7 мин.

Лига Сепаратистов. Новая карта футбольной Европы. Часть первая

Редкий человек начинает первый день нового года с обзора замечательного ресурса для прихотливого обсуждения футбола и спорта в целом. Причин на то множество — низкий уровень воды в организме, интоксикация, неизрасходованный запас крошечных петард «Корсар», салатовые сны, да всё, что угодно. Первого января 2014 года Михаил Калашников прошагал на носочках по скрипящему паркету мимо блаженно сопящих друзей в сторону ёлки, чтобы взглянуть на подарки: загадывал он ни много ни мало, а хорошего русского нападающего, немного эмбиент спорта в замерзших окнах сельских избушек (почти как у Эдварда Хоппера), живого, в полный рост Леброна, много-много драфтов и потолков зарплат, хорошего спортивного писателя (утащить спящего Баунова в подвал с ноутбуком и ред.заданием написать о Карпине не удалось, а очень жаль) и больших турниров в действительно интересных местах. Дельные, между прочим, запросы независимо от вашего отношения к слову «вишлист».

Письма до Деда Мороза идут долго, но наше послание пришло в Лапландию молнией. Почесал старик свою бороду, да призадумался: Баунов на слоне, а у него только олени – не выйдет, гору к Михаилу тоже не потащим, пусть он сам лучше к Леброну, русского нападающего – тут сам Всевышний не у дел. Но не огорчать же старину Калашникова, в конце концов? Насчёт эмбиент-спорта не уверен, а вот эмбиент-политики хватает: даже за полярным кругом многие слышали про европейским сепаратизм. Идея! Вот Михаилу и подарочек – самобытный футбольный турнир в действительно интересных местах. Барселона, Дублин, Сан-Себастьян, Глазго, Флоренция, Корсика и даже финал в Бильбао. Лига Сепаратистов определённо более перспективный проект, чем Объединённый Чемпионат Валерия Газзаева.

В качестве затравки необходимо упомянуть что же такое сепаратизм. Сепаратизм – процесс отторжения какой-либо территории от государства, к которому она принадлежит, с целью создания нового независимого государства, либо воссоединения с каким-либо другим государством или союзом. Эмансипация, в общем. Причины могут быть различными – социально-культурные, этнические, экономические, политические, даже желание создать свою футбольную ассоциацию не покажется абсурдным на фоне некоторых причин и предпосылок появления сепаратистских движений. Поскольку финал нужно проводить в Бильбао, интересует нас Европа, а тут с незапамятных времён сепаратизма навалом.

карта

Фактор влияния футбольных ультрас на европейскую политику не стоит недооценивать: в условиях политической нестабильности, государственных кризисов и народных волнений фанаты представляют собой массовые, физически и политически подготовленные объединения людей, способных напрямую участвовать в беспорядках (Украина) или срывать массовые мероприятия (финал Кубка Италии в Риме). В основном большинство фанатских группировок политизированы : радикальные, либо умеренные правые (Атлетик Бильбао, Реал), левый сектор (Ливорно, Селтик, Марсель, Санкт-Паули). Есть и те, кто открещивается от политики, сосредотачиваясь на чистом саппорте, но скорее всего, они в меньшинстве, тогда как остаётся большое количество желающих сменить файер на коктейль Молотова. Железной Леди может и не хватить на всех. Но, не будем о грустном.

Фавориты

Барселона

fcbarcelona.cat

В матче открытия нашего турнира спокойно могла бы сыграть «Барселона» – именно каталонцы первыми в Европе предложили кодифицировать существующие законы и подготовили почву для каталонских конституций 1283 года. Испании в её нынешних границах тогда, разумеется, не было: было множество различных территориальных образований, которые лишь после падения франкизма и транзита к демократии в 1978 получили свой нынешний статус «автономных сообществ» в рамках федеративного государства Испания. В этом же году была основана каталонская националистическая партия – «Конвергенция и Союз», которая обильно поставляет местных Лебедевых и Кожевниковых в каталонский парламент (Женералитат) – с первых выборов в 1980г. «КиС» не отдаёт никому первого места.

