8 мин.

В бой идет одна молодежь

Яркий свет прожекторов – сейчас на них уже есть время смотреть. Сейчас, когда последний спектакль сезона окончен, и пришло время поклониться аплодирующей публике. Перед тем, как получить приз за лучшую постановку сезона.

Смех – у переживших не так много обидных финалов и полуфиналов Дракслера, Хуммельса, Хеведеса есть силы радоваться. Слезы – аргентинцев можно понять, а то, что непрошибаемого Швайнштайгера сломал лишь победный финал, задевает за живое. Навязшая у всех в зубах песня из динамиков стадиона – может, через четыре года переписать пару строк «Катюши», добавив туда что-нибудь про футбол, и сделать ее официальной песней российского Чемпионата Мира? Ведь песня Шакиры с глубокомысленным названием  «Ла ла ла» стала футбольной именно таким путем.

Эпичность –  юные Шюррле и Гетце, забив победный гол, фактически выиграли для своих старших товарищей трофей, о котором те так исступленно мечтали. И счастье. Не ликование – на него нет сил, да и радоваться «без тормозов» немцы не очень умеют. Просто усталая радость от того, что наконец стоишь за финишной чертой.

Потом будет награждение и приятная тяжесть трофея в руках. Потом будет праздник на фанмиле в Берлине, победные песни, сорванные голоса болельщиков и игроков…

1

…А потом наступит новый день. И с первыми же рассветными лучами станет ясно, что время радости подошло к концу. Конечно, почивать на лаврах слишком долго никто бы не стал, но у болельщиков бундестим постпраздничное похмелье наступило почти сразу по окончании мундиаля. А точнее – с объявлением об уходе из сборной сразу трех игроков.

С Мирославом Клозе все было понятно. Четыре года назад Миро расстроено говорил в интервью после матча с Уругваем, что не быть ему чемпионом мира. Многие не были уверены даже в том, что форвард поедет на Евро в Польшу и Украину. Со дня на день этого заявления ждали, понимая и то, что сейчас для Клозе самое время уйти – побив великий рекорд великого бразильца на бразильской земле в бесспорно великом для сборной Германии матче с Бразилией. Клозе, конечно, никого не удивил.

По-настоящему удивил всех Филипп Лам. Филипп Лам, который едва разменял третий десяток. Филипп Лам, не получивший даже одного десятка травм за свою долгую карьеру. И что самое страшное – Филипп Лам, совершенно незаменимый на своей позиции. Что руководило его решением, поняли не все и не сразу. Впрочем, некоторые не поняли до сих пор. Кто-то даже посчитал это слабостью и позерством – мол, слишком много еще не выиграно сборной, а он решил пожертвовать всем и бросить команду просто чтобы красиво уйти.

Лам, впрочем, вскоре опроверг такие мнения, сказав, что решил завершать карьеру в сборной еще до начала Чемпионата. Не стоит забывать, что даже в отсутствии травм бессменный защитник бундестим тоже может устать. Именно усталость напрашивается на роль первопричины его ухода. Ведь из-за крепкости своего организма Лам мог бы посчитать по пальцам матчи сборной, на которые он не получал вызова за десять лет международной карьеры. Вероятно, капитан просто почувствовал себя выхолощенным и решил, что на грядущий Чемпионат Европы его уже не хватит. А проводить отборочные матчи в таком случае смысла не имеет. Лучше уж дать молодым дорогу и время на то, чтобы почувствовать себя на этой дороге уверенно.

Пер Мертезакер, последним объявивший о своем уходе, возможно, руководствовался теми же соображениями. Его потеря, конечно, станет для сборной не такой тяжелой, как потери Клозе и Лама, поскольку в Бразилии защитнику «канониров» отвели роль запасного. Но все же как минимум на качестве скамейки его отсутствие скажется.

2

И кем же закрывать Йоахиму Леву все столь неожиданно образовавшиеся дыры в составе? Конечно, у Германии всегда найдется с десяток игроков на любую позицию, которых всех можно описать одними словами: молодые, талантливые, перспективные. Ладно, возможно на все позиции, кроме центрального нападающего – они в Германии последние годы занесены в Красную Книгу, и преемника Миро Клозе ни в одном клубе не наблюдается. О Штефане Кисслинге лишний раз можно даже не упоминать (тем более с учетом того, что он не намного моложе Клозе). Марио Гомеса в жаркой Италии скрутили травмы и спрятали от глаз тренера бундесманшафт. Лишь где-то на горизонте маячат Пьер-Мишель Ласогга и Дэви Зельке, неплохо выступающие в молодежной сборной. Однако даже от закоренелого любителя молодых и талантливых они не получают никаких знаков внимания. Йоахим Лев пока предпочитает играть по испанской схеме, без чистого нападающего. Временами получается, но временами остро чувствуется, что сборной не хватает завершителя.

С фланговыми защитниками у Германии тоже много проблем. Игроки есть, но вот кандидата в достойные продолжатели дела Лама не видно. Хуже того – за долгие годы Ламу так и не нашлось партнера на соседний фланг. Даже притом, что подбирать его можно было без оглядки на стороны поля. Лам ведь может играть и слева, и справа, хоть в институт клонирования обращайся. Кого только из фланговых защитников не призывали под знамена сборной, в итоге все заканчивалось тем, что с краю оказывался кто-то из невезучих центральных защитников. То Бадштубер, то Боатенг, то Хеведес, то даже юный Шкодран Мустафи.

