Владимир Стогниенко: «Чем больше я езжу по миру, тем больше мне нравится ездить по России»
Материал подготовлен благодаря свободному образовательному проекту «Летняя Школа Русского Репортера»
Англия, Германия, Аргентина, Бразилия. «Планета Футбола» охватила самые крутые национальные чемпионаты. 33 фильма о футболе не как о спорте, а как части истории, религии и культуры. Владимир Стогниенко увидел своими глазами практически все футбольные стадионы планеты. Анастасия Богданова узнала: посетит ли известный комментатор все стадионы в России.
Расскажите про ваш авторский проект «Планета Футбола»?
Проект «Планета Футбола» начинался для меня как хобби. Я и мой друг – Доцент МГУ Географического факультета Сеня Павлюк, с которым мы знакомы с 6 лет, очень давно разговаривали о том, что неплохо бы сделать проект, который связан со спортом и с путешествиями. То есть, в котором сочеталось бы страноведение и футбол, причем футбол не как рассказ о футболе, а футбол как часть жизни людей. За последние 4 года мы сняли 33 фильма в самых разных странах – Турция, Греция, Германия, Англия, Аргентина, Уругвай, Бразилия, Украина, Польша, Испания. Проект стартовал с 2010 года, первые три фильма получились очень странными, потому что футбола там было очень мало, но далее на чемпионате Европы 2012 года мы сняли 8 фильмов, в том числе на Украине. Именно после этой работы мы поняли, что у нас начало получаться то, что мы хотели.
Затем, мы отправились в Англию, где отсняли еще 5 фильмов, и они оказались наиболее удачными из всех. Нам удалось не только снять программу о футболе, мы впервые снимали людей и пытались понять что для них футбол значит, мы пытались понять насколько их жизнь крутится вокруг футбола, чем они занимаются в жизни, что это за люди, что из себя представляет обычный английский болельщик, что в их жизни есть помимо футбола, ну и, наконец, мы снимали на стадионах и вокруг стадионов. На протяжении месяца мы отсняли совершенно дикое количество стендапов, посетили 23 стадиона, уже под конец, при виде очередного легендарного английского стадиона, я уже хватался за голову, так как в какой английский город не приедешь – везде найдется какой-либо редчайший стадион. Это потрясающе, конечно. В Англии мы были месяц. За все это время у меня был всего один выходной, в день мы снимали от 10 до 12 часов, абсолютно выматывающий график. В тот момент я понял как же хорошо работать в команде с людьми, которых ты знаешь.
После Английской «Планеты футбола», мы немножко задумались что делать дальше. Затем, к Финалу Кубка Германии, который проходит каждый год в конце мая-начале июня в Берлине на Олимпийском стадионе, мы сняли еще 3 фильма. Олимпийский стадион – это поистине легендарное место, так как его строили к Олимпиаде 1936 года. Сейчас он остался практически неизменен, его накрыли крышей, но, в целом, там до сих пор есть трибуны и ложи, где сидел Гитлер.
Затем, мы снимали несколько фильмов в Южной Америке. Там я набрался совершенно необычного опыта, потому что Аргентинцы - это люди, которые по безолаберности дадут фору кому угодно, просто выдающаяся неорганизация, при том, что это люди чрезвычайно жизнерадостные, дружелюбные и общительные. Но при этом договориться с ними очень сложно. Надо сказать, что Аргентина - страна довольно мрачного болельщицкого опыта, потому что в Аргентине произошло сращение мелкого криминалитета и фанатских группировок. Иначе говоря, группировки превратились в некие банды, которые контролируют то, что происходит на стадионе, торговлю на стадионе, стоянки, парковки, и, говорят, оказывают некоторое влияние на трансферную политику клуба, связываться с ними не решаются. Только в Аргентине может быть застрелен болещик команды при разборках между группировками болельщиков Бока Хуниорс и Бока Хуниорс. То есть, две группировки одного клуба, выясняют кто из них круче и кто будет контролировать денежные потоки. Вобщем, это чрезвычайно милые люди. Нам нужно было с ними встретиться и не просто встретиться, а чтобы, они нам рассказали как они живут в Аргентине. Это было сложно, но надо сказать, что насколько Аргентинцы не организованы, настолько среди них очень много хороших людей. В итоге, нам удалось уникальное. С нами согласился встретиться человек, который входил долгое время в группировку Барра Бравас. Он дал нам очень большое интервью, с единственной просьбой – не показывать в кадре его лицо. Кроме того, мы сходили в гости к Барра Бравас. И нам удалось с ними пообщаться. Затем, мы заехали в Уругвай и могу сказать, что у меня исчез некоторый снобизм, свойственный европейцам, касательно Южно-Американского футбола, потому что Южно-Американский футбол – это, безусловно, бедный футбол, но он очень искренний, в чем-то наивный, они очень нежно относятся к своему кубку «Либертадорес». Футбол там очень близок к религии, как бы это дико не звучало, поскольку Южноамериканцы, историчеки, очень бедная страна, у них футбол – это как отдушина и для них футбол очень важен. Диего Марадона – там Бог футбола, абсолютно.
