«Отвалите вы все, нахрен! Этот гол мой!» Новая глава книги Джеррарда
После длительного перерыва (извините за это) вновь публикую очередной перевод из автобиографии Стивена Джеррарда. Сегодня, в 10 главе своей книги, Стиви расскажет о противостоянии Англия-Германия. О том, как пережил уход Кевина Кигана из сборной, и как встретил нового тренера – Свена-Йорана Эрикссона.
Мой мир перевернулся с ног на голову 7 октября 2000 года, хотя в тот день я не играл. Кевин Киган покинул пост главного тренера сборной после поражения на «Уэмбли» от Германии в отборочном матче ЧМ. Его решение меня расстроило. Мне было жаль Кевина. Он хороший человек, очень любящий Англию, страну и команду, и никто не пострадал больше чем он из-за поражения заклятому врагу. Думаю, я тоже подвел его. Я жаждал встречи со сборной Германии на поле боя, но из-за травмы паха играть я не мог.
Если я могу, хотя бы ходить, вне зависимости от состояния моей травмы, я всегда прихожу на сборы. Поэтому я и в этот раз явился в распоряжение сборной.
«Как твоя травма?» – спросил Кевин после того как я приехал в гостиницу.
«Не слишком плохо, босс», – ответил я, но я знал, что ничего хорошего.
В прессе говорили о том, что я могу быть в старте. Инси не играл, поэтому у меня был шанс играть в центре полузащиты. Снова против Диди (Хаманна). Боже, помоги пожалуйста, вылечи мою травму паха. В пятницу я слегка потренировался и работал с физиотерапевтом – Гари Левином. Кевин подошел ко мне и спросил: «Стивен, завтра я тебя ставлю в старт. Как ты?»
«Не совсем хорошо», – ответил я.
«Ты еще немного постарайся, если не получится, то ладно», – сказал Кевин и пошел работать с общей командой.
Под наблюдением Гари, я старался делать разные движения, но моя травма не позволяла делать многое. Я остался вне игры.
Тот день на «Уэмбли» был напряженным для всех. Кевин решил поставить в центр полузащиты Гарета Саутгейта вместо меня. Я сидел там и ничем не мог помочь команде, в дерьмовом матче в паршивую погоду. Конечно, Диди забил решающий гол матча, последний на старом «Уэмбли», и немцы победили.
После матча я направился в раздевалку, чтобы увидеть ребят. Не для того, чтобы утешить кого-либо, это не помогает, просто хотел проявить солидарность. В коридоре я увидел толпу людей, телевизионщиков и пару человек из Футбольной Ассоциации, которые шептали друг другу: «Он ушел», – кто-то сказал. Кто ушел? Должно быть кто-то из футболистов, обозленный из-за поражения. Я быстро вошел в раздевалку. Парни сидели тихо, опустошенные, все «контуженые». Обычно после поражений Кевин подбадривал всех, но его не было. Я спросил, где Киган.
«Он общается с прессой», – кто-то бормотал.
Потом Кевин вошел в раздевалку, его глаза были наполнены болью. «Мое время вышло», – сказал он. «Кому-то другому нужно вести команду за собой».
Кевин ушел в отставку! Вот дерьмо. Как реагировать? Я растерянно смотрел вокруг, не зная о чем говорить. Тони Адамс попытался остановить Кевина «Не делай этого сейчас. Подожди. Кевин, успокойся, не делай этого». Слишком поздно. Кевин уже сдался. «Спасибо за все, что вы делали, парни», – сказал он. «Вы отличная команда. Я горд тем, что работал с вами. Но пришло время. Я ухожу». Кевин предупредил Футбольную Ассоциацию и объявил прессе о своем уходе, и выходил из нашей комнаты. Удивительно, проходя мимо, он посмотрел на меня и остановился:
«Как ты Стивен?»
Боже, что мог ответить я? Кевин только что ушел с поста главного тренера сборной Англии, но все равно беспокоился обо мне. «Все в порядке, босс» – пробормотал я.
«Что ты думаешь об игре, Стивен?» – добавил он.
Черт возьми. Что за время для болтовни? Я был ошеломлен, слова меня покинули. Кевин улыбнулся и вышел, он покинул «Уэмбли» и мою жизнь. Надо было поблагодарить его. Иди за ним, останови и скажи чт0-нибудь. Он пригласил тебя в сборную. Верил в тебя... Слишком поздно – он уже ушел. До сих пор я сожалею о том, что не поблагодарил Кевина. Надеюсь, он когда-нибудь прочитает это и поймет, что я восхищался им как человеком, так тренером.
