34 мин.

Хроники одного выезда. Дюссельдорф (Дортмунд, Леверкузен), Бразилия 1:7 Германия

Из Берлина до Дюссельдорфа мы добирались междугородним скоростным поездом и, еще только покупая билеты, не обошлись без забавной истории. В Германии железная дорога – удовольствие не из дешевых, в особенности для туристов. Местные жители покупают себе так называемые BahnCard, которые значительно снижают цены на проезд, а вот для приезжего, такой карты не имеющего, путешествие из одного конца страны в другой обойдется как минимум евро в 70-80 на человека.

Мы к таким тратам были готовы, однако, когда я подошла к билетному автомату, стоило лишь мне переключить язык меню на английский, рядом со мной материализовался молодой человек и спросил, куда мне надо ехать. Узнав, что в Дюссельдорф с двумя друзьями, он, осторожно оглядываясь через плечо, предложил купить у него за 120 евро приобретенный им по акции билет на двоих, действительный на одну поездку в любую часть страны.

Предложение меня не удивило и не насторожило, потому что в позапрошлый визит в Германию мы тоже без всяких проблем добрались из одного города в другой по билету, купленному с рук. Сейчас билет представлял собой брошюрку с эмблемой проводившего акцию магазина REWE (сеть супермаркетов, знакомая многим по титульному спонсорству «Кельна»). Брошюрка сообщала, что стоит она официально 80 евро, что воспользоваться ей можно с июня по август в любые дни кроме пятницы. Больше, правда, понять ничего не удалось ввиду незнания языка, а мне все же хотелось точно узнать количество человек, допустимое к провозу, и на какие направления билет действителен.

В прошлый раз эти вопросы помогла разрешить оказавшаяся рядом девушка, осмотревшая билет и сообщившая, что мы спокойно можем ехать по нему, куда нам надо. Сейчас же я поделилась своими сомнениями с продавцом, а тот в свою очередь поверг меня в шок. Вручив мне билет (подчеркиваю – никаких денег я ему не давала), он подвел меня к лестнице на первый этаж и указал на маленький информационный офис внизу.

- Вы сходите туда, – предложил он, – и выясните все, что вас интересует, чтобы вы знали, что я вас не обманываю. А я подожду вас здесь.

Честно говоря, с настолько беспечной продажей чего бы то ни было с рук я не сталкивалась никогда в жизни. Попросту я могла бы спуститься вниз и спокойно уйти домой, не заплатив продавцу ни цента. Никогда в России такой продавец не позволил бы потенциальному покупателю уйти с покупкой, не заплатив за нее или хотя бы не оставив что-нибудь в залог, а здесь – пожалуйста. Неимоверно трогательное доверие, разумеется, не позволило мне подрывать немцам веру в человечество. Узнав у любезных работников инфо-офиса, что билет действителен и два человека спокойно доедут по нему до Дюссельдорфа, я вернулась к продавцу, отдала ему деньги, купила третий билет в автомате, и вскоре мы уже сидели в поезде ICE. Единственным минусом купленной брошюрки оказалось то, что в ней не были прописаны места, однако это искупалось тем, что скоростной поезд, как обычно, был заполнен лишь наполовину, и тем, что над каждым сиденьем на верхней панели горело оповещение о том, с какой станции это место будет занято. Благодаря такой системе легко можно было найти места, на которые бронь начиналась со станций, идущих после Дюссельдорфа, или те, над которыми оповещений не было вовсе, то есть – не забронированные никем.

1

До Дюссельдорфа мы добрались за три с чем-то часа и, войдя в здание вокзала, пару минут любовались его потолком, креативно декорированным в честь все того же Чемпионата Мира.

2
3
4

Да и вход в вокзал с центральной площади тоже смотрелся хорошо.

5
6
7

Останавливались мы в этот раз совсем рядом с вокзалом, поэтому, забросив вещи в номер и порадовавшись тому, что прогноз погоды, обещавший в Вестфалии дожди, не оправдался, пошли прогуляться по центру.

Дюссельдорф, надо сказать – мой самый любимый город в Германии. Кельн, в немалой степени из-за готичного вида Собора и из-за того, что очень многие здания после войны пришлось отстраивать заново, в спешке и не особо заботясь о красоте, впечатление производит несколько напыщенное и суровое. А вот столица Вестфалии напротив – уютная, зеленая и вся атмосфера ее очень приятная и расслабляющая.

5б
555
5в
5г
5д

Много в городе встречается памятников и скульптур.

5е
5ж
5з

Бульвар Berliner Allee – сосредоточие большей части одежных, ювелирных и прочих подобных бутиков тоже смотрится замечательно.