К чемпионату Мира в Бразилии мы сняли еще 5 фильмов. Из всех фильмов, которые мы снимали, серьезный успех был только у Бразильского. Работать с Бразильцами было крайне приятно – они очень дружелюбные, очень контактные, они не разговаривают ни на каком другом языке, кроме португальского, испанский они тоже не понимают как показала практика, но при этом, они разговаривают все время неумолкая. Я помню, во время ЧМ в Сан-Пауло, меня вез таксист в аэропорт в 5 часов утра, он у меня аккредитацию увидел и прицепился с разговором. Из того, что он говорит, я ничего, кроме фамилий футболистов не понимаю, а он мне рассказывает и рассказывает что-то (Смеется). Сборная Бразилии была на тот момент в четверть финале. Он мне говорит: «Мы выиграем?». Я говорю: «Нет, нет, вы не выиграете». Он говорит: «А кто выиграет?». Я говорю: «Germany». Он не понимает. Я говорю: «Deutschland». Не понимает. Я потом напрягся, говорю: «Алемания». Он подумал и говорит: «Ну, не Аргентина, да?». Я мотаю головой: «Нет». Он обрадовался: «Ну ладно, это хорошо». То есть, Германию они еще могут потерпеть, но не Аргентину. В финале, кстати, вся Бразилия надела Немецкие майки.
О самой Бразилии могу сказать, что это дорогая страна. В Рио во время ЧМ было все дороже, чем в Москве. Сан-Паулу – это то, во что превратится Москва, я полагаю, лет через 20, то есть бетон до горизонта, 20 миллионов человек, грязно и вечные пробки, больше ничего. Куритиба – город крайне европеизированный не только по населению, но и по инфраструктуре. Куяба – глухая провинция, но зато там одними из самых первых стадион построили. В конце мы приехали в Белу - Оризонти, столицу штата Минас-Жерайс, собственно, где потом Бразильцы проиграют Немцам, но мы тогда этого еще не знали. Это один из самых богатых штатов и, в то время, футбольная столица Бразилии, поскольку тогда «Крузейру» был действующим чемпионом Бразилии, а «Атлетико Минейро» выиграл Кубок «Либертадорес». Там мы попробовали брать интервью у футболистов, связались с агентом Роналдиньо. Он сказал: «Пожалуйста, 150 000 долларов». Ну, так сказать, не стали мы с Роналдиньо общаться (Смеется). Связались с Жо, хорошо с ним пообщались, взяли интервью.
Я думаю, что получился хороший проект, который мне самому очень понравился. Я, конечно, очень везучий человек, и я недавно стал думать какие великие футбольные стадионы Мира я еще не видел. Я насчитал три. Я не был в Мехико, стадион «Ацтека», где проводились два финала Чемпионата Мира, не был на арене «Аякса» в Амстердаме и не был на той арене, где в Японии проводят финал Клубного Чемпионата Мира. Например, только в одной Англии мы сняли 23 стадиона. В Бразили 16. Должна быть фантазия и везение, чтобы найти на каждом стадионе что-то интересное. Например, мы когда в Познане снимали, там такой маленький стадиончик, мы туда пришли и думаем что снимать, на первый взгляд ничего интересного. Спрашиваем у работника стадиона: «У вас тут хоть что-нибудь есть интересное?». Он говорит: «Нет, у нас на стадионе ничего интересного нет». Потом подумал немного и говорит: «Вот у нас тут съмка плейбоя была, интересно?». Мы такие: «Оо, хорошо!». А еще говорит: «У нас тут ремонтировали трибуны и обнаружили бункер Первой Мировой войны, мы его так и не стали убирать, он так под трибуной и стоит». Мы обрадовались: «Вот это да! Бывет же такое!». Побежали скорее туда снимать. Но это, конечно, большая редкость.
