«Люди ходят не на свою команду, а на именитого соперника». Все о посещаемости российского сезона
Вчера я убедился в том, что футбол в нашей стране еще пока может выжить. Я смотрел финал ЛЧ по ноутбуку с официального сайта телеканала НТВ. И знаете, что я увидел? Я увидел в правом нижнем углу информацию, что одновременно с моим Packard Bell’ом к данному серверу были подключены еще примерно 65 тысяч устройств. И я вдруг спросил себя – какие же рейтинги были у этого мадридского дерби в Лиссабоне, если матч шел по центральному ТВ, это раз, за ним, как за святым Граалем охотились наши друзья сопкаст-пираты, это два, и в тоже абсолютно бесплатно и беспроблемно на офф. сайте за голом Рамоса на 93 минуте смотрело почти три Невьянска?
Но теперь же я вернусь в наше угрюмое русло. Чемпионат России по футболу – это одна из самых противоречивых вещей, которая есть в нашей стране. С одной стороны, вроде бы как именно эта лига, с нападающими сборной Бразилии и Кот-д’Ивуара, должна быть лицом российского спортивного хозяйства. Но в тоже время, сочетание этих нападающих с местными ультрас ну никак не способствует тому, чтобы гордиться этим. Нет, конечно и в процветающей Европе сильны околофутбольные представители, вспомните хотя бы историю вражды Ганновера и Брауншвейга или вот этих накаченных стокгольмских ребят. Но их команды не тратят по бюджету Буркина-Фасо на своих игроков и не именуют себя КЕУ. Так что, как говорится, наша РПЛ-конфетка имеет отличную начинку, но вот обертка её в мазутных пятнах. И это также сказывается на посещаемости лиги.
Посещаемость РПЛ в сезоне 2013-14 составила 11584 зрителя, что является худшим показателем за 9 лет
Вот динамика изменения посещаемости РПЛ, да и вообще высшего футбольного дивизиона за все время существования РФ. Для четкого изображения кликните на картинку.
Падение результатов просто на гране катастрофы. За сезон наша лига потеряла 1443 зрителя, что составляет безумнейшие 11 процентов. В закрытых лигах, таких как НХЛ, НБА и прочих, такой показатель заставил бы руководство в панике искать выходы, вплоть до переезда команды. У нас же это норма.
Средняя посещаемость РПЛ сократилась на 1443 зрителя, что составляет умопомрачительные 11,08 процента
Вот список посещаемости всех команд РПЛ этого сезона:
(Красным фоном показаны те коллективы, которые по итогам сезона вылетели в ФНЛ)
А вот эта таблица учитывает те данные, которые показали команды без учета перенесенных игр.
Показатель, если мы будем сравнивать с прошлыми сезонами, просто удручающ. Как же так, почему у страны, которая скоро примет Чемпионат Мира, зритель вдруг перестал ходить? И не надо кричать, что проблема в том, что в лигу пришли из ФНЛ новые команды и они снизили средний показатель. Нет, вот вам динамика посещаемости отечественных клубов за последние 3 сезона.
Пожалуй, практически полностью красный крайний столбец нам раскрывает все ответы. Для примера, у чемпиона страны, московских «армейцев», посещаемость упала практически на 5 тысяч человек. А вновь прибывшая в ряды высшего эшелона «Томь» поразила автора блога тем, что на неё, в среднем пришло меньше человек, чем в прошлогоднем первенстве ФНЛ! Но тут стоит сделать важное замечание. «Томь» провела у себя в Томске лишь 14 матчей из 15. Одна встреча, против «Краснодара» была перенесена в Пермь. В свою очередь, в «вышку» впервые в истории поднялся «Урал», и клуб внес важный вклад в эту вот таблицу.
Всего 3 клуба РПЛ улучшили свои показатели посещаемости по сравнению с прошлым сезоном – «Краснодар», «Ростов» и «Амкар»
Теперь же рассмотрим таблицу гостевой посещаемости, которая, на мой сугубо личный взгляд, лучше всего характеризирует интерес у населения страны к своему футболу.