6
7
8
9
10
12

Исторический центр расположен в северной части города. По уютным пешеходным улочкам вечерами с удовольствием гуляет народ.

25
24
24г

На отделанные брусчаткой улицы и переулки выходят двери многочисленных лавочек и вечерних ресторанов. Например, такого, заставляющего заулыбаться каждого, кто помнит, какое прозвище давным-давно дали неразлучным друзьям Швайнштайгеру и Подольски. Разница лишь в одну последнюю букву.

25

Этот ресторан расположен прямо у выхода на набережную. В тот воскресный вечер там проводился какой-то марафон, и было много людей, но красивый вид на Рейн этот факт не испортил.

26
27
28
31
32
33
34

В предвкушении полуфинала жил Дюссельдорф в те дни, но и клубные стикеры встречались нам по пути домой буквально на каждом углу.

34а
34б
34в
34г
34д
35
36

Встречались и не только клубные. Наклейки против Немецкого Футбольного Союза в Германии хоть и нечасто, но попадаются, и каждый раз при виде них хочется сказать: «Вы, ребята, еще не понимаете, как вам повезло».

47

Заезжие болельщики тоже не упускают случая оставить память о себе. Некоторые гости вполне ожидаемы…

50

…а другие – в разной степени неожиданны.

53
54
55
56
57

На следующее утро мы решили повидаться еще с одним из наших русских немцев – Александром, уже 15 лет живущим в Дортмунде и болеющим за «Боруссию». Именно он водил меня по городу позапрошлой весной, в мой первый приезд в Германию, и до сих пор пересечься снова у нас не получалось. Поэтому, решив исправить ситуацию, мы отправились в Дортмунд, предварительно оценив в ближайшем кафе футбольный ассортимент подаваемых на завтрак блюд.

59
60

Добрались до черно-желтого города мы раньше, чем планировали, и чтобы не терять время доехали до «Вестфаленштадиона».

Знакомые станции, знакомые плакаты на стенах, знакомые желтые сваи на фоне неба – все здесь осталось таким же, каким было всегда.

61
62
64
65
66
66а

Два маленьких Обамеянга смотрели в окружении стайки ровесников на мини-картинг, устроенный рядом с «Роте Эрде», а мы пока что любовались новой достопримечательностью окресностей – установленной возле фаншопа стеной для замочков.

66р
66с
66у
66ф

А вот и три замочка с автографами, которые были повешены на забор первыми.

66х
67
68
69
100
101
102

Вернувшись к метро, мы доехали до станции Stadtgarten, где договорились встретиться с Сашей, и в ожидании его прошлись до фан-зоны, оборудованной на близлежащей Friedesplatz, Площади Мира.

103
104
105
106
107

Знакомые крылатые носороги нужных цветов приветливо улыбались с витрин магазинов.

108

А стоящих на улице можно было и обнять. Хотя бы за правильную раскраску.

109
110
110
111

Вернувшись к метро, мы встретились с Сашей, который отвез нас на станцию Hörde Bahnhof, показать достопримечательность, которую мы еще ни разу за все посещения Дортмунда не видели. Как рассказал наш провожатый, когда-то давно здесь был огромный металлургический завод, который затем буквально по деталям продали в Китай. Теперь же на его месте раскинулось больше озеро, ставшее своеобразной зоной отдыха. Рядом был отстроен престижный жилой район, один из домов которого, к слову, принадлежит голкиперу «Боруссии» Роману Вайденфеллеру.

112
113
114
115
116

В память о заводе на небольшом полуостровке, вдающемся в озеро, остался лишь старинный конвертер.

117
118
119
120
121
122

На то, чтобы обойти озеро прогулочным шагом нам потребовалось около часа. Впрочем, гулять там действительно было здорово. Особенно по той стороне, где раскинулся жилой район, гадая, в каком же из домов живет Вайденфеллер.

123
124
125

Быть может, вот в этом, с умными мыслями на фасаде?

126

«Ты поймешь мир тогда, когда поймешь себя»; «Человек не может перемотать жизнь назад».

132
127
128

Прогулявшись, мы расположились за столиком в открытом кафе и долго беседовали о наших клубах, перспективах сборной, жизни в России и Германии и прочих актуальных и не очень актуальных вещах. День клонился к вечеру, и, когда мы уходили, озеро и близлежащие здания красиво смотрелись в лучах закатного солнца.

129
130
131
149

А возле здания вокзала мы смогли убедиться, что стройка в Германии не затягивается надолго. Музей немецкого футбола, который весной прошлого года представлял собой полностью пустую стройплощадку, уже обзавелся скелетом стан и явно не собирался затягивать со сдачей себя в эксплуатацию.

