («Локомотив» Нижний Новгород), Вадим Евсеев («Спартак»), Дмитрий Сенников («Рубин»)
Полузащитник: Илья Цымбаларь («Спартак»)
Нападающий: Олег Терехин («Динамо»)
Вадим Евсеев
- Что же вы после четырех чемпионских сезонов ушли из «Спартака»?
– Играть хотелось. В сезоне девяносто девятого в команду пришел Юрий Ковтун, и я в основном составе провел только пятнадцать матчей. Ни о каких материальных благах до момента подписания контракта с «Локомотивом» я с Семиным разговоров не вел. Но при первой встрече сразу же сказал ему, что перехожу в его команду только из-за стремления играть. «На каком фланге?» – спросил Юрий Павлович. «На левом», – ответил я. И в двухтысячном году провел двадцать восемь матчей из тридцати.
- Хотите сказать, что ни зарплата, ни премиальные на тот момент вас не интересовали?
– Повторяю, речь о них зашла лишь в последний момент. Деньги в «Локомотиве» в ту пору по сравнению с нынешними временами платили небольшие. А в «Спартаке» я только с девяносто восьмого и стал-то их более-менее зарабатывать. Да и то после того, как «Аякс» в Кубке УЕФА победили. Головскому, Мелешину и мне тогда положили по три тысячи долларов. До этого же мы все получали по четыреста плюс премии. Это при том, что я уже дважды чемпионом России был. И в сборной успел первый матч с Андоррой сыграть.
21.04.2006
Защитники: Александр Щеголев («Факел»), Милан Йович («Войводина»)
Полузащитники: Максим Калиниченко («Днепр»), Магомед Адиев («Сокол»)
Нападающие: Николай Писарев («Динамо»), Анатолий Балалуев («Автомобилист» Ногинск), Максим Бузникин («Сатурн»)
Николай Писарев
- Если мне не изменяет память, это ваш третий приход в «Спартак»?
– Четвертый. Наверное, немногие помнят, но первый раз красно-белую футболку я надел еще в 1990 году. Тогда при ФК «Спартак» была создана коммерческая команда, которая зарабатывала деньги, разъезжая по городам и весям Советского Союза. За нее выступали как ветераны, так и игроки, не проходившие по каким-то причинам в основной состав. Кужлев, Бокий, Сочнов, Суслопаров, Борис Кузнецов, Андрей Иванов, Сергей Новиков – вот неполный список футболистов той команды. Даже Черчесов пару раз приезжал, когда «Спартак» не играл. Второй раз я пришел в 1992 году из швейцарского «Винтертура». Третий раз – в 1998-м – после моей испано-германской эпопеи.
05.02.2000
Максим Калиниченко
- Как в «Спартаке» на просмотре оказались?
– В «Днепре» начались довольно типичные по нынешним временам финансовые проблемы. Нам несколько месяцев не платили зарплату, причем постоянно что-то обещая. Но обязательств не выполняли. И в какой-то момент, поняв, что по-другому поступить нельзя, я и еще трое ребят
Поклонский, Медин и Козырь – отказались играть. Начались всякие разборки – комиссии, заседания. Время шло, а мы не играли. В это время мне звонили из киевского ЦСКА, из российского ЦСКА, «Металлиста», Кривого Рога – с приглашениями. А в октябре позвонил Грозный, и я, не раздумывая, отправился в Москву.
До сих пор помню, как в 1999 году приехал в «Спартак» на просмотр. На вокзале меня встретил друг тренера Грозного, и мы отправились на базу. Толкались по пробкам так долго, что я чуть с ума не сошел. В итоге, я заметил указатель «Черкизово», чему изрядно удивился: «В «Локомотив» вы меня, что ли, везете?!» Я же не знал тогда, что рядом с Тарасовкой есть поселок Черкизово. В общем, когда увидел ворота с ромбиком, испытал облегчение.
На первой двусторонке хлопьями падал снег, освещение было слабым. Я тратил уйму времени на то, чтобы разобрать, где свои, а где чужие. А Романцев не любил тех, кто долго думает. К тому же на третьи сутки моральные силы стали заканчиваться. Сидел в одиночестве на базе, ни с кем не общался, команда готовилась к «Лидсу» и всем было не до меня. В итоге, «Спартак» улетел в Болгарию, а я – домой, в полнейшей неопределенности.
- В «Спартак» вас все-таки взяли, но контракт не предложили.
– Для заявки закорючку на каком-то символическом контракте я поставил. А так был в неведении: сколько будут платить, когда? В команде еще изрядно задержали зарплату. Деньги, которые занимал у тестя с тещей для поездки в Москву, закончились, и я два с лишним месяца сидел на бобах. Полноценный контракт мне предложили лишь следующей зимой, и вскоре после этого я сломался.
16.07.2007
Не сложилось: Христо Йовов
Олег Романцев: Болгарские футболисты, по-моему, сами не знают, чего хотят. Так было с Бачевым, теперь ситуация повторилась с Йововым. Последний прошел с нами два сбора, был в команде уже своим. Уезжая с турецкого сбора в Болгарию за личными вещами, Йовов всех благодарил, говорил, что вернется, поскольку хочет играть только за «Спартак». А в Болгарии неожиданно для всех подписал контракт с «Ловечем». Слышал, что болгарский клуб предложил ему более выгодные финансовые условия, которых он, на мой взгляд, не заслуживает.
03.03.2000
Кого топ-клубы РФПЛ покупали 20 лет назад
Цитаты из интервью Sports.ru, «Спорт-Экспресса» и «Советского Спорта»
Фото: /Getty Images Sport/Shaun Botterill, Lars Baron/Bongarts, Nadine Rupp/Bongarts/, Peter Schatz/Bongarts; REUTERS; РИА Новости