7 мин.

Фурия Рока. Чего ждать от сборной Испании на Мундиале в Бразилии

Пожалуй впервые за пять лет человека, ставящего на победу сборной Испании в крупном меджународном турнире, могут назвать безумцем. Причин на то множество, наиболее значимая из всех, на мой взглдяд, – тики-така, как эстетическая и тактическая модель игры, дискредитировала себя в глазах болельщиков и специалистов результатами двух главных апологетов стиля – «Барселоны» и «Баварии». Если каталонцы стабильны в своём падении, то уйма рекордов и золотой дубль «Баварии» нивелировались провалом в Лиге Чемпионов. Какой толк от стопроцентной точности передач Хави и Филиппа Лама, если побеждают команды, не зацикленные на тотальном контроле мяча?

Игрой сборной Испании теперь не принято восхищаться вслух – больше лайков на фейсбуке можно собрать, если выложить фото угревой сыпи по всему телу от опостылевшего горизонтального перепаса. Мы все устали от красной гегемонии на всех фронтах, от неё устали и сами футболисты. Уже на Кубке Конфедераций было видно, что ветер тактических перемен дует в сторону наследия советского конструктивиста Татлина: контратака должна по энергии превосходить атаку. Сборная Бразилии Луиса Фелипе Сколари не лишила испанцев мяча в финале, но она лишила их инициативы. Вряд ли тот факт, что успехи так называемого «автобуса» Жозе Моуриньо, где задействованы были Давид Луис, Рамирес, Оскар и Виллиан – основные игроки сборной Бразилии – не имеет ничего общего с андидотом, разработанным где-то в подсобках «Мараканы». Пока все остальные сборные перестраивались, парни Висенте Дель Боске оставались верны своему стилю и возможно даже, что отстали в развитии.

Шесть лет назад на мировую сцену снова вышло поколение футбольных хиппи: их главной ценностью была игра, созидание было избрано главной творческой силой преобразования прагматичного мира голов, очков и секунд. Они были длинноволосыми юнцами чьи перемещения по зелёному прямоугольнику напоминали скольжение пальцев Сантаны по змеиноподобному грифу. Основными компонентами их симфонии был возродившийся организованный хаос, математическая непосредственность "ложных девяток" и та творожная лёгкость бытия, сообщавшая окружающей среде призыв к расслаблению: и пусть весь мир подождёт. Пока мир ждал, он благовейно созерцал. На пике власти освобождённого от гнёта сознания им казалось, что они могут всё, даже победить саму Болезнь. Каталонские хиппи выманили из лап прагматичной старухи-смерти Тито Вилланову, ставшего их вождём. К ногам испанцев штабелями падали европейские консерваторы, латиноамериканские революционеры и азиатские деспотии. Это был их Вудсток.

Переход от культуры созерцания к культуре партиципаторной был предопределён самой Историей. На смену патлатым хиппарям пришли рафинированные яппи, превращающиеся в бунтарей только вечером пятницы. Успех хиппи лишь отсрочил их неизбежную капитуляцию. Непреклонная Болезнь лишь затаилась в ожидании, чтобы потом нанести сокрушающий удар. Несмотря на скудность шевелюры консервативные баварские глыбы буквально обрили хиппаря Гвардьолу в безмолвного монаха немецкого прагматизма. Как бы каудильо Франко не боялся испанского коммунизма, завершается он, судя по всему, комунной Висенте Дель Боске, второго по хронологии футбольного патриарха, взявшего шефство над поседевшими пионерами революции. Их единственный шанс на успех - снова уловить ветер перемен.

Почему Испания?

Во все времена любимым занятием человека было оспаривание прописных истин. Сможет ли Испания войти в одну и ту же воду дважды (четырежды)? Точит ли вода камень? Смогут ли подопечные Диего Симеоне сыграться с игроками «Реала» и «Барселоны»? По составу команда Висенте Дель Боске не уступит ни одному из фаворитов, по опыту больших побед – тем более. Испания держала на коротком поводке большинство топ-сборных мира на протяжении шести лет. За это время выросло целая плеяда футболистов, на чьём веку другие национальные команды вовсе не побеждали. Стоит пропустить пару сетов настольного тенниса и партий в петанк хотя бы ради того, чтобы узнать кем станет испанский бык – непобеждённым буйволом или куском прожаренного с кровью мяса на обеденном столе ликующего торреадора.

