10 мин.

Четыре мушкетёра и принц-полукровка

 С тех пор как Тьерри Анри объявил о своем уходе из сборной Франции, ее болельщики  живут в ожидании очередного героя от атаки. TF знает, что по крайней мере четверо способны претендовать на звание лучшей “девятки” сборной. И говоря о четырех героях, нам было не удержаться от сравнения с мушкетерами.

 

В Европе до сих существует несколько вполне нормальных монархических государств, но большинству из нас при этих словах почему-то приходит на ум давным-давно ставшая республикой Франция. Что ж поделаешь, сила клише. Король-Солнце, версальский дворец, мушкетёры и белые лилии. Куда ж тут денешься от роялистских ассоциаций. Но, что же делать если короля нет? Да, а был ли он?

В последние, да и не такие уж последние, годы, даже в лучшие свои периоды и моменты на главные козырях сборной Франции редко были нарисованы лица ее нападающих. Ее главные игроки располагались обычно ниже, ближе к центру, а то и вовсе ближе к своим воротам. Шутка ли, самый главный трофей в своей истории сборная Франция выиграла в матче, на который она вышла с одним нападающим по имени Стефан Гиварш. Некоторые склонные к излишней самокритики французы, считают это одной из самых смешных шуток относительно той победы 1998 года. Ах да, еще смешнее им становится от того, что на замену ему вышел Кристоф Дюгарри.

И все-таки, может быть непостоянно, может быть с периодами безвременья, но и во французском футболе были свои атакующие "иконы", свои номера один, или точнее номера “девять”. Когда-то кумирами Франции были Жан-Пьер Папен и немного английский Эрик Кантона. Затем, не сразу, а через какое-то время, их место заняли Тьери Анри и немного итало-аргентинский Давид Трезеге. Но вот прошло и их время. Во Франции снова безвременье.

Итак, кто  же новые четыре мушкетера  от атаки новой сборной Франции и кто нынче ближе всего к трону короля нападения команды Лорана Блана?

Александр Дюма-отец был сыном человека родившегося в  полубрачном союзе одного обедневшего французского дворянина и его рабыни. Случилось это все на Гаити и Дюма-дед оказался единственным из всего семейства, которого в конец разорившийся дворянин вывез обратно с собой во Францию. Двести лет спустя Франция по-прежнему остается страной притягивающей людей со всех концов земного шара. И кто-то из них, возможно добудет там славу... и себе, и ей - Франции!

 

Самый быстрый. Лоик Реми.

 

Если бы преемника Анри выбирали по его географическим корням, то Лоик Реми стал бы главным претендентом, ведь его семья тоже родом с Антильских островов. Впрочем, в отличие от Анри, Лоик родился в пригороде не Парижа, а Лиона, где он и начал свою карьеру. Конкуренция среди форвардов в клубе была сильной. Львиную долю игрового времени получал среди молодежи Карим Бензема, а остатками времени на поле Реми приходилось делить с Хатемом Бен Арфа. В итоге он был арендован  «Лансом», где тренировавший команду Жан-Пьер Папен разглядел в Реми талант форварда, а потом его рискнула купить «Ницца», не пожалев выложитьрекордные для себя 8 миллионов евро.  Риск себя оправдал.

Реми примерил красно-черную футболку и начал забивать. Очень "колючая" и неудобная команда, “Ницца” частенько играет вторым номером даже у себя дома, огрызаясь опаснейшими контратаками. Подобный стиль кажется идеально подходил для Реми главным козырем которого является скорость. Это, впрочем, не отменяет и других его качеств - отличного дриблинга и хорошего удара.

Подписывая контракт с “Марселем”, Реми столкнулся с проблемами на медосмотре -  врачи обнаружили у игрока порок сердца. После более углубленного обследования медики все же дали добро - Реми может продолжать играть в футбол.  Но в “Марселе” у него не заладилось. Сам Реми неоднократно заявлял, что лично он хотел бы играть на позиции центрфорварда. Однако у нынешнего тренера команды другой взгляд на вещи. По его мнению, центрфорвардом должен быть здоровенный верзила уже одним своим видом нагоняющий страх на защитников. И на эту роль у марсельцев уже есть Брандао или на замену ему Андре-Пьер Жиньяк. Реми же играет на позиции правого атакующего полузащитника и вынужден делить игровое время с Матье Валбуэна. Это его не пугает Во всех, даже достаточно сложных ситуациях, Реми проявлял редкую для молодых футболистов целеустремленность. Как-то Папен заметил, что Реми регулярно просматривает на YouTube хайлайты сыгранных матчей и анализирует свои действия в них.

Другое дело, что в важных матчах, где игра идет "от ножа" и каждый метр поля на вес золота, Реми выступает не очень удачно. Однако таких матчей в его карьере было не так уж много, и если Лоран Блан продолжит вызывать в сборную антильского лионца с бретонским именем и марсельской пропиской, то у нас будет шанс проверить это.