Может быть, проект продолжится к чемпионату Европы во Франции и, безусловно, было бы интересно снять фильмы про нашу страну, когда у нас будет Чемпионат Мира, но до этого надо еще дожить. И вообще, чем больше я езжу по Миру, тем больше мне нравится ездить по России.
Что ждет в перспективе Российский футбол?
В России футбол не будет развиваться в ближайшие несколько лет. Футбол не может развиваться без материального стимула. Поэтому, пока клубы у нас совершенно не заинтересованы в получении прибыли, в ведении нормальной хозяйственной деятельности, у нас будут проблемы в футболе. Потому что если нет материальной заинтересованности, хозяйственный субъект пребывает в состоянии гниения, потому что он должен быть нацелен на получение прибыли. А у нас клубы-это хозяйственный субъект. Не поможет ни Фабио Капелло ни Эсекиэль Гарай, пока не заработают нормально детско-юношеские футбольные школы, пока покупка дорогих легионеров не станет повседневной жизнью, пока наши лучшие футболисты не поедут пробовать свои силы в Европу, лучше не будет.
В процессе комментария матча как удержать эмоции, если команда-фаворит проигрывает?
Когда речь идет о сборной России я, честно говоря, не вижу смысла удерживать эмоции. Когда во время матча Россия-Бельгия нам забили, я просто выключил микрофон на минуту. Ну, а что я должен был делать? Сказать что я думаю по этому поводу я не могу в эфире Россия – 1. Я думаю, что в этот момент большая часть Россиян замолчала не считая тех, кто ругался. Естественно, всегда нужно быть объективным в оценках. Мы просто плохо играли в футбол, вот и проиграли.
Как вы готовитесь к репортажу?
Я ни к одному матчу Чемпионата Мира меньше пяти часов не готовился. Подготовка включает в себя огромное количество различных вещей, которые репортаж раскрашивают и изменяют. Удивить слушателя в наше время крайне сложно. К чемпионату Мира мне помогали готовиться 12 человек из разных стран, которые мне присылали забавные рассказы, каждый из которых я использовал в своей подготовке. В этот раз я гимны переводил. Мне кажется, это интересно.
Может ли девушка работать футбольным комментатором?
Вы уж не обижайтесь, но вы (девушки – прим. ред.) не будете футбольными спортивными комментаторами. Повторю: футбольными. Профессия эта очень сильно сексистская, мужчины не потерпят, чтобы женщина ему рассказывала о футболе. Я сейчас не говорю о том хорошо это или плохо, может быть, это плохо, но, поскольку, большая часть аудитории, безусловно, мужская – около 85%, то девушка спортивным комментатором не станет, во всяком случае в ближайшие 20 лет я не вижу этого. Девушка может стать отличным корреспондентом, ведущим, режиссером, редактором, руководителем программы. В Италии очень любят девушек, которые работают от поля с микрофоном во время футбольных матчей. Но комментировать вряд ли. Извините. Я сейчас пробую одну девушку на роль футбольного комментатора Чемпионата Голландии, но там немножко другая история – она просто очень сильно «в теме», я думаю, что лучший специалист в Европе по Голландскому футболу, разговаривает по-голландски. Может быть, она со мной в паре поработает, а дальше мы посмотрим.
Часто на слуху такое мнение, что у нас в стране футбол смотреть не любят. А что любят смотреть?
Сериал «Глухарь», например. Вы что, не смотрите сериал «Глухарь»? (Смеется). Это на самом деле не говорит о том, что у нас люди плохие. Не то, чтобы у нас не любят спорт, но его любят значительно меньше, чем мне хотелось бы.
Дадите совет начинающему спортивному журналисту?
Во-первых, ничего не стесняться, потому что комплексы для журналиста абсолютно никуда не годное дело. Во-вторых, не бояться работы. Потому что для того, чтобы сделать себе карьеру, нужно очень много работать и, скорее всего, свой шанс вы получите. Пробуйте, старайтесь.
Текст: Анастасия Богданова.
Фото: Наталья Лукьянчикова, Анастасия Богданова