Я подумал о себе. Англия лишилась тренера, а я наставника, который ценил меня. Когда был здоров, я был выбором номер один в центре полузащиты команды Кигана. Сейчас же, я должен был начать всё заново. Впечатлить нового тренера, показать, что достоин этого места. Каждый день я листал прессу, чтобы посмотреть возможных кандидатов на руль сборной. Новости о том, что ФА хотела подписать иностранного тренера, встревожили меня. Я хотел, чтобы они выбрали англичанина, который знает обо мне, о моих сильных сторонах. Но я не был против иностранца, конечно. Если у него отличное резюме, почему бы и нет. Меня волновало только одно – будет ли иностранный тренер знать обо мне, или предпочтет новым именам опытных игроков? Если бы только Киган остался. Англичанин, близкий мне человек, доверяющий мне…
Я занервничал, когда ФА назначила тренером шведа. Но все мои опасения исчезли, когда Свен-Йоран Эрикссон взял меня на первую игру под своим руководством против сборной Испании 28 февраля 2001 года на стадионе «Вилла Парк». В своих интервью он отзывался обо мне хорошо, так что я был спокоен в этом плане. Я приехал на сборы и с нетерпением ждал встречи с ним. Меня снова мучила травма, поэтому я направился к физиотерапевту – Гари Левину.
Я вернулся в машину, чтобы уехать обратно домой, но мне позвонила администратор команды – Мишель. «Стивен, не уходи пока домой», – сказала она. «Главный тренер и Торд Грип хотят тебя увидеть».
Я виделся со Свеном и его помощником Тордом. «Я смотрел довольно много матчей с тобой», – сказал Свен после того как пожал мне руку. «Я ценю тебя. Торд посещал матчи «Ливерпуля» и наблюдал за твоей игрой. Мы хотим, чтобы ты был здоровый. Если тебе нужна помощь, мы можем помочь. Мы будем тесно общаться с медиками «Ливерпуля» о твоем здоровье. Я говорил с Жераром Улье и с Кевином Киганом, и они положительно отзывались о тебе. Следи за здоровьем, Стивен, и ты будешь в моей команде».
Бог мой! Эрикссон не видел вживую мою игру даже на тренировочном поле сборной! Я и не знал, что Торд ходил на матчи, чтобы посмотреть на меня. После разочарования в связи с уходом Кигана, мой мир снова становился интересным. Я забыл о своей травме, и покинул лагерь сборной с улыбкой на лице. «Следи за здоровьем, Стивен, и ты будешь в моей команде». Последние слова Свена были радушными. Хороший старт с новым боссом Англии. Теплота Эрикссона поразила меня. Он был реально дружелюбным. И с английским никаких проблем. Когда я общаюсь с иностранцами, всегда удивляюсь, насколько хорошо они меня понимают. Некоторым трудно понимать английский, но тут еще я со своим скаузерским диалектом! С Эрикссоном я разговаривал довольно медленно, чтобы быть уверенным в том, что он меня понимает. Я мало знал о нем, ничего кроме того, что он выиграл Серию А с «Лацио», что является отличным достижением. Главное – это то, что Эрикссон ценил меня. Я подумал, что он сделает из меня еще лучшего игрока. Благодаря Жерару (Улье) я развивался как игрок. Почему бы второму иностранцу не делать тоже самое?
Эрикссон сразу взялся за команду. Он восстановил команде уверенность в себе, используя наши сильные стороны: быстро доставить мяч Майклу, использовать его скорость. 1 сентября 2001 года мы приехали в Мюнхен, чтобы взять реванш у немцев, мы были готовы. Мы должны были победить, чтобы уверенно пройти квалификацию ЧМ и отомстить за обидное поражение на «Уэмбли». Некоторые из нас хотели сделать это ради Кигана. Я в том числе. Матч был важен как финал Кубка или большой матч Лиги Чемпионов.
