Девяносто шестой регион, или страсти в Нижней Саксонии
На северо-востоке Германии, вдалеке от баталий Баварии и Дортмунда - там, куда не долетают громкие трансферные слухи, и где не уводят игрков у прямых конкурентов, доводя дело до скандала, расположился самый-самый лучший клуб Бундеслиги. У которого собственных скелетов в шкафу более, чем достаточно.
Если уважаемый читатель попробует задать, казалось бы, логичный вопрос - что такого я нашел в этом обычном середняке немецкого чемпионата, мне останется просто пожать плечами. Может быть, сказался тот факт, что мой первый приезд в Германию пришелся именно на Ганновер, где я впервые обратил внимание на немецкий футбол. А дело-то было в 2009 году – феерил «Вольфсбург» под командованием Феликса Магата, «Бавария», всегда отличавшаяся бюджетом и отличным подбором игроков, собирала все это в кулак, чтобы через пару лет заставить интригу Бундеслиги пропасть без вести на неопределенный срок (поиски до сих пор ведутся, но, похоже, скоро вновь будут свернуты до следующего года). «Боруссия» под предводительством Юргена Клоппа неслышно подкралась вплотную к еврокубковым местам (5 позиция в таблице), а уже на следующий год все соперники сполна почувствуют на себе силу укуса «шмелей» из Дортмунда.
В общем, как видите, человеку, впервые открывшему для себя футбол в этой стране, было кем заинтересоваться. Однако мой взор сразу упал на обладателя итогового 10 места, представителя центра Нижней Саксонии, «Ганновер-96». И с тех пор не сходил с него ни на минуту.
«96-ые» очень давно не имели за душой больших побед (если не считать выигранную Бундеслигу 2 в сезоне 2001/02) – они один раз брали кубок страны в 92 году, дважды становились чемпионами Германии (1938 и 1954 года – ну, Вы поняли). В 70-80 годах «красные» играли роль лифта – с трудом карабкались из второй Бундеслиги в первую, чтобы уже на следующий год с треском улететь назад. В составе клуба в разное время числились Юпп Хайнекс, Себастьян Кель, Пер Мертезакер, Эмануэль Погатец, знакомый российским болельщикам Саболч Хусти, а известный американский футболист Стивен Черундоло и вовсе отдал Ганноверу 15 лет своей карьеры, возглавив после ее окончания молодежную команду. Но, к огромной печали футбольных болельщиков всех стран, главная новость, связанная с клубом за последние время, относится к безвременному уходу из жизни голкипера "Ганновера" и сборной Германии Роберта Энке, совершившего самоубийство в 2009 году. Светлая память тебе, Роберт! Ты никогда не будешь забыт.
В сезоне 2010/2011 у руля команды встал немецкий специалист Мирко Сломка, выводивший «Шальке» в полуфинал еще существовавшего в 2006 году Кубка УЕФА, где клуб проиграл будущему победителю, испанской "Севилье", а в следующем завоевав с «горняками» титул вице-чемпиона страны. И под началом Сломки «Ганновер» просто воспаряет!
В первый из сезонов под руководством этого специалиста, «96ые» едва не завоевывают бронзу чемпионата страны, в последний момент отдав ее в руки «Баварии. Их состав, являвший собой сплав опытных игроков и молодежи, дополненный нападающим из Кот-Д‘Ивуара Дидье Я Конаном, врывается в Лигу Европы (впервые в истории команды!) и ураганом проносится вплоть до четвертьфинала, где, все-таки, спотыкается об испанский «Атлетико» из Мадрида под предводительством Диего Симеоне, который и возьмет тот трофей. Следующий год проходит менее успешно как в чемпионате, так и в еврокубках – уже на стадии 1/16 «Анжи» заставляет «красных» сложить оружие.
А вот сезон 2013/14 становится полностью провальным. Увы, Мирко Сломка не сумел предвидеть спад, и вовремя заместить другими игроками (хотя, надо признать, что он был ограничен в финансовых ресурсах) лидеров коллектива – Саболча Хусти, которому стукнуло 30 и он напрямую заявлял о желании завершить карьеру в Европе и съездить «на заработки» в щедрую на зарплаты Азию; Дидья Я Конана (который одно время надеялся на хороший европейский клуб, в итоге отправившись покорять Саудовскую Аравию); Яна Шлаудраффа. Команда терпела поражение за поражением - одно время зона вылета и переходных матчей уже начинала казаться пугающе близкой и доступной. Сказался также факт перестановок в тренерском штабе во время межсезонья – его покинул Норберт Дювель, ассистент главного тренера, служивший важным связующим звеном между игроками и Мирко Сломкой.