Выездная посещаемость же показывает нам истинные значения влияния команд в лиге для других фанатов. Так вот, РПЛ очень централизованная лига. Разница в гостевой посещаемости между лучшей командой, «Спартаком», и худшей, грозненским «Тереком» составляет 11521 зритель, или 99,5 процентов от общей средней посещаемости! Это не просто много. Это отвратительно много. Народ ходит не на матчи своей команды, а на матчи против именитых соперников. Разница между 3 местом, чемпионом, и «Локомотивом» больше 3000. Именно это и убивает наш футбол – отсутствие у региональных болельщиков того факта, что свою команду надо поддерживать всегда и против любых соперников, а не против тех, у кого долгая история и победное прошлое (или настоящее). Конечно, можно поспорить со мною и заявить, что основная причина такой разницы в инфраструктуре клубов. Мол, если хочешь посмотреть на «Спартак», то можно вытерпеть многие неудобства. Но смотреть на «Крылья», например, в таких условия – это нонсенс, люди лучше в бильярд пойдут, а потом зайдут на «sports.ru» и узнают счет. Чтобы показать истинный уровень «боления» в регионах, я приведу вам 2 графика – выездная посещаемость в Англии и в Германии, которые так любезно подготовил для меня мой друг andy11 в своих постах.
В Англиийской Премьер-Лиге разница между самой «неинтересной» и самой посещаемой командой составляет чуть более 2000 зрителей. В Германии же около 5 тысяч, но и средняя посещаемость чемпионата Германии 43484 человека, что нам только снится. А вот те значения, коими обладает лучшая спортивная лига страны – КХЛ:
Исходя из этой централизованности, мне стало интересно узнать, а какова истинная посещаемость в регионах? Под регионами я имею в виду там, где нет Москвы.
Крайний правый столбик – это та разница, которую дает присутствие московско-химкинских команд. Единственный клуб РПЛ, чья посещаемость даже выросла от «отсутствия» Москвы, вылетел в ФНЛ. Вот так вот...
А теперь, мои дорогие подписчики, наш бложик предложит вам наше фирменное блюдо. Да не одно, а аж 16. Такое «меню» вы могли оценить в моем посту про посещаемость КХЛ. Правила таковы:
В таблице представлены: название команды, эмблема, название стадиона, сезон с которого команда выступает в РФПЛ. Затем вместимость стадиона, посещаемость в сезоне 2013/14 и процент заполняемости. Рядом прописаны количество солдаутов в сезоне. Для облегчения поиска они выделены синим цветом. Оранжевый цвет – это есть то, что клуб провел игру не на своем стадионе, а, например, скажем на МСА «Локомотив». Справа есть протокольные данные о посещаемости на играх.
Перечисление команд начнем с самой худшей до самой посещаемой, то есть от «Волги» до «Зенита».
Первая «восьмёрка»: «Томь», «Волга», «Рубин», «Динамо», ЦСКА, «Амкар», «Краснодар», «Ростов».
Вторая «восьмёрка»: «Крылья Советов», «Локомотив», «Спартак», «Урал», «Анжи», «Кубань», «Терек», «Зенит».
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы болельщиков клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы болельщиков клуба в ВК)
Кроме этих таблиц, можно также вспомнить, что 5 клубов РФПЛ выступали в этом сезоне в основных сетках еврокубков. Вот те показатели, которыми эти клубы могут либо похвастаться, либо наоборот, ужаснуться.
(Желтым фоном обозначены даты матчей плей-офф)
Вот так вот. По идее тут обязано быть 6 таблиц, но как всегда, в лучших традициях комедий Гайдая в начале сезона сказали свое громкое «я» футболисты московского «Спартака».
Теперь же давайте рассмотрим те 4 команды, которые пришли на замену вылетевшим «героям».
Подытожим же нашу ФНЛ общей таблицей:
Пожалуй, на этом можно было бы закончить пост, но блог «Аттце» не был бы таким крутым, если бы не очередные плюшки от меня. Недолго думая, я хотел бы показать на ваш суд сводную таблицу 2 крупнейших лиг России – РФПЛ, КХЛ. Я взял за основу те 5 городов, где присутствуют команды и РФПЛ, и КХЛ, ну и если есть, то и ВТБ-Лиги. Затем я скомпилировал из этого 5 таблиц: Москва и Область, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Вот они:
Стоит отметить, что практически везде хоккей в чем-то, да превосходит футбол. В Питере на матчах СКА нет Гулливера, в Екатеринбурге команда играет в плей-офф, а отсутствие 100-процентной посещаемости связано лишь с большим количество матчей и дорогими билетами. В Москве фирмы на хоккее не так сильны. В Казани вот да, спорт мы особо не любим. А про чисто хоккейный город Нижний и говорить не надо. Просто сравните значения у «Волги» наверху с таблицей для «Торпедо».
