«У вас многие хотели бы купить телеправа на НБА, но не по той цене, которую мы хотим»
В бизнес-школе RMA прошла встреча студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» с вице-президентом НБА в России Дэвидом Уоттсом. Он рассказал о планах, которые самая могущественная баскетбольная лига мира связывает с самой большой в мире страной.
- Ваша должность – вице-президент НБА в России, из чего следует, что ваша задача – продвижение, популяризация ассоциации в нашей стране. Но у нас и собственный баскетбол не слишком популярен.
– Думаю, это преувеличение. Мы проводили опросы, исследования, и вот что выяснили: в России до 13% населения за последний год хотя бы раз играли в баскетбол. У вас интерес к игре так или иначе проявляют около 30 миллионов человек. Если более детально говорить, то 3-4 миллиона – это настоящие баскетбольные болельщики, еще где-то миллионов 10 следят за событиями в мире баскетбола от случая к случаю, ну и остальные – это люди, которых можно привлечь, заинтересовать, прибегнув к использованию разного рода маркетинговых инструментов.
У вас баскетбольная аудитория довольно молода – 50 процентов интересующихся это люди от 16 до 34 лет, и это хорошо. Ну и если говорить конкретно об НБА, то мы знаем, что 90% граждан России знакомы с ассоциацией, или, по крайней мере, осведомлены о ее существовании, и это тоже настраивает нас на оптимистический лад.
- Вы ведете переговоры с российскими каналами? Знаете тех, кто хотел бы купить у вас права, кто заинтересован в том, чтобы вас показывать?
– В том, чтобы нас показывать, я думаю, заинтересованы более-менее все. И многие, наверное, хотели бы купить права. Но, увы, вовсе не по той цене, которую НБА за них хочет получить. Вот в этом главная сложность.
- Может быть, имело бы смысл предоставить кому-то права бесплатно? На короткое время, в качестве промо-акции. Возможно, это поспособствовало бы тому, чтобы в дальнейшем был заключен и полноценный контракт.
– Может быть, вы и правы. Но есть один момент, который такому развитию событий препятствует. Допустим, мы все так и сделаем. Но как мы тогда оправдаемся перед, условно говоря, поляками. Они ведь всегда смогут поинтересоваться: почему мы за ваши трансляции платим, а русские нет? И нам им по большому счету ответить будет нечего.
- Вы можете рассказать об общем объеме трансляций матчей НБА и о том, сколько Ассоциация зарабатывает на продаже медиа-прав?
– Если говорить только о телевидении, то наши игры сейчас транслируются на 215 стран и территорий и освещаются на 47 языках, в прошлом сезоне в мире были вживую показаны 1230 наших матчей, проведено в общей сложности больше 180 тысяч часов трансляций.
Отдельно можно сказать об онлайн-вещании: просмотр матчей НБА в интернете, в том числе с использованием технологии ОТТ, в том числе на мобильных устройствах, в настоящий момент доступен более, чем в 200 странах мира.
Что касается доходов от продажи именно медиа-прав, то конкретную цифру я сейчас назвать затрудняюсь. Могу сказать, что совокупный доход всех входящих в НБА клубов сейчас составляет около 5,5 миллиарда долларов за сезон. Эта цифра отражает и самостоятельные заработки команд, и поровну перераспределяемые между ними деньги, поступающие из Ассоциации. И, конечно, доля средств, вырученных НБА от продажи медиа-прав в общей структуре доходов очень и очень существенна.
- Вы сказали, что доходы Ассоциации распределяются поровну между всеми входящими в нее командами. То есть доходы конкретной команды, получаемые ею, скажем, от реализации тех же медиа-прав, никак не зависят от ее спортивных результатов?
– Никак. В Ассоциацию на данный момент входят 30 команд, и какое бы место любая из них не занимала, ее доля будет равна 1/30 от общей суммы коллективного телевизионного контракта, заключенного НБА.
Это – составная часть нашей философии, которая заключается в том, что в чемпионате Ассоциации должны выступать примерно равные по силам, по возможностям клубы, только тогда он будет конкурентоспособен, только тогда его игры будут вызывать настоящий зрительский интерес.
Конечно, и в НБА есть клубы более бедные и более богатые, но мы стараемся максимально нивелировать эту разницу – например, вы знаете, наверное, что команды, которые превышают установленный потолок зарплат, обязаны платить налог на роскошь, который затем делится между теми клубами, что за установленные рамки не вышли.
Примерно также действует и схема перераспределения денег, зарабатываемых Ассоциацией на мерчандайзинге, так что когда вы покупаете в официальном магазине игровую майку Леброна Джеймса, то деньги, вами за нее заплаченные, достаются отнюдь не только «Майами Хит», часть их уходит и другим клубам.