И тогда президент Ганновера, Мартин Кинд, прославившийся хорошей селекцией и грамотным, по-настоящему эффективным менеджментом, принимает действительно волевое решение – отправляет Мирко Сломку в отставку.
Тут необходимо сделать ремарку, которая ближе познакомит читателя с президентом "die Roten". Мартин Кинд - это прекрасный функционер, способный добиваться максимума в заданных рамках. 18 лет назад он пришел в мечущийся между дивизионами клуб - а в 1996 году ребята из Нижней Саксонии вылетели даже из второй Бундеслиги, - наводит там порядок - и с сезона 2002/03 "96-ые" высший немецкий дивизион больше не покидали. Он же через несколько лет реставрирует старый стадион клуба, для проведения на нем игр Чемпионата Мира, после которого команда получает в свое распоряжение комфортабельную и современную HDI-арену. В общем - Кинд во всех отношениях прекрасный бизнесмен и функционер...
Но его нельзя назвать футбольным болельщиком. Ему чуждо все то, что дорого простому любителю игры, он мыслит иными рамками, где определяющим критерием успеха является слово "прибыль". В результате чего отношения с болельщиками, а в особенности местными "ультрас", не заладились с самого начала.
Одной из основ Бундеслиги является знаменитое правило "50+1", суть которого заключается в том, что любой инвестор, желающий вложить деньги в команду, может приобрести только 50% акций - остальные же 50% + право на управление всеми средствами, обязаны оставаться у членов клуба (болельщиков). Соответственно, даже очень щедрый человек никогда не будет уверен в том, что его деньги используются так, как хочет именно он - решающее слово всегда остается за кем-то другим. Фактически, это означает барьер для возможного выкупа клуба сторонними лицами и невозможность прихода "к власти" условными арабскими шейхами, что неизбежно внесет дисбаланс в лигу и силу выступающих в ней коллективов.
В первой редакции этого правила, после его введения был пункт, о единственной возможности выкупа главным инвестором контрольного пакета в том случае, если он финансово поддерживал футбольный клуб в течение 20 лет на момент 1 января 1999 года. Таких терпеливых спонсоров на момент принятия правила оказалось ровно двое - фармацевтический концерн "Байер" и автогигант "Вольксваген", окончательно взявшие под свое крыло ливеркузенский "Байер" и "Вольфсбург".
Но тут на горизонте появилась фигура Мартина Кинда, который тотчас же стал главным противником этого правила. Он сотрясал местные СМИ и судебные инстанции с требованием как можно скорее отменить закон, мешающий ему в полной мере руководить своим бизнес-проектом. Он не жалел громких слов, искренне недоумевая, как могут какие-то там болельщики и сторонние люди, на которых нельзя повлиять, понимать в его работе больше него самого? "Каким-то там болельщикам" это, ясное дело, не очень нравилось. Особенно после того, как в одном из интервью он назвал своих предшественников и всю столетнюю историю "Ганновера" "Scheißverein" - наиболее цензурный вариант перевода этого слова звучит как "никчемные неудачники". Черная кошка недоверия между ним и болельщиками пробегала все чаще, но своей цели президент добился лишь частично - пункт про 01.01.1999 в правиле "50+1" был убран. Теперь инвестор, поддерживающий коллектив в течение 20-ти лет, мог претендовать на контрольный пакет. Ключевое слово тут "претендовать" - далеко не факт, что полную власть над клубом все-таки дадут. Таким образом, снова заговорить об этом Кинд сумеет в сезоне 2017/18.
(очень показательное сравнение со скрягой-богачом из мультсериала "Симпсоны", найденное на форумах немецких болельщиков)
На протяжении нулевых годов Мартин "Ребенок" Кинд (его прозвище - от нем. Kind - ребенок; дано, судя по всему, за ту самую безграничную наивность в отношениях с болельщиками и подход к не-финансовой части управления командой) умудрился еще несколько раз испортить о себе мнение - в частности, однажды недовольно высказавшись о большом (на его взгляд) наборе веса тяжелотравмированного игрока, использовав выражение "да он просто жирный!". Все это время он совершенно не понимал, что идет не так, и вскоре перестал обращать на болельщиков внимание, что опять же не прибавляло очков на его почти обанкротившийся счет. Конечно, те два крайне успешных сезона чуть подправили положение, но когда Кинд, уставший от нерациональных для его проекта штрафов за пиротехнику на стадионе, выступил с обращением к "ультрас", предложив, в случае прекращения использования пиро, переводить им деньги, сохраненные со штрафов, на перфомансы и красочные шоу, то те даже не удостоили его ответом.