Как-то. Проблема болельщиков же на футболе есть везде, просто в Европе с нею либо борются, либо не так афишируют её. Национализм есть и там, и во многом из-за него в КХЛ и появилась одна из самых самобытных команд. Да, фанаты загребского «Медвешчака» миролюбивы, в отличие от своих соседей из BBB. Но при этом достаточно просто напомнить им про существование команды VSV из города Филлах, так они просто начинают беситься. И именно из-за явно нацистской публики австрийского клуба и дался так легко переход «Загреба» в КХЛ.
Ну и на вкусное. Мы рассмотрели РПЛ и КХЛ. Но ведь футбол и хоккей пересекаются в других городах лиги – в Праге, Братиславе и Загребе. В Минске же сезон только начался, а главную арену «Динамо» отправили на реконструкцию, так они не в счет. В Астане сезон в разгаре. В существование латвийского клубного футбола я не верю, это миф. Про Донецк напишет мой друг andy11.
Такие дела, друзья. В нехоккейной стране на матчи хоккейного клуба пришло в общем народу где-то в 3 раза больше, чем на местное историческое «Динамо».
На этом все. Спасибо за ваше внимание.
Ездить в Раменское это весьма удручающее занятие. Порой на выезд в Тулу или Нижний выбраться проще чем туда.
Да, и еще, ЛЮДИ, пожалуйста, несмотря на многочисленные проблемы в управление ваших любимых клубов, все равно - ходите на футбол. При заполненных и активных трибунах можно наслаждаться даже ФНЛ-ом. Уж поверьте.
не смешите. суть футбола давно уже далека от футбола...
я вот наконец посмотрел фильм гонка. про ханта и лауду.
я понял. раньше машины создавали энтузиасты. и на них гонялись профессионалы. и побеждали феррари. был спорт, то есть соревнование. а сейчас? а сейчас как в тренажёре наскара. паровозиком на прицепе по кругу. без борьбы.
вот и футбол. не деньги конечно в футбол играют. а миллионеры. вы давно видели хорошего миллионера, который бы задумывался о нуждах и интересах людей? я вобще таких не встречал( хотя в принципе встречал).
и вы серьёзно думаете что вот на таких миллионеров на такие стадионы на такую игру посещаемость будет повышаться? в 10 милионном городе, команда, борющаяся за самые высокие места, не собирает даже 30 тысяч посетителей на матче. круто? иллюзии
Хотелось бы конечно почитать твои соображения, что можно сделать для поднятия посещаемости, если ты уж так глубоко увлечен темой, но раз ты скромничаешь, то я немножко поделюсь своими размышлениями.
Имхо корень проблемы не в погоде, не в отсутствии инфраструктуры, не в плохой "работе с болельщиками", не в качестве футбола и т.д. То есть все эти факторы конечно влияют на посещаемость, но не капитально, на мой взгляд они второстепенны (что впрочем не значит, что в этом направлении не нужно работать).
Более важным моментом вижу расписание матчей. Трудно удивляться средней посещаемости матчей ФНЛ в три с половиной тысячи, когда 90% матчей этой лиги проходят в будние дни в рабочее время. РФПЛ это тоже касается, я вот совершенно не вижу необходимости выносить каждый тур по матчу на пятницу и понедельник. Еще один момент - в Англии, Италии, Германии и т.д. существует сложившееся годами строгое расписание матчей, и календарь с точным временем начала игр дается заранее. Это приучает болельщика к тому, что он заранее может спрогнозировать свой поход на футбол и вырабатывает рефлекс, что суббота (если дело происходит в Англии или Германии) или воскресенье (Италия) это день футбола. У нас же игры назначаются постоянно в разнобой в разные дни, да ещё время начала матчей дается всего за неделю до тура. Вот какая необходимость скажите мне разбивать матчи так, чтобы они не пересекались друг с другом? Ведущие лиги такой практикой не занимаются. Сделали бы 6 матчей в субботу в одно время (скажем в 18.30) и 2 выносных матча на воскресенье для участников еврокубков. Тот же самый метод применить в ФНЛ. И всё, болельщик точно будет знать, когда ему спланировать поход на футбол. Жаль, что пока правами на телетрансляции владеет НТВ-плюс, сделать это можно только через государственное принуждение, потому что самой телекомпании это невыгодно.