 

Самый высокий. Гийом Оаро

 

Оаро, в отличие от Реми, и вовсе родился за тридевять земель от континентальной Франции. Правда, его остров, Реюньон, располагается уже в Индийском океане. И поэтому Оаро имееет, в каком-то смысле, нестандартное футбольное образование, в отличие от большинства своих коллег по сборной, которые либо и вовсе прошли через Клерфонтэн либо через схожие с ним центры подготовки континентальной Франции. Формально реюньонская школа так же относится к системе французских футбольных школ, однако, ее связь с французской Федерацией куда слабее. Многие в итоге считают, что эта нестандартность - чтобы не говорить слабость - футбольной подготовки являются минусом Гийома. Однако есть и мнение, что подобная его "особенность" по сравнению с другими французскими игроками наоборот является его плюсом.

Став звездой "на деревне", Оаро лишь в 20 лет перебрался на континент, в портовый Гавр, куда несколькими годами раньше такой же перелёт с Реюньона совершил Флоран Синама-Поньол. Лишь на четвёртый год во Франции Оаро наконец-то начал регулярно выходить на поле, а  на пятый, вернувшись из аренды стал настоящим лидером атак команды. После чего, как настоящий мушкетер, он поехал покорять Париж. Оаро забил победный гол уже во вторм матче за ПСЖ, а в десятом туре  в дерби с “Марселем”  ему удался дубль принёсший парижанам победу на Велодроме со счётом 2-4, то разговоры о том "кто такой этот Оаро, чтобы забрать себе номер только что ушедшего Паулеты - легендарного бомбардира ПСЖ", и вовсе поутихли. Новой легендой парижан Оаро пока не стал, но в  нынешнем ПСЖ некоторая оарозависимость уже наблюдается. Обладая не очень футбольной комплекцией - его рост 192 сантиметра - Оаро относится к той породе нападающих, которые с одной стороны представляются неким "штучным товаром", которые, тем не менее, нет-нет да и встречаются. Самые первые приходящие на ум примеры - Эммануэль Адебайор и, конечно же, Питер Крауч. Отлично играющие на втором этаже в силу роста эти форварды отнюдь не теряются и когда мячик оказывается у них в ногах.

 

Самый толстый. Андре-Пьер Жиньяк.

 

Разозлённый марсельский болельщик за словом в карман не полезет. Так что после неудачного матча Андре-Пьер Биг-Мак  - это еще не самый ужасный эпитет которым могут наградить полноватого форварда команды. Вернувшийся в Марсель как почти что к себе на родину - Андре-Пьер уроженец Мартига, небольшого городка недалеко от Марселя - Жиньяк вроде бы не очень вписывается в анонсированный многонациональный квартет. Но и тут не все просто. По материнской линии Андре-Пьер цыган.

Что же касается карьеры, то она у Жиньяка очень похожа на цвета «Тулузы», клуба, который он защищал вплоть до переезда в Марсель этим летом. За невзрачным серым сезоном, следовал сезон расцвета. За невзрачной арендой в «По» - успешная игра за «Лорьян», за первым неудачным годом в «Тулузе» - 24 гола и звание лучшего бомбардира чемпионата. Не отступил от этой традиции форвард и в «Марселе», за сложным первым полугодием адаптации, кажется, наступил период, в котором у него всё получается. По крайней мере, в первых шести матчах после перерыва Жиньяк 6 раз поражал ворота соперника. Однако как раз накануне важнейшего для Марселя матча 1/8 финала Лиги Чемпионов против Манчестера случилась досадная травма. Нападающий выбыл из игры как минимум на три недели. И, судя по опыту предыдущих сезонов по возвращении, "прежний" Жиньяк снова может куда-то пропасть.

Собственно уверенность в себе и травмы, кажется, и есть две главные проблемы Андре-Пьера. Для того чтобы показывать стабильную игру ему необходимо еще и доверие  тренера, который наконец должен определить позицию Жиньяка на поле.  До сих пор неясно предпочитает ли он играть явным центрфорвардом или все же вторым нападающим, тяготеющим к флангу. Андре-Пьер обладает в общем-то всеми необходимыми качествами и для той и для другой позиции, но, как показывает опыт, может внезапно раствориться на поле. При Блане Жиньяк ни разу не получил приглашение в сборную. В свете не очень удачного старта в “Марселе “это казалось логичным. Но если форварду удастся не потерять набранную им в начале этого года форму, то вызов в национальную команду ждать себя не заставит.