А ведь пару лет назад казалось, что мучения сборной с флангами обороны наконец подходят к концу. И даже больше – год назад была надежда, что Йоги Лев сможет выбирать. Ведь в дортмундской «Боруссии» с талантливым и набирающимся опыта Марселем Шмельцером начал воевать за место в старте не менее способный Эрик Дурм. Однако сбыться надеждам было не суждено – оба защитника угодили в кризис, из которого ищут выход до сих пор. Впрочем, если хоть один из дортмундцев его найдет, за один фланг болельщики сборной вновь смогут быть относительно спокойны.

Но теперь предстоит искать замену Ламу, а это сделать будет намного сложнее. Быть может, заставит обратить на себя внимание Себастьян Юнг, перешедший недавно из франкфуртского «Айнтрахта» в «Вольфсбург». Вроде бы и небольшой шаг вперед в карьере, но на деле Юнг вместе со своим новым клубом пока не особенно прогрессируют. Есть в распоряжении Лева и Антонио Рюдигер, еще один игрок молодежной сборной. Но и он, пожалуй, иного эпитета, кроме подходящих в Германии почти любому молодому игроку, пока не достоин. Не говоря уже о том, что и он номинально тоже является центральным защитником.

С остальными позициями у чемпионов мира относительный порядок – там играет уже освоившаяся в сборной молодежь. Центр защиты более или менее уверенно закрывают Боатенг и Хуммельс, хотя над теоретической подменой им Лев раздумывает, склоняясь пока к кандидатуре еще одного дортмундца – юного Маттиаса Гинтера. Хорошей альтернативой Нойеру видится опытный Роман Вайденфеллер, хотя и тут на помощь всегда может прийти Рон-Роберт Цилер, в которого Лев, в отличие от болельщиков, верит. А кроме него и Тер Штеген, если у него сложатся отношения с «Барселоной», или леверкузенец Бернд Лено, если продолжит выступать на хорошем уровне.

В центре поля даже в отсутствии постоянно травмированного последние годы Швайнштайгера неплохо чувствуют себя и Хедира, и братья Бендеры, и Крамер, и Кроос. Плеймейкера даже в отсутствии Озила есть, кому сыграть – всегда готовы пионеры Гетце, Дракслер, Ройс. О флангах нападения и говорить не нужно – игроками на эту позицию Германия при возможности давно бы поделилась с нуждающимися.

4

По всему этому можно видеть, что самыми уязвимыми местами бундестим остаются центр нападения и фланги защиты. Проблемы, конечно, решаемые, даже несмотря на то, что Лев бесконечно сталкивается с парадоксом, когда при всем многообразии выбора выбора нет. Однако стоит подумать о другом. Ведь не из-за проблем в защите в первую очередь сборная на днях проиграла в Варшаве. Пара ошибок обороны стала причиной пары пропущенных мячей, да. Но защитников ли ругать за то, что из двух десятков ударов по воротам результативным не стал ни один? Подвело отсутствие форварда, само собой. Но кроме него, быть может, и средний возраст вышедших на поле игроков?

Молодыми и дерзкими немцы перманентно были последние четыре года. Их упрекали в излишней молодости и в том, что дерзость сменялась растерянностью, стоило лишь выйти против них на поле каким-нибудь слишком уверенным в себе испанцам. Их старших товарищей упрекали в отсутствии характера, и выиграв наконец вожделенный трофей, те решили, что с них хватит. И передали поводья в руки молодым.

Поэтому молодым и дерзким, едва-едва научившись побеждать, придется идти в бой самим. А заодно и воспитывать уже своих младших товарищей, которые придут на смену старшим. В общем – придется в ускоренном темпе окончательно взрослеть.

А взросление – штука непростая. Этот отборочный цикл для Германии начался тяжело и, вероятно, не легче немцам будет и дальше. Если многие клубы и сборные грешат тем, что затягивают со сменой поколений, нарываясь на проблемы с составом, то Германия напротив – волей-неволей с этой сменой поспешила. Впрочем, результат все равно один – та же болезненная перестройка.

5

Ресурсы у Германии есть, но алмазы не превращаются в бриллианты сами по себе. Поэтому все матчи сборной до лета 2016-го года Йоахим Лев будет проводить в экспериментальном стиле. Удачно, что из-за лояльной системы отбора опасности в этом практически нет, и Германия, вероятно, попадет на Чемпионат Европы, даже если туда не захочет.

Вероятно, кстати, что Лева такой расклад вполне устраивает. Ведь тренера бундестим последние годы часто упрекали в излишней любви к искусству. Мол, слишком уж он любит строить и бесконечно отлаживает механизм, который давно пора бы запустить. Сейчас же Леву вновь предстоит заниматься любимым делом – строить и шлифовать. Хотя при этом не снижать требований к себе. Ведь даже после чемпионского титула нашлись те, кто посчитал заслугу тренера в победе минимальной, решив, что все сделали самостоятельно дозревшие, наконец, игроки. Ввиду всех кадровых потерь, победы от Германии на грядущем Евро не будут ждать так, как ждали на прошедшем Чемпионате. Но перед Левом по-прежнему стоит задача доказывать свою состоятельность.

Ведь сейчас выиграть титул – совсем не предел мечтаний. Испания в свою недавнюю эру установила серьезную планку: два европейских чемпионства и между ними Кубок Мира.

Принимай вызов, Германия. Возьмешь высоту?