Спартак - Терек. Гладиаторы Мурата Якина попытались сыграть Бетховена. Или секира вместо скрипки
20 сентября гладиаторы Мурата Якина, покрытые потом и кровью попытались сыграть "Лунную сонату" Бетховена, используя вместо скрипок мечи и секиры. Сразу скажу - концерт вышел неважным. Фальшивили практически все музыканты. В концовке худрук Красно-белого симфонического оркестра даже требовал 10 минут для продолжения, и в итоге именно финальные минуты спасли концерт от полного фиаско.
Игры на родном стадионе воспринимаются красно-белой общественностью как вхождение во святилище, где неприемлем иной результат кроме победы. Хотя лично я искренне боюсь домашних игр Спартака с коллективами вроде Терека. Это с веселым Торпедо играть одно удовольствие - там Хурадо никто не держал, бегай в свое удовольствие, забегай в штрафную и бей с правой без помех. А тут опорники Терека как могли выжгли подходы к своей штрафной - хотя сами спартаковцы не особо бились за этот редут. В самой штрафной Камаровский связал Дзюбу по рукам и ногам. Артем привычно сконцентрировался на подыгрыше партнерам - а вот партнеры суетились, бегали, мельтешили, да только ничего путного с игры не создали, если бы не финальный чудо-штрафной.
Якин заставил некогда барселоно-подобный Спартак бороться и выгрызать мячи, музыканты превратились в атлетов, вместо флейт и скрипок спартаковцы взялись за алебарды и гранатометы. Спартак научился вязать почти любого противника в российском чемпионате, смог обезвредить фаворитов, но пока испытывает колоссальные проблемы в борьбе с себе подобными. Рахимов сыграл в стиле Якина и не прогадал. В открытый футбол сейчас никто не играет, а если и играет, то отгребает по полной - на чем Спартак неоднократно горел в прошлых сезонах.
Якин решил, что из нынешнего Спартака легче слепить спецназ, а не джаз-банду. Не буду повторять про целый взвод травмированных - когда они вернутся, и в каком они будут состоянии никто не знает. Например, в какой роли Якин видит Широкова, знает только Якин. Будет Роман свободным художником или третьим опорником? Это будет красно-белый Пирло или реинкарнация Титова-Черенкова-Гаврилова?
Именно в борьбе с закрытыми командами типа Терека и нужен игрок калибра Широкова - в данной игре никто из спартаковцев с ролью дирижера не справился. Команда научилась ломать, но построить что-то вразумительное в позиционном нападении кроме навесов на Дзюбу пока не придумала.
Попытаюсь разобрать несколько ключевых моментов матча:
Атака развивалась стремительно, в завершающей стадии мяч оказался у Хурадо, которого сразу окружила целая ватага соперников. Если бы у испанца были глаза на затылке, он бы увидел как в штрафной открываются в идеальной позиции Денис Глушаков и Артем Дзюба. Беда в том, что Хурадо сам является довольно ярким завершителем, но управлять оркестром он не умеет.
Вместо острого (гениального) паса в штрафную он пасует на фланг Паршивлюку, который имеет шанс исправить ситуацию, попытавшись сделать кросс на Дзюбу. Но Сергей предпочел не рисковать и сыграть понадежнее. В итоге мяч полетел немного в недодачу, Дзюбу успели накрыть, удар пришелс в молоко - момент был успешно упущен.
Соглашусь с тем, что во время игры никто не даст время подумать и оценить ситуацию, легко быть умным задним числом - однако это требования современного футбола. Только скорость поможет Спартаку вскрывать плотные оборонительные построения - скорость мысли в первую очередь, а потом уже скорость ног, головы и тд.
А это ярчайший момент рискованного решения вместо банального решения "сыграть понадежнее". Макеев отправил Хурадо в забег по левому краю атаки, испанец пасует в штрафную, мяч подхватывает Промес и сразу пасует на свободного Паршиволюка. Сергей вынужденно смещается со своего фланга в центр ближе к Промесу - решение верное, но продолжение было выбрано самое худшее из всех возможных.
Якин должен был побелеть от злости, когда Сергей полез в обводку на троих соперников, хотя напрашивался пас назад Брызгалову или Чельстрему, которые не попали в кадр - и это их грубая ошибка или тренерский просчет.