Теперь читателям еще больше станет понятна та злость, с которой было встречено увольнение любимого всеми Мирко Сломки - человека, приведшего клуб к одним из самых значительных результатов за всю свою историю. Однако еще больший вопрос вызвала фигура преемника – им становится сорокалетний Тайфун Коркут, в тренерской карьере которого «Ганновер» является первым клубом – до этого он работал наставником нескольких молодежных коллективов и отметился как ассистент главного тренера сборной Турции. Вначале планировалось пригласить турка помощником, заместо ушедшего Дюфнера, но в ходе собеседования было решено назначить его главным тренером . Клуб из Нижней Саксонии располагался на 13 месте, на момент увольнения Сломки его уже отказались возглавить Томас Шааф и (сюрприз!) Мурат Якин. Так что кандидатов оставалось двое - Коркут и наставник представителя второй Бундеслиги "Пандеборна" Андре Брайтенрайтер...к которому никто обращаться и не думал - он самолично позвонил в газеты с новостью об интересе к себе (впрочем, по итогам сезона Брайтенрайтер все равно выйдет в главную лигу страны со своим клубом). Так что оставался один только турок, не имевший опыта самостоятельной тренерской деятельности и бравший свой первый клуб в очень тяжелый период. Слоган подписания специалиста: "Смелое, но перспективное решение", придуманный спортивным директором 96-ых Дирком Дуфнером, звучал не самым убедительным образом, а слова самого Кинда на приветственной пресс-конференции: «Мы ничем не рискуем. Господин Коркут прекрасно распланировал свою карьеру. Он знает, что нужно делать», выглядели как оправдание. Фанаты сжимали кулаки в бессильной ярости, эксперты задумчиво качали головой и нет-нет да кивали на находящуюся в двух шагах зону вылета.
К счастью, ничего катастрофического не произошло - Коркуту удалось собрать из немотивированных и уставших игроков, многие из которых откровенно не хотели больше играть за команду, в какую-никакую, но силу, завершив сезон 2013/14 десятыми, то есть крепким середняком немецкой Бундеслиги.
А потом наступило межсезонье. Его клуб провел ударно - избавился от тех, кто хотел уйти (Хусти, Конан Я, Мирам Диуф), приобретя на их место множество молодых игроков, в основном до 25 лет, которые должны были с места в карьер бороться за место в старте. Особое внимание привлек переход испанского нападающего Хоселу из «Хоффенхайма», японца Хироке Кийотаке, пришедшего из «Нюрнберга» (первый на данный момент является лучшим бомбардиром клуба в чемпионате, записав на свой счет 3 мяча), полузащитника Джимми Бриана из «Лиона».
Какой вывод можно сделать из первых 13-ти туров Бундеслиги? Лично я такого «Ганновера» еще не видел. Если при Сломке команда играла в открытый футбол, нацеленный на атаку, нередко увлекаясь и забывая про необходимость защиты, то Тайфун Коркут рисковать был не намерен, учитывая все предшествующие его появлению обстоятельства. Теперь «Ганновер» - это сжатая защитная пружина, время от времени выстреливающая атаками на заигравшегося соперника. Доходит до смешного – разница забитых и пропущенных мячей у клуба на данный момент «-5», по количеству забитых голов (13), клуб должен был бы занимать место рядом с самым подвалом турнирной таблицы. Но он ведет активную борьбу за первую пятерку – победы чередуются с поражениями (привет тебе, внезапный вылет из кубка страны - поражение в матче с неким Ааленом, аутсайдером второй Бундеслиги. Но там играл резерв, ладно – пусть и на воротах стоял основной голкипер сборной Австрии).
Необходимо отметить также осторожную тактику Тайфуна Коркута при взаимодействии с президентом и болельщиками – он разумно принял решения не влезать в эти дебри, сосредоточившись на построении команды, а на пресс-конференциях в основном говорит стандартно-шаблонными фразами по типу «Сегодня мы показали высокий класс наших исполнителей». К счастью, Мартин Кинд вовсе не искал себе сообщника в борьбе с болельщиками, и сам акцентировал внимание на приоритетах тренера: «Это, безусловно, новый виток в развитии нашей команды, и на его совершение требуется время. Но в течение двух лет мы снова должны начать попадать в Лигу Европы».
Получится ли у молодого тренера прогрессировать вместе со своим коллективом, или же нет? Предлагаю начать следить за этим вместе!
Вот такой вот экспресс-обзор довольно любопытной команды из Германии сегодня получился. В будущем, наверное, я возьму на себя периодическое освещение дел у «96-ых» - не должна эта команда сидеть без регулярных новостей. Спасибо за внимание!
Сам я начал следить за Ганновером из-за того, что мои любимые Scorpions были основаны как раз в одноимённом городе. Очень весёлая команда, ничего не сказать.
п.с. немного занудства, Байер, все же лЕверкузенский)