К нашему удивлению, Эрикссон выбрал гостиницу в центре города, и тем самым доказал, что спокоен и готов к любому бою. Никакого страха. Это было сообщением немцам: мы тут, в центре вашего города, и мы разберем вас на части. Находясь в своем номере, я с удовольствием слушал как фанаты сборной Германии и Англии поют свои песни. Каждый раз, когда шум доходил до меня, я понимал, насколько важной была эта встреча. Из-за невероятного шума я не мог заснуть. Но ничего страшного, усталость не проблема. Поддержка наших фанатов давала мне больше решительности. Я не могу их разочаровать. Они потратили немало денег, и приехали в Мюнхен в надежде увидеть наш ответ поражению на «Уэмбли». Мы должны были показать достойную игру.
Интерес к этому матчу был огромен. Каждый раз, когда включал ТВ, будь то английские каналы или немецкие, там показывали фотографии с тренировки и обсуждали о том, что может произойти. Казалось, что две нации не говорили ни о чем кроме футбола. В своих интервью немецкие футболисты говорили только о победе. Их вратарь – Оливер Кан даже покритиковал нашу игру. Типичный Кан. Преднамеренный трюк, чтобы надавить на соперника. В прессе «крутили» его комментарии, подливая масла в огонь. Отлично. Давление нравится мне. Все наши игроки были готовы к этому. Ливерпульские парни – я, Майкл и Эмиль (Хески) – недавно разобрались с Каном в Суперкубке УЕФА. Ураган, что ударил «Баварию» в Монако, сейчас направлялся в Германию.
Атмосфера в заключительном сборе команды перед игрой была великолепной. Я посмотрел на Бекса, Скоулзи, Майкла и остальных парней, и знал, все они были заряжены точно также как и я. Сделаем немцев, да! Все были настроены только на победу. Эрикссон дал немного указаний в раздевалке, после чего все игроки стали кричать и подбадривать друг друга. Никакая раздевалка не сравнилась бы в децибелах (уровень шума, прим. переводчика) с нашей в тот день. Невероятно. Оглушительно. В Ливерпуле один или два игрока кричат так, чтобы заводить других, в Мюнхене вся команда кричала! Большой Дэйв (Симен) с одного угла, Гари Невилл с другого, Рио, Сол, все кричали и призывали отдать все силы. Это был дерби, Англия против Германии, матч не на жизнь, а на смерть!
В туннеле перед выходом на поле, немцы тоже кричали. Видимо, тоже хотели победить. Я увидел Диди, моего друга по жизни, но врага тем вечером. Мы поздоровались, но не было времени для обмена любезностями. В любом случае, Диди знал, как сильно я его уважаю. Он также знал, что Англия была готова к игре против них.
Первые 10 минут матча никто бы не сказал, что Англия готова. Германия была на голову выше нас. Это было каким-то чудом, что они вели только 1-0, после гола Янкера. У Себастьяна Дайслера тоже был отличный момент, которым он не воспользовался. Немцы были хороши, играли с верой в победу. Янкер доминировал в воздухе, а Баллак внизу. Немецкие трибуны начали пение: «Оле, оле!» Да, пошли они в жопу. Большой Дэйв сделал прекрасный сейв. Слава Богу – 2-0 и всё бы закончилось так рано. Просто поверь. Играть предстоит долго, поверь в своих товарищей. Поверь в Майкла, он даст надежду. Он всегда выручает.
Когда он сравнял счет, наше настроение кардинально изменилось. Вот теперь, давайте выиграем эту игру. В нападении у нас играли Эмиль и Майкл. Эрикссон перед игрой дал нам указания подавать диагональные передачи на Эмиля, и делать передачи сквозь защитников Майклу, который умеет играть на опережение. У нас были хорошие распасовывающие полузащитники. Бекс заряжал справа, Ник Бармби слева. Скоулзи играл чуть ниже обычного места, в центре полузащиты. Моя работа заключалась в разрушении всех атак немцев. Спасибо! Я бы предпочел играть более атакующе, но разбить немцев тоже было неплохим занятием.
Англия стала играть увереннее. Прямо перед перерывом мы заработали угловой. Если мы забьем гол на раздевалку, это их убьет. Мы должны сделать это. Бекхэм пошел к угловому флажку подавать. Немцы запаниковали. Я стоял перед линией штрафной соперника, как тренер указал на тренировке днем раньше, на случай если мяч отскочит. Ещё, нельзя было дать немцам завладеть мячом. Во время тренировки мяч так и не отскочил в мою зону. Вряд ли сейчас будет. Но вышло по-другому. Бекс разыграл угловой и подал в штрафную, где стоял Рио Фердинанд. «Пасуй мне!» – я крикнул на Рио. Я был в выгодной позиции. Если он это сделает, я забью! Пробью на точность. Но услышит ли меня, увидит ли меня Рио? Многие защитники тупые как бревна. Они не слушают других. Из-за страха они бьют мяч куда попало. Но не Рио – король спокойствия. Он отлично видел поле. В своем прыжке Рио смог найти меня и подбросил головой мяч под удар мне. Осталось только завершить.