Опорники Спартака вышли страховать своих защитников, в итоге они чуть ли не вшестером сторожили двух нападающих соперника - как правило, Аилтона и Лебеденко. Хотя по логике игры одного Чельстрема должно было хватить, а вместо Брызгалова с первых минут мог играть Ромуло или Жано - кто-то более ориентированный на атаку. Но вышло так, что весь первый тайм Спартак вместо полноценного наступления пытался вести диверсионные операции маленькой группой коммандос, которые были легко отрезаны мобильной группой опорных полузащитников Терека от "подмоги" в лице Брызгалова и Чельстрема. И вышло так, что чуть ли не первая контратака противника привела к назначению штрафного и голу, который донельзя испортил Якину всю операцию. Бойцы и так старались поймать хотя бы пару нот, хотя бы пару аккордов, а тут еще струны рвутся и флейты ломаются.
Игроки Терека неспеша выбегают в контратаку. Даже моя бабушка в 70 лет во время утренней пробежки бежала быстрее. Денис Глушаков мужественно возвращается в оборону, на помощь своим опорникам, которые не могут остановить одного Иванова, который мог пустить Маурисио в отрыв - перед бразильцем километр свободного пространства и перспектива выхода на беспрепятственный удар по воротам. И где два опорника Спартака? Где два питбуля, которые должны были выжечь центр поля?
Обратите внимание на верхнюю картинку, где под знаками? обозначены Чельстрем и Брызгалов. Все 10 полевых игроков Терека располагаются на своей половине - кого караулили два красно-белых опорника? Неужели страховали двух центральных защитников? Зачем они прижались к центральной линии? Там были только призраки.
Если говорить языком статистики, Спартак полностью переиграл соперника - 18 ударов по воротам против 8, 33 отбора против 23, 15 удачных обводок против 8, 56% успешных воздушных дуэлей против 44% и тд. Меня особенно радует показатель совершенных отборов - Спартак реально превратился в спецназ, готовый переламывать любого противника, но в каких-то играх нужно не ломать соперника, а переигрывать.
Так уж вышло, что в данной игре Спартаку нужен был кто-то типа Олега Иванова - игрок, способный хоть как-то дирижировать атаками. И Хурадо, и Промес, и Жано, и Глушаков пытались обострять, но все-таки у них другие козыри. Вместо одного разрушителя требовался один сочинитель.
Не буду спорить насчет справедливости назначения штрафного - мне интересно другое, как против троих соперников оказался один Денис Глушаков, который только что совершил героический забег из чужой штрафной. Зачем на поле сразу два опорника, если они не могут встретить противника и им приходится прибегать к помощи третьего опорника, которым в данном случае выступил Глушаков?
Под знаком? Евгений Макеев, который набрал в целом провел хороший матч, совершил 7 отборов (лучший показатель в обеих командах) и 4 перехвата, но в данном случае впал в необъяснимый ступор - ведь игроки Терека разворачивали атаку с черепашьей скоростью, Евгений на верхней картинке предлагает Глушакову отклеиться от Маурисио и переключиться на другого соперника, правда Маурисио получит обратный пас и только своевременный силовой прием от Инсаруральде остановил чеченского бразильца.
А началось все с неоправданного рискованного дриблинга Сергея Паршивлюка. Продолжилось невнятным прессингом в лице Брызгалова и Чельстрема, пассивностью Макеева и запоздалым "спасением" Инсаурральде.
В который раз констатирую - Жано допускает мало понятный брак при обработке мяча. Давыдов продрался по флангу и подал в штрафную, игроки Терека вынояст мяч прямо на ногу Жано, который мог бить в касание, мог остановить мяч, чтобы потом отбросить его назад, или покатить на свободного Хурадо или зачерпнуть на Дзюбу - защитники Терека героически выбросились толпой на Жано и оставили Артема абсолютно свободного.
Жано решил остановить мяч, и он в который раз предательски подскочил выше головы и пока Жано ждал, когда же он опустится, противник вырос стеной на его пути - а ведь прошла всего секунда. И никто не даст тебе времени на спокойную обработку мяча, это не тот соперник.
Жано занял правильную позицию - его никто не держал, соперник сфокусировался на опеке других спартаковцев, и Жано мог воспользоваться предоставленной свободой, но подвел технический брак, или просто волнение. Хотя это тоже своего рода брак.