Вообще, на данный момент доходы любого клуба примерно на сорок процентов состоят из собственных заработков и на 60 – из того, что приходит по линии НБА. Ассоциации принадлежат телевизионные права на национальном и глобальном уровне, на другой медиа-контент, в том числе и цифровой, у Ассоциации есть свои национальные и глобальные спонсоры и рекламодатели, Ассоциация, наконец, получает доход от продажи официальной атрибутики и роялти от компаний, которые выпускают лицензионные товары с символикой НБА.
Что касается клубов, то им основной заработок приносит продажа абонементов и билетов, контракты с локальными медиа и спонсорами, а также доходы от эксплуатации собственных арен, включая сюда реализацию еды и напитков во время игр.
- Основные деньги НБА зарабатывает в Штатах, по крайне мере пока. А располагаете ли вы статистикой, свидетельствующей о размере доходов, поступающих из других стран?
– Да, разумеется. Такие доходы у нас есть и если говорить опять-таки об их структуре, то они складываются из таких основных компонентов, как медиа-права, как различного рода спонсорские и маркетинговые соглашения, организация всевозможных ивентов, в том числе выставочных и регулярных матчей, и, наконец, мерчандайзинга, то есть торговли атрибутикой клубов, являющихся членами Ассоциации.
Я не назову вам абсолютных цифр, но назову процентные показатели. Итак, 39% зарубежных доходов НБА обеспечивает Китай. Именно Китай, не Азия в целом. Потому, что Азия в целом, за исключением Китая, дает еще 13%. Далее, Европа, включая сюда и Россию – это 28%. Потом – Латинская Америка (9%), Канада (7%), Ближний Восток и Африка – примерно по 2%
Собственно, понять, какой рынок для нас наиболее значим, вы легко можете, ознакомившись с географией расположения зарубежных офисов НБА, у нас их на данный момент 14 и из этих четырнадцати шесть расположены в Азиатском регионе – в Пекине, Шанхае, Гонконге, Тайбэе, Сеуле и Мумбаи.
Если говорить о сотрудниках, то в США в штате НБА официально числится тысяча человек, в других странах на нас работают еще 350.
- Возвращаясь к разговору о России. Насколько активно вы намерены продвигать НБА в соцсетях?
– Разумеется, мы будем вести эту работу, мы прекрасно понимаем значимость этих ресурсов. Тем более, что опыт такой работы у нас есть, и это опыт очень позитивный. Я опять же могу привести вам статистику нашего присутствия в различных социальных сетях и на других интернет-ресурсах.
Скажем, наш аккаунт в Facebook на данный момент собрал 17,5 миллионов лайков, у нашего официального «твиттера» 7,3 миллиона подписчиков, а на YouTube у роликов НБА – более 1,7 миллиарда просмотров. Это очень впечатляющие результаты, и они во многом облегчают нам поиск новых партнеров: такая статистика, поверьте мне, очень серьезный козырь в переговорах с потенциальными спонсорами.
- Вы можете озвучить план конкретных действий NBA в России?
– У нас большие планы, и кое что из них уже выполняется – скажем, с проектом «Баскетбол без границ» Россия уже знакома. Кроме того, мы хотим проводить здесь турниры молодежных команд, мастер-классы с участием наших звезд, тренеров. Мы очень хотели бы сыграть в России один из выставочных матчей. Правда, не сейчас – может быть, в следующем году.
- Почему так не скоро, и почему только выставочный, а не регулярный?
– Все дело в инфраструктуре. НБА предъявляет очень жесткие регламентные требования к аренам, на которых могут проходит матчи регулярного чемпионата. В России стадионов, соответствующих этим требованиям, просто нет, да и не только в России, их во всей Европе – только три, самый лучший – лондонская O2 Arena. «Мегаспорт» в Москве в принципе годится для проведения выставочных матчей, но ведь и он сейчас закрыт. Так что, дело откладывается.
Зато есть продвижение на другом участке. Я могу вам сказать, что мы достигли договоренности с «СИБУРом» – вместе мы в ближайшее время проведем реконструкцию десяти баскетбольных залов в разных регионах России, где у «СИБУРа» есть предприятия.
Мы, конечно, не заново эти залы построим, но все-таки после того, как мы их приведем в порядок, это будут места вполне комфортные, обеспеченные всем необходимым для тренировок и игр команд детско-юношеских спортшкол. Первый такой зал откроется в Перми уже скоро, в начале августа.
- Как на ваш взгляд, нынешняя политическая ситуация, ухудшение отношений между Россией и США, не воспрепятствуют планам НБА в нашей стране?
– Я пока этого не замечаю. И, честно говоря, думаю, что бывали между нашими государствами отношения и похуже, и то как-то обходилось. Хочется, знаете, все-таки верить в то, что спорт вне политики. Очень хочется.
Вы забыли упомянуть, что за 1400 в месяц, а не просто за 1400.
И кстати почему бесплатно? Почему нельзя продать трансляции на льготных условиях в первый год, а потом смотреть на рейтинги и думать уже дальше стоит продлевать или повышать цены? Все таки лучше же чем ничего.