Если на первых порах во всех смыслах тяжелого демократического транзита каталонцы охотно сотрудничали с председателем первого постфракистского демократического правительства в Испании, Адольфо Суаресом (во время минуты молчания в память этого человека не свистели даже на «Сан Мамес»), то сейчас, каталонцы твёрдо намерены выйти из состава Испании. Причин тому множество, но основная из них – желание экономической самостоятельности (в Каталонии недовольны количеством налоговых отчислений в Мадрид и уровнем отдачи в виде дотаций). Регион является одним из самых богатых в Испании благодаря развитой инфраструктуре, огромным потокам туристов, жаждущих прокатиться по местам славы Вики, Кристины и Хавьера Бардема, благодаря высокотехнологичному производству и заинтересованности зарубежных инвесторов в регионе. Договариваться c европейскими кредиторами хотелось бы напрямую, а не через Мадрид, поэтому в случае получения независимости планируется незамедлительно вступить в Евросоюз. Испания считает такой вариант маловероятным, и вряд ли даст разрешение на такой брак. 9 ноября 2014 года должен состояться референдум о политическом будущем Каталонии, следующие вопросы вынесены на плебесцит: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и в случае положительного ответа, «КиС» идёт дальше – «Хотите ли вы, чтобы это государство было независимым?». Конечно, хотят. Стадион «Барселоны» давно уже стал пристанищем разномастных сепаратистов (см.класико), у команды даже завелась форма цветов саньеры, а Лео Месси с начала года тошнит от «заржавшегося Мадрида».

Сам Мадрид не желает лишать страну великого противостояния и 25 марта этого года Испанский Конституционный Суд признал неконституционным любой итог каталонского референдума, что впрочем не лишает каталонские власти права провести «консультативный плебесцит» забавы ради. Пока правительство Мариано Рахоя занимает жёсткую позицую по поводу территориальной целостности государства.

Шансы на обретение независимости – 40%

 

Верона

Многим хотелось бы увидеть «Унионе Венеция» в качестве делегата в Лигу Сепаратистов, но наличие русского владельца не даёт венецианцам пропуск в элиту. А выдающиеся дипломатические и бомбардирские способности Луки Тони дают. В конце концов можно и Венеции разок сыграть. Вряд ли возрождение голеадора позволит «Вероне» на равных бороться с «Барселоной», но их очное противостояние явит Старому Свету гремучую, развратную смесь Сальвадора Дали и Катулла, которая наверняка вдохновит Алехандро Ходоровски на кражу крови Святого Януария, извержение Везувия и новую часть «Святой Крови». Ради такого произведения даже Даша Жукова ушла бы от Абрамовича к Юрию Кораблину.

Но одним искусством сыт не будешь. В результате рецессии и кризиса евро 85000 жителей региона Венето потеряли свои работы, разорились около 9 тысяч мелких и средних компаний, что повлекло за собой рост числа самоубийств на севере Италии. В то же время, регион славен своим сельским хозяйством, метталургией и текстильной промышленностью, но в результате кризиса показали ВВП вернулись к цифрам на докризисный 2007 год. В отличие от Шотландии и Каталонии, где местные правительства обладают значительным влиянием на центральную власть, итальянские регионы не могут похвастаться широкой автономией в области самоуправления. Более того, конституционные реформы, предполагающие расширение автономий, были заблокированы итальянским электоратом, несмотря на лоббирование интересов богатых регионов Лигой Севера в итальянском парламенте.

На каждые 7 евро налоговых отчислений житель Венето получает государственных услуг лишь на 5 евро, что в очередной раз порождает противоречия между богатым севером и «ленивым» мафиозным югом, не допускающим проведение конституционных реформ. Комиссия ЮНЕСКО присвоила венецианскому языку статус «уязвимого», поскольку на нём до сих пор нельзя преподавать в школах (в отличие от Каталонии, Страны Басков, Галисии) и нет никаких шагов от Рима в сторону сохранения венецианской самобытности. «Да и вообще нет от этого Рима никакой заботы и ласки» - рассудили в Венето и решили провести референдум.

На плебесците, организованном коалицией националистических групп Венето – plebescito.eu, гражданам были представлены шесть вопросов, касающихся взаимоотношений Венето, Италии и Евросоюза. Главный из них – «Хотите ли Вы, чтобы Венето стал независимой федеральной республикой?» 65% всего населения Венето (89% от числа голосовавших) высказались положительно, а заодно и дали добро на вступление в НАТО, ЕС и Еврозону. Как и в Каталонии, референдум носит консультативный характер, но по словам организаторов, является прямым следствием права народов на самоопределение. Право это, безусловно, прописано в Декларации о принципах международного права ООН от 1970г. но находится в противоречии с принципом территориальной целостности, что чинит бесчисленное множество препятствий Луке Тони и сотоварищам. Однако вряд ли можно сказать, что принцип территориальной целостности неоспорим и не попирается политической практикой. Тем не менее, в Венето собираются провести второй референдум, направленный не на федерализацию, а на предоставление полной независимости. И снова 89%, народные гуляния в Тревизо и неопределённость по поводу того, что с итогами этого референдума делать: ни Испания, ни Италия не пустят Каталонию и Венето в зону евро (требуется согласие всех действующих членов ЕС), что существенно ослабит экономический потенциал новорожденных государств.

Шансы на обретение независимости – 30%

Самое эмансипированная битва футбольной Европы - Бильбао против Глазго уже во втором выпуске. Не пропустите!