Я принял мяч и знал, что не имею права на ошибку. Если ошибусь, то немцы перехватят мяч и проведут опасную контратаку. Надо быстрее бить по воротам. Чтобы соперники не отобрали мяч. Я пробил в нижний левый угол и поразил ворота Кана. 1-2! А его там не было. Вот тебе за твои комментарии о нас. Не плохое время для дебютного гола в составе сборной Англии! Я не мог поверить этому. Я увидел наших фанатов и побежал в их сторону, чтобы отметить мой первый гол за Англию. Мой папа тоже сидел среди них, и сходил с ума. «Это тебе, папа», – подумал я. «Ты всегда поддерживал меня. Ты дал мне понять, что это возможно». Я был в эмоциях. Вся тяжелая работа, годы тренировок и мечтаний окупились в этот момент.
После первого тайма, в нашей раздевалке было весело. До того весело, что все игроки издеваясь надо мной, подходили к Бармби и говорили: «Молодец, Бармбс, отличный гол. Фантастическая реакция на пас Стиви!» Робби, подошел ко мне и якобы хотел утешить меня.
«Ты расстроен, да?», – сказал он.
«Ты о чем, Робби?»
«Ну, Бармбс только что сказал Sky, что гол забил он».
«Да отвалите, вы все, нахрен! Этот гол мой!» – накричал я.
Фаулер захохотал. И все другие тоже. Они меня разыграли. Ники тоже заулыбался. Надо отдать должное Бармбсу, что успел убрать себя с пути мяча. Из-за этого Кан не увидел полет мяча, а я забил гол!
Эрикссон был спокойным во время перерыва, как всегда. Он сказал: «Вы сыграли здорово последние 25 минут тайма. Продолжайте в том же духе. Следующий гол будет очень важным. Если мы его забьем, мы выиграем эту игру». Да, этого мы и ждем! Давайте закончим с немцами. Никакой пощады!
Во втором тайме мы дубасили их еще больше. Их крайние защитники играли ближе к атаке, а центральные полузащитники были медлительны, что давало Майклу больше пространства впереди. Бекс и Скоулзи продолжали обеспечивать Майкла быстрыми передачами, а он используя свой темп, свои лучшие качества касания мяча и видение поля сделал свое дело. В Мюнхене мы видели настоящего Майкла Оуэна. Он забил три гола, спасибо тебе! И офидерзейн, дорогие немцы! Майкла и Англию нельзя было остановить. В один момент, мы продолжая движения передавали друг другу 20 передач подряд, это смотрелось красиво… Я был заменен на Оуэна Харгривза за 12 минут до окончания матча, и просто сидел на скамейке с удовольствием наблюдая за игрой Майкла.
Атмосфера в раздевалке после матча была фантастической. Все мы кричали, смеялись и пожимали друг другу руки. Эрикссон не говорил много, он сидел и улыбался. Он был сдержанным и не показывал свои эмоции громким криком или смехом, но внутри Свен был невероятно горд нами. Мы все были горды. Тем вечером Англия отправила сообщение всему миру. Мы никого не боимся. Мы не сдадимся. У нас есть такие игроки, как Майкл Оуэн, который может уничтожить любую защиту. После той яркой победы в Мюнхене, мы искренне верили, что можем играть где угодно, и неважно как нас примут болельщики соперников, мы можем добиться успеха.
Перевод: Rafa_Benitez
Фото: REUTERSKieran Doherty
Предыдущие части книги:
4. Моё сердце было целиком поглощено одним футболом, а не отдельными его цветами
12. Моя карьера в сборной началась против сильнейшего дуэта в мире — Шевченко-Ребров
16. Никто не любит быть проигравшим, но никто так не ноет о поражении, как Арсенал
17. Никто не ждал такого офигенного финала, они редко бывают яркими
может в Англии в тираже есть книга допустим...Эмиля Хески, а мы и не знаем :)