 

Самый страшный. Бафетимби Гомис

 

О Бафетимби Гомисе многие впервые узнали в 2008 году, когда он, неожиданно для многих попал в заявку сборной Франции на Чемпионат Европы. Однако тот вызов был логичным завершением того замечательного сезона, который Бафе провёл в «Сент-Этьене», 16 раз поразив ворота соперников. Подтвердил он свой статус и в следующем году, после чего перешел в стан «Лиона», заклятого врага зеленых и в первом же дерби Роны принес лионцам победу на родном ему “Жоффруа-Гишаре”. Ведь именно “Сент-Этьен” нашел его в футбольной школе городка Сен-сюр-Мер, неподалеку от Тулона, где он рос в семье выходцев из Сенегала. В «Лионе» карьера по началу не задалась, казалось, он прочно сел на скамейку запасных, появляясь на поле лишь для того, лишь когда Лисандро Лопес либо был травмирован, либо отдыхал. Тем не менее, и в том сезоне Бафе забил свой десяток мячей. Продолжил он это делать и в этом (только в чемпионате на его счету уже 9 мячей), и вот уже именно он стал играть в лионской команде на месте Бензема, в то время как тренер лионцев Клод Пюэль решил поместить аргентинца на левый фланг. И вот уже он отвечает на гол Карима в матче с «Реалом» в день, когда в Европе забивали лишь французы.

Гомису по-прежнему не хватает стабильности в реализации моментов. И его габариты по-прежнему являются палкой о двух концах – с ними можно выиграть единоборство, но таскать их по полю все 90 минут ой как нелегко. Но Бафе продолжает прессинговать защитников, цепляться за мяч и, самое главное для форварда, забивать. Ему еще есть куда прибавить в игре на втором этаже, и в умении обыграть защитника один на один, но по желанию, работоспособности и объему черновой работы он даст фору многим.

 

Придворный короля. Карим Бензема

 

Карим Бензема, выступающий за королевский мадридский “Реал”, как вы понимаете  ближе всех к трону монарха французского футбола от атаки.  Жозе Моуринью считает, что Бензема не хватает инстинкта убийцы, и предпочитает ему Игуаина и Адебайора,  но к таланту Карима и у португальца претензий нет. Нет их и у Лорана Блана, который, кажется, решил сделать основную ставку именно на уроженца Брона, пригорода Лиона. Футболом в семье Бензема, чьи родители перебрались во Францию из Алжира, кстати, занимается не он один. Его младший брат начал карьеру в мини-футболе, а теперь выступает за команду другого пригорода, Во-ан-Велена.

И то, что получил Бензема от природы, вполне сравнимо с шансом родиться в королевской семье. И фраза из юмористической передачи о том, что в нынешней сборной на поле выходят десять «гиваршей» и Уго Льорис, не про него. Он умеет всё – и обыграть защитников, и убежать в отрыв, и замкнуть точную передачу партнера по команде, и выиграть единоборство на втором этаже. Но одной удачи для того, чтобы стать королем мало. И относительно работоспособности и умения играть на команду к Кариму Бензема есть некоторые претензии. Грегори Купе как-то охарактеризовал его как малолетнего преступника, смотрящего на всех свысока. Клод Пюэль недавно отметил, что в свой последний год в “Лионе”, нападающий перестал проверять свой талант на прочность. Сам Бензема как-то весьма недовольно отозвался об идее того, чтобы сидеть на лавке сборной Франции при Доменеке, а прошлым летом он, наравне с Гову и Рибери, оказался втянутым в скандал с девушками легкого поведения.

 

***

Излишне говорить, что список претендентов на звание лучшего форварда на этих фамилиях далеко не заканчивается. Где-то рядом находятся и Гамейро, и Бриан, и другие. А ведь подрастает и новое поколение, то, которое прошлым летом уже выиграло чемпионат Европы в своей категории. Кто знает, быть может, кто-то из них и станет главным оружием Лорана Блана в битве с соседними королевствами на полях Украины и Польши?

 

***

 

 

КОЕ-ЧТО О БЛАНЕ (врезка)

 

В бытность игроком Лоран Блан успел поиграть в таких клубах, как «Барселона» и «Манчестер Юнайтед», где отлаженное командное взаимодействие является одним из краеугольных камней футбольной философии клуба. Получив богатый опыт, «Президент» четко решил следовать тем же принципам в своей тренерской работе. Его «Бордо» запомнилось, как один из самых ярких футбольных коллективов последнего десятилетия во Франции. В те времена, наибольшая угроза для соперников команды Блана исходила от вездесущего нападающего Маруана Шамаха. В номинальной схеме 4-2-3-1, которая легко трансформировалась по ходу игры и в 4-3-3, и в 4-1-3-2, воспитанник клуба действовал по всему фронту атаки, постоянно запутывая оборону соперника и освобождая зоны для партнеров. по команде Первые матчи обновленной сборной Франции показали, что новый наставник «трехцветных» продолжает руководствоваться теми же самыми представлениями, делая ставку на командную игру и находясь в поисках идеального «универсального» нападающего.