После длиннющего заброса Дзюба смог сбросить в касание на Хурадо, испанец единственный раз вышел на почти беспрепятственную позицию для удара, только сам удар вышел слишком мягким. Мяч отлетел в опорную зону Терека, где шустрее всех оказался Денис Давыдов.
В целом мне показалось, что Якин упустил контроль за игрой чуть ли не в самом начале, потому что дриблинг против целой группы противника больше похож на авантюру, чем на продуманное решение. Как будто игроки Спартака отчаянно хотели забить как можно быстрее, а потом как можно быстрее отыграться и потому рисковали, где не надо. Отсюда большое количество неподготовленных неточных ударов.
Давыдов попытался развернуться, но только чудом сумел сохранить мяч. В игре с Торпедо Спартак получил мяч в свои ворота после ошибки в атаке именно Дениса Давыдова. И здесь вместо паса назад-вправо-влево-ближнему он пускается в отчаянный дриблинг и только чтение ситуации со стороны Ромуло спасло Команду от опасной контратаки.
И вот последний момент для разбора. Штрафной для Хурадо пришел после удачной игры Ромуло в обороне, бразилец успел прибежать в атаку и благодаря скорости смог подобрать мяч скидки Дзюбы. Ромуло ухитрился обыграть практически на месте Пириса и только потом его срубил Маурисио - нервы подвели.
На верхней картинке показана гигантская воронка после падения челябинского метеорита - спартаковцы весь матч как будто боялись идти в атаку, опорники жались к своим защитникам и стерегли нападающих противника - Аилтон все равно дважды выходил на рандеву с Ребровым. В итоге группа атаки в лице Промеса, Дзюбы и Хурадо была отрезана от остальных игроков, Денис Глушаков еще пытался сыграть в роли Фигаро - успеть и там и сям. Выходы Жано и Давыдова увеличило атаку Спартака, но никак не прибавило в качестве. Команда остро нуждалась в дирижере, в игроке способном отдать нормальный обостряющий пас. Вместо этого игроки Спартака решили забросать штрафную противника фирменными навесами, совершив в итоге 26 кроссов, причем именно последний 26-й кросс на Дзюбу принес тот самый решающий спасительный штрафной.
Опорники Терека не выглядели такими уж мастерами отбора мяча. Например, Брызгалов только за один тайм совершил 4 отбора - столько же, сколько Маурисио за всю игру. Желание Мурата Якина привить Спартака жесточайший силовой футбол понятно, и в игре против играющих команд типа Зенита или Динамо это оправданно. Однако против терекоподобных коллективов нужна другая тактика. Игроки Спартака переусердствовали в борьбе за мяч (33 отбора - гроссмейстерский показатель!!!), но забыли сочинить что-то осмысленное в атаке - скорее всего банально не хватило хотя бы одного кретивщика с первых минут, возможно, Ромуло был не совсем готов сыграть все 90 минут, и Якин предпочел приберечь ценного бойца для мясорубки в Питере. С другой стороны количество атакующих игроков без дирижера не переходит в качество.
Лично меня порадовала игра Ромуло, бразилец реально напоминает самого себя лучших времен, следующая игра в Питере это только подтвердила. В отчетной игре продемонстрировал несколько раз великолепное чтение игры - два эпизода в данном разборе. Инсаурральде провел очередной уверенный матч - аргентинец нереально прибавил в игре на перехватах, Промес дважды выводил партнеров на удар, три его кросса из шести дошли до адресата - вспоминаем его кросс на Дзюбу в Питере, жаль Артем залез в офсайд - был бы классный гол.
Подытоживая разбор, скажу крамольную вещь для многих болельщиков Спартака - именно в таких играх как против Терека нам нужен игрок калибра Романа Широкова, с Романом и Ромуло будет играть лучше, и Хурадо будет забивать чаще - в опорной зоне противника всегда будет игрок, способный отдать точный обостряющий пас. К великому сожалению, в отчетной игре такого героя не нашлось. С нормальным дирижером даже спецназ научится играть и Бетховена, и Рахманинова, и Шопена, и Прокофьева.
С уважением.
кстати, в таком аггерсивном футболе я не исключаю, что мовсисян будет играть с дзюбой вместе в составе.