3 мин.

О футболочках

Прошедший матч с «Нанси» стал не только третьей победой лионского клуба за неделю, но и первым матчем с новым спонсором на форме, Sony PlayStation. Чехарде с надписями на футболках в «Лионе» и во Франции и посвящена эта заметка.

 

Вообще-то спонсором лионского клуба является компания BetClic. Именно с ней был заключён летом контракт, по которому лионнэ причиталось получить 7 миллионов евро. Однако BetClic, занимающаяся букмекерством в интернете, заключила этот контракт в надежде на то, что реклама подобных фирм будет разрешена во Франции. Но французский парламент, в отличие от российской Государственной Думы, является местом для дискуссий, поэтому нужный закон всё ещё обсуждается. Это привело к тому, что нанесение такой надписи оказалось вне закона на территории Франции, и спонсорство можно было разглядеть лишь в трёх выездных играх Лиги Чемпионов. Очевидно, что за три матча BetClic платить семь миллионов не захотела, и у клуба образовалась свободная рекламная площадь.

Заполнялась она по-разному. В памятном матче между «Лионом» и «Марселем» на форме Лиона красовалась реклама альбома рэппера Kool Shen. Альбом получился весьма неплохим, а пикантности ситуации добавило то, что сам Кул Шен, выходец из португальской семьи, перебравшейся в Париж, болеет за тамошний ПСЖ. Замечу, что к парижскому рэпперскому клану принадлежит и Тони Паркер, который в свободное от записей треков время весьма неплохо играет за «Сан-Антонио Спёрз», а также прикупает акции баскетбольного клуба «Виллербан», базирующегося в лионской аггломерации. В домашнем же матче с «Ливерпулем» рекламы не было ни на тех, ни на других – пиво, у «Редс» пока что действует контракт с Carlsberg, рекламировать во Франции тоже нельзя.

Это, однако, не единственная проблема с рекламой на футболках во Франции. Французская газета «Les Echos» опубликовала статистику ведущих чемпионатов по заработках на рекламе на футболках.

 

Этот сезон ознаменовался, в частности, тем, что Чемпионат Франции продемонстрировал самое серьёзное падение этого показателя (-13.5 миллионов), уступив не только Испании, но и Голландии. В статистике не учтены те семь миллионов, которые должен был получить «Лион» от онлайн-букмекеров, что, кстати, является лучшим показателем в чемпионате, в два раза превышающем средний заработок клуба. Однако показательно, что падение рынка Франции произошло одновременно с ростом рынка во всех странах, за исключением английского. А учитывая недавно подписанные новые контракты «Ливерпуля» и МЮ, можно ожидать возобновления роста и там. Кроме того, совершенно непонятным выглядит тот факт, что Францию обогнала Голландия. Даже если принять во внимание более новые стадионы и большее число забитых мячей в чемпионате Нидерландов, потенциал телетрансляций французского чемпионата выглядит куда внушительнее, да и на европейской арене французские клубы, судя по коэффициентам, выступают успешнее.

По всей видимости, проблема кроется в использовании этого потенциала. Действительно, с точки зрения маркетинга организация французского футбола оставляет желать лучшего. Так, на Кубок Франции все клубы выходят с эмблемами не своих спонсоров, а спонсоров кубка.

Да и сами французские клубы находятся в лидерах по такому неоднозначному показателю, как количество сонсорских логотипов на форме. Опыт показывает, что эта модель приносит меньший доход, чем эксклюзивные контракты, так как не позволяет выстроить более глубокие партнёрские отношения. Что не укладывается в голове, так это то, что это происходит в стране, являющейся родиной таких фирм, как LVMH и L′Oreal, о деятельности которых пишут учебники по маркетингу. Казалось бы, чего стоит клубам взять и нанять людей, там работавших или хотя бы попросить их провести тренинг?

Видимо, не всё сразу. В этом чемпионате снизошло озарение на тренеров, вдруг разом настроившихся на атакующий футбол – число нулевых ничьих в чемпионате снизилось вдвое. Глядишь, в скором времени озарение снизойдёт и на управленцев клуба и федерации футбола.