Ориентировочный состав

Касильяс Хуанфран – Рамос – Пике – Жорди Альба - Бускетс – Алонсо - Хави (Коке) - Сильва – Фабрегас – Иньеста

Судя по предварительным составам, циркулирующим в испанской прессе, Дель Боске не собирается отказываться от наследия Гвардьолы и Арагонеса. Даже профессор Пеп, частично разочаровавшись в способностях Марио Гётце, отказался от использования «ложной девятки» в пользу столба Манджукича. Но «усач» непреклонен: в одном из недавних интервью он чётко дал понять, что собирается использовать Фабрегаса на передней линии, тем более что Диего Коста, если и попадёт в окончательный список, вряд ли ли будет физически готов на все сто процентов. Возможно, что травма натурализованного испанца предоставит туристический ваучер в Рио либо Альваро Негредо, либо Фернандо Льоренте, но использоваться они будут в качестве запасного варианта. Давид Вилья и Фернандо Торрес для Дель Боске являются аналогом чёток и пиджака Курбана Бердыева - если кто-то из этих парней в обойме, то и жить поспокойнее. По поводу линии защиты всё предельно ясно: появление на горизонте Дани Карвахаля и завершение карьеры в Селексьон Альваро Арбелоа вряд ли подорвут позиции проведшего удивительно ровный сезон Хуанфрана. Наличие Аспиликуэты, способного сыграть на обоих флангах (но отправившего Эшли Коула в отдел кадров именно игрой слева) добавит головной боли тренеру, а состав центра защиты не обсуждается.

В центре поля уже поинтереснее: в зависимости от соперника Висенте Дель Боске может двигать между линиями либо Андреса Иньесту, либо Давида Сильву – если испанцы осмелятся сыграть на быстрых вертикальных атаках, то пригодятся быстрые фланги в лице Педро и Хесуса Наваса. При таком раскладе туманными выглядят перспективы полезнейшего Коке, которого испанская общественность требует в качестве замены главному инженеру большинства испанских атак - Хави. Каталонец по-прежнему обладает большим весом внутри команды, но соответствовать своему статусу на поле ему становится всё тяжелее. Иллюстрацией тому, как это ни странно, служит его же собственный рекорд: стопроцентная точность передач в матче Лиги Чемпионов во многом обусловлена тем, что Маэстро сократил число обострящих передач в пользу надёжных поперечных - голова всё та же, но тело уже не слушается.

За кем наблюдать

Помимо упомянутых выше Хуанфрана и Коке интересно будет посмотреть за игрой Давида Вильи, если он всё-таки окажется в финальной заявке. Астуриец пусть и постарел, но испанская полузащита по привычке продолжит искать передачами голову с ирокезом. Здесь должен был быть Диего Коста, но его травма может лишить команду Дель Боске мощнейшей инъекции слабоумия и отваги – организованного и работающего на команду безумия. Однако стоит сказать, что бразилец не является полноценным членом бесперебойно работавшего организма и вопрос о совместимости трансплантируемого органа встал уже после товарищеской игры против команды Италии, где Диего Коста не смог ничего противопоставить ориундо Габриэлю Палетте. Насколько хорошо смогут сочетаться органы двух кровеносных систем - красно-белой и сине-гранатовой - есть главный вопрос для энтренадора.

Кого нам будет не хватать в который раз

 

Волей случая именно после ухода Рауля сборная Испании перестала быть вечным контендером, командой двух товарищей (плюс Морьентес), приезжающей на любой крупный турнир фаворитом, а уезжающей раньше сборных Японии и Югославии. Самым реальным шансом прикоснуться к успеху был Чемпионат Европы – 2008, но тогда Луис Арагонес пошёл против общественного мнения и оставил Рауля за бортом. Сколько девичьих слёз было тогда пролито – не счесть. Сколько справедливости в том, что Рауль стал символом злого рока, преследовавшего собрную Испании на протяжении трёх мундиалей и двух Кубков Европы, - есть драматический рефрен всей карьеры мадриленьо в сборной.

Чемпионат мира по футболу – есть смотр не только национального достояния, но и катализатор подъема национального самосознания. Философ Александр Секацкий заметил, что в испаноговорящих странах футбольные турниры выступают в роли аттракторов, ориентирующих текущие события относительно решающих матчей. Говоря чуть проще, из-за мундиаля испанцы на время забудут, что Рахой - козёл, Сапатеро - олух, квартиру отобрали, да и вообще кругом сплошная задница. Победа над условной Голландией с её счастливой и беззаботной жизнью станет дикулевским оздоровительным бальзамом для согнутого в три погибели собственной беззащитности испанца, поводом к принятию того факта, что счастье измеряется не только размером социальных пособий и ВВП на душу населения. Футбол, пусть всего и на месяц, но вернёт в душу каждого испанца ту сладость Сиесты и ту внутреннюю гармонию, разукрашивающую мир друзей и врагов цветом народного ликования и единства. Для самой сборной, для её ветеранов и молодых бойцов, Чемпионат Мира станет возможностью нащупать баланс между терзаниями тонкого и ранимого жизнетворящего духа и тяжёлым физическим трудом, спроектировать новый симеоновско-гвардиоловский тип испанского игрока, адаптированного к современным футбольным вызовам. Насколько переход от Хави к Коке будет болезненным для Испании - есть решительный призыв к просмотру матчей «фурии рохи» на бразильском мундиале. Спешите видеть, господа.