Пако Айестаран о волшебном сезоне «Ливерпуля»
Представляю вам воспоминания помощника Рафы Бенитеса Пако Айестаран о годах работы в мерсисайдком клубе, трудностях и магии сезона 2004-2005.
Магическая игра на Энфилде.
В перерыве мы проигрывали