150
151
152

На этой ноте, понадеявшись, что в следующий наш приезд музей уже будет доступен к посещению, мы отправились домой. А на следующее утро, проснувшись, с неудовольствием обнаружили, что прогноз погоды с опозданием, но начал оправдываться. За окном лил дождь, но мы все же не стали отступать от намеченных планов и отправились в Леверкузен, где планировали заглянуть днем на тренировку «Байера».

Палатки с прессой и информационные экраны в здании вокзала тем временем не давали забыть о том, что игра с Бразилией состоится уже сегодня.

153
154
155
156

В трех десятках километров от Дюссельдорфа погода не улучшилась – в Леверкузене тоже уныло моросил дождь. По большому счету в аспириновом городе и в хорошую погоду делать особенно нечего, разве что побродить по набережной вдоль Рейна. А сейчас в ожидании четырех часов, на которые была назначена тренировка, мы прошлись по уличным торговым рядам (точнее – той их части, что расположена под крышей), заглянули в фаншоп «Байера», убедиться, что ничего новенького в ассортименте за два месяца не появилось, и наведались, чтобы убить время, в Galeria Kaufhof.

1145
1146
1146f
1147
1148

К назначенному времени мы направились к стадиону и тренировочной базе через жилые районы. Вообще-то до «Бай-Арены» от станции можно дойти быстрее – Бен, встречая нас перед матчами на Leverkusen Mitte, всегда шел коротким путем через парк, но за несколько приездов мы так и не озаботились тем, чтобы запомнить эту дорогу. Впрочем, несмотря на дождь, идти мимо частных домиков было приятно. Невзирая на полное отсутствие игроков «Байера» в сборной, Леверкузен в большинстве своем на Чемпиона Мира рукой не махнул.

1153
1153f
153,
1153g
1153l

Впрочем, и напоминаний о клубных предпочтениях встречалось достаточно.

2154
155f
156hh
157
158

Тем не менее, невезение дня, начавшееся с плохой погоды, продолжалось. Тренировку, по видимости, отменили, о чем не удосужились предупредить ни нас, ни еще десяток человек, вместе с нами ждавших возле стадиона, ни даже стюардов, карауливших вход на тренировочную площадку. Постояв пусть даже под навесом около часа, мы основательно замерзли и, махнув на все рукой, обошли стадион и отправились греться в «Макдональдс», расположенный на другой стороне улицы. Горячий чай пришелся кстати, а стикеры и подписи на нашем столике слегка подняли настроение.

163
164

Вернувшись к вокзалу, мы дождались поезда и поехали домой.

Плюхнувшись на свободное место и тряся ногой в промокшем насквозь кроссовке, я заявила:

- Знаете, я считаю, чтобы искупить весь негатив этого дня, немцы сегодня обязаны выиграть 5:0.

Аня и Катя, яростно отряхивая от воды зонты, сумки, кофты и прочие предметы одежды, не замедлили со мной согласиться.

165f

Изначально смотреть полуфинал мы тоже собирались в городской фан-зоне, однако, во-первых, гуляя по Дюссельдорфу в первый день, ничего похожего на фан-зону мы не нашли, а во-вторых, идти на открытое пространство в такую погоду совершенно не хотелось. Да и снова влезать в промокшую обувь желания не было, поэтому, посовещавшись, мы решили, что по дороге домой зайдем в магазин за каким-нибудь нехитрым ужином и посмотрим матч в номере по телевизору.

Да-да, мы об этом пожалели, но кто же знал, что сборная будет в курсе нашего плохого настроения и озвученное мною требование исполнит еще до конца первого тайма? Слушая, как огромный стадион слаженно и громко поет гимн Бразилии, Аня сказала:

- Ох, парни, давайте, выдержите это.

Надеюсь, постояльцы отеля, не смотревшие в тот вечер матч, нас простили. Впрочем, не факт, что таковые в отеле вообще имелись, поэтому первую адекватную мысль, пробившуюся сквозь эйфорию где-то между четвертым и пятым мячом, о том, не выселят ли нас к чертям в полицейский участок за такой ор, я прогнала, решив, что немецкие хозяева поймут.

Поняли, само собой. С самого второго гола до конца тайма мы уже не сидели, а стояли перед телевизором, банально не веря, что это происходит на самом деле. И лишь когда раздался свисток на перерыв, и на улице (на которой, к слову, к началу матча не было ни души) засигналили машины, а из окон начали отвечать радостными воплями, мы начали понимать, что счет 5:0 в пользу Германии в полуфинале Чемпионата Мира в матче с бразильскими хозяевами турнира – это реальность.

Второй тайм мы смотрели уже с меньшим шумовым сопровождением, а к голу Шюррле бразильцев мне стало откровенно жаль. Будь это Испания, к которой я питаю не очень понятную самой себе, но суровую неприязнь, или хотя бы исторический враг в лице Италии, жалеть я бы никого не стала, но, как болельщик «Байера», я знаю, что такое семь пропущенных мячей. И поэтому любой команде, к которой я в целом равнодушна, в такой ситуации я не могу не сказать пресловутое: «I know this feel, bro».

Пропущенный все-таки на последних минутах гол лишь добавил ощущения дежавю на давний лигочемпионский матч с «Барселоной», но мы к тому моменту уже запихивали ноги в мокрые кроссовки. И едва лишь послематчевые кадры сменила начавшаяся студия, выбежали из номера и бросились на улицу, где уже не переставая сигналили машины, свистел народ и ликование, разлитое в свежем после дождя ночном воздухе, казалось, можно было потрогать рукой.

На узкой улице компания молодежи перегородила полосу движения, весело отплясывая перед каждой подъезжавшей машиной, делала знак водителю посигналить, и когда тот с готовностью нажимал на гудок, давала ему дорогу. Сопровождалось это громкой музыкой из машины, стоящей рядом, и дружным скандированием: «Deutschland!!! Deutschland!!!», к которому мы немедленно присоединились. Интересно, что было бы, заговори эти ребята с нами и выясни, что мы не знаем немецкого, но в тот момент всем было не до разговоров.

А потом мы долго шли вдоль улицы, размахивая флагом, и каждая машина при виде нас начинала сигналить, из окон высовывались люди, размахивая своими флагами и крича: «Finale, wir kommen!». Описать словами восторг, заполнивший улицы города, попросту невозможно. Впервые в жизни я видела хладнокровных и собранных немцев такими и с замиранием сердца думала о том, что будет, если (когда?..) Германия выиграет финал.

Догулялись мы в итоге до того, что Катя умудрилась подвернуть ногу, так что через какое-то время мы вернулись обратно в отель. И постояв немного перед входом, переводя дыхание и улыбаясь при каждом звуке автомобильного гудка, доносившегося из центра города, смотрели на пустую остановку, где табло прибытия словно присоединялось к царившему в городе празднику.

167

Перед тем как вернуться в номер, я задержалась в фойе отеля, чтобы со стоящего там компьютера купить себе новые обратные билеты. Дело в том, что за полгода до этих событий, когда мы еще только планировали даты поездки, я решила лететь домой на два дня раньше Ани и Кати, поскольку в то время только перешла на другую работу и знала, что отпуск на эту поездку взять не смогу. Даже за свой счет, поэтому три рабочие смены, которые я пропускала, мне пришлось заранее отрабатывать. И решив, что лишние два дня в Германии, если сборная не пройдет в финал (а верилось в это мне тогда очень слабо), не стоят того, чтобы отрабатывать четвертую, я предпочла запланировать возвращение на 13-е мая. Но конечно, на всякий случай подстраховалась – запросила визу до 15-го и договорилась с коллегой, что он, если что, подменит меня 14-го числа.

Поплатилась я за недостаток веры транзитным перелетом через Минск и семью тысячами рублей. Впрочем, никакого огорчения по этому поводу не испытывала, его по определению не могло быть в такой день. Вернувшись в номер, я взяла телефон и написала коллеге смс:

«Ну, ты, полагаю, в курсе счета немцев? =D Подменишь меня 14-го?»

И получила ответ:

«Конечно) Поздравляю)»

На работе прекрасно знают, за кого я болею. Позже коллеги рассказывали, что очень радовались за меня каждый раз, когда Германия побеждала.

168

Каким-то образом все-таки заснув в ту ночь, наутро мы собрали сумки и отправились на вокзал, откуда должны были ехать в Кельн и с тамошнего автовокзала отправляться на автобусе в Ганновер.

В городе снова лил дождь, но, несмотря на плохую погоду, заголовки газет и обновленные таблицы результатов Чемпионата Мира на стендах наверняка заставляли улыбаться каждого проходящего мимо.

170
171
172

А несколько часов спустя я смотрела за залитое дождем стекло автобуса и слушала музыку, сознавая, что как бы ни сложилась наша последняя игра, я, похоже, в любом случае стану свидетелем чего-то очень масштабного для всей Германии.

Либо первой за долгое время великой победы, либо уже почти привычного поражения за шаг до мечты.

 

When will we see the end

Of the days, we bleed, for what we need

To forgive, forget, move on

Cause we've got

 

One live to live, one love to give

One chance to keep from falling

One heart to break, one soul to take us

Not forsake us

Only one

 

Alex Band – «Only One»