«Илиада» Отто Рехагеля. Почему я буду болеть за Грецию
Когда итальянцы вылетают с турниров, я сразу же теряю интерес к происходящему. Даже имя победителя узнаю чаще случайно. Бывает, что спустя несколько недель или месяцев. После чемпионата мира в Японии, например, долго был убежден, что Кубок завоевали Бирхофф и К°. На справедливое негодование же всегда привожу ответ Шерлока Холмса доктору Уотсону про солнечную систему:
– На кой черт она мне? Ну, хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?
Вот и мне гораздо важнее знать: вернется или нет Дзанетти в «Болонью»; выведет ли Бизоли «Чезену» в серию А; удастся ли Мартуччи найти доказательства того, что Ре Чеккони не шутил. Все остальное – vanitas vanitatum – суета сует.
Но, разумеется, из этого правила есть одно исключение. Началось все десять лет назад, когда я увидел команду Отто Рехагеля. Из-за дождя меня занесло в какой-то бар. Там показывали матч открытия Евро-2004, в котором хозяева встречались с греками. Деваться некуда – пришлось смотреть футбол. Ожидался вынос тела, а в таких случаях всегда испытываешь симпатии к слабейшей стороне. Для очистки совести мысленно пересчитал представителей серии А. Оказалось, двое на двое. В полузащите у греков был Георгиос Карагунис из «Интера», а в центре обороны – Траянос Деллас из «Ромы». У португальцев – Руй Кошта из «Милана» и Фернандо Коуту из «Лацио». Надо же – двойное дерби! В этом матче со счетом 2:1 одержали верх греки. Сенсация.
Эллада окончательно завладела моим вниманием после «скандинавской ничьей» и слез Антонио Кассано. Немецкий тренер сконструировал команду, уровень которой значительно превосходил суммарное мастерство ее компонентов. Но больше всего меня поразило, что прямо по ходу турнира греческие футболисты преображались, изменяясь почти до неузнаваемости. Из робких аутсайдеров они превратились в монстров по игре в защите. Их умению страховать друг друга, закрывать все возможные зоны и душить соперников могли бы позавидовать отцы катеначчо 1960-х.
И откуда что взялось?! В Никополидиса будто вселилась душа Дино Дзоффа, и греческий вратарь с ледяным спокойствием командовал обороной. Либеро Траянос Деллас играл так, как никогда в жизни, даже у Фабио Капелло. Полузащитники Загоракис и Карагунис смело шли в обводку и при малейшей возможности переправляли мяч на своего Массаро – Ангелоса Харистеаса. Если тот забивал, то для соперников все было кончено. Это были уже не греки, а какие-то сверхлюди, превзошедшие заложенное в них природой. Почти весь ХХ век мечта о таком эксперименте владела умами, но все попытки ее реализовать обязательно предполагали расчеловечивание. Однако в действиях футболистов Рехагеля не было ни малейшего намека на грубость или подлость. Сражались благородно – без симуляций и выставленных вперед шипов.
Выход в плей-офф считался для них потолком. Хватит уже праздника, сейчас вас уничтожат Зидан, Анри и Трезеге! Однако французы ничего не смогли поделать с вязкой обороной греков. Рехагель метался вдоль бровки, жестикулируя и управляя каждым игроком. На любую атаку французов у него тут же находилось противоядие. Да у Короля Отто было столько идей, словно у него была «горячая линия» с Нерео Рокко и Эленио Эррерой! Наверное, в этом и состоит истинное счастье тренера – побеждать не с гениями, а с посредственностями. А гений в команде должен быть только один, и он сидит на скамейке. Именно тогда я впервые понял, почему Арриго Сакки предпочитал вызывать Фабио Росситто вместо Роберто Баджо.
Когда французы выдохлись, Загоракис начал смертельный проход по их левому флангу. Куда же тебя понесло, Тео!? Глупый смешной дуралей. Разве ты не понял, что живых людей уже давно победили звезды рекламы Pepsi и чипсов? Но невозмутимый Загоракис дошел до угла штрафной и отдал передачу на Харистеаса, и тот не сфальшивил.
В подобном же стиле были обыграны чехи с Недведом и Барошем. Накануне финала все были уверены, что португальцы отомстят за поражение в группе. Российская пресса с надрывом призывала болеть за хозяев чемпионата. Дескать, безобразие, что Европа облачается в устаревшие наряды катеначчо сорокалетней давности. Однако очередной гол бременского музыканта Харистеаса подтвердил, что ретро-стиль лишь на время выходит из моды, но всегда возвращается. Счет 1:0 на табло – и ничего лишнего. Как у Джорджо Армани – только джинсы и черная футболка. Чистое искусство.
Писатель Хорхе Луис Борхес считал, что в основе любой нации лежит произведение о героях, защищающих/штурмующих город. У самих греков это «Илиада», у русских – «Война и мир» и т.п. Тот чемпионат Европы стал таким событием в истории, после которого как раз и состоялась греческая футбольная нация. Если у итальянцев были Марсель-38, Барселона-82 и Амстердам-2000, то у сборной Греции – Лиссабон-2004. Они выстояли.
После турнира лучший его футболист Теодорас Загоракис перешел на один сезон в «Болонью», где оставил о себе хорошую память. Добряк Тео не блистал, но после матчей никому не отказывал в автографе, за что на «Далль’Ара» его очень любили. Карло Маццоне всегда говорил, что, прежде всего, тренирует людей и только потом – футболистов. Люди в той «Болонье» подобрались душевные, даже вылетать после spareggio с «Пармой» в компании Нерво, Петруцци и Загоракиса было не так уж грустно. Его уговаривали остаться, но уж больно он скучал по родине. Потом передавали, что дома он долго не мог забыть кухню Эмилии-Романьи. Как же ты там, Тео, без наших тортеллини?
На чемпионате мира в Бразилии за команду Фернанду Сантоша будут играть те, кому я симпатизирую – Лазарос Христодулопулос и Панайотис Коне из «Болоньи». Но, конечно, особые воспоминания у меня связаны с Константиносом Кацуранисом и Георгиосом Карагунисом – последними рыцарями маленькой, но храброй Греции Отто Рехагеля.
Никита Коротеев: почему я буду болеть за Нигерию
Александр Скворцов: почему я буду болеть за Колумбию
Вадим Лукомский: почему я буду болеть за Чили
Иван Калашников: почему я буду болеть за Японию
Денис Романцов: почему я буду болеть за Боснию
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Новый конкурс. Выиграй шарф сборной Италии
Наука побеждать. Каким будет «Милан» Филиппо Индзаги?
Два неаполитанца. Сборная Италии победила «Флуминенсе»
Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Ben Radford; Fotobank/Bob Thomas/Getty Images/Bob Thomas; REUTERS/Yorgos Karahalis
как-то так же и сейчас к ним отношусь, честно говоря