Но и это считаю не главной проблемой.
Главная причина низкой посещаемости в России - отсутствие сформированной социальной культуры вокруг футбола, отсутствие массового социального интереса к нему. Вольно или невольно, но на интересы каждого из нас в очень значительной степени влияет его окружение, и те темы, которые затрагиваются в этом окружении. Думаю ни для кого не открою америку, если скажу, что футбол у нас у большей части общества (причем в большей степени приличной его части, что характерно) не в особом почёте. Везде конечно по-разному, но грубо говоря в каком-нибудь усредненном офисе Лондона в понедельник утром центральной темой для обсуждения всего коллектива будут последние результаты Арсенала или Челси, в то время как в Москве будут скорей обсуждать ситуацию в Украине или Евровидение. Если ты расскажешь кому-нибудь, что ходил на выходных на стадион, велика вероятность того, что на тебя будут глядеть с недоумением, или с таким отношением типа "всё с тобой понятно". Все же люди, увлекающиеся футболом, так пока и остались в нашей стране в сознании масс в значительной степени маргиналами (чего кстати не скажешь о хоккее, отсюда имхо и идёт такая разница в табличках "гостевой посещаемости", или об олимпийских видах спорта).
В провинции с этим чуть лучше, но всё равно не так как хотелось бы. Но довольно контрастно на этом фоне выглядит посещаемость клуба Терек. Я был там в этом году, Чечня это действительно по духу не Россия, но отношение к футболу там другое. Терек и его результаты в Грозном охотно обсуждаются и в гостиницах, и в ресторанах, и в такси, и в магазинах и я подозреваю что и в других местах. Общий высокий социальный интерес к футболу в данном регионе провоцирует людей на посещение матчей, даже в том случае, если они толком не знают ни одного игрока Терека. Отсюда и довольно высокий результат посещаемости в этом сезоне, несмотря на довольно слабый сезон команды.
Причина такой ситуации, считаю, в отсутствии сформированных традиций. Половина клубов Премьер-Лиги (Волга, Амкар, Краснодар, Рубин, Анжи и т.д.) у нас были организованы или реанимированы не далее как в 90х и 00х годах. Еще значительная часть клубов (многие из которых были популярны и посещаемы) в эти же годы либо приказали долго жить, либо были низведены до уровня жалкого существования между вторыми и третьими дивизионом, что также явно не способствует к повышению интереса к ним среди населения. Те же клубы, которым в это трудное время удалось сохранить свою идентичность, в принципе имеют неплохую посещаемость даже при посредственных результатах (к примеру Кубань или Крылья Советов).
Как это исправить? самый важный и сложный вопрос. Традиции конечно вот так с кондачка не выстроишь, это тяжелая, кропотливая и очень долгая работа. А главное нет никаких предпосылок к началу выстраивания этих традиций, футбол как был игрушкой олигархов, так и продолжает ей оставаться. Сегодня есть олигарх и есть клуб, завтра пропадёт у него интерес и клуба не станет. Но в целом думаю всё должно быть хорошо. С приближением ЧМ-18 истерика в массах по поводу футбола будет нагнетаться и нагнетаться, что обязательно даст повышение интереса к этому виду спорта. Помноженное на новые стадионы, это обязательно даст сильный всплеск посещаемости
Одно дополнение. Спартак и Зенит такой выездной посещаемости обязаны и своим фанатам-выездюкам. Даже в довольно далёкий Ёбург за Спартак приехало около 3000 человек, а на более близких выездах а-ля Самара, НН и Казань бывает и по 7 тысяч и даже больше.
Я согласен на трансляции матчей за деньги, но почему на всех открытых каналах нет ни одного футбольной программы, обзора, ток-шоу, что в огромном количестве есть во всех футбольных странах в Европе именно на обычных каналах? Именно раскрутка футбола на ТВ способствует нагнетанию ажиотажа вокруг футбола и интереса к игре...
И во многом поэтому у наших легионеров так быстро пропадает мотивация в России, они просто видят, что футбол в этой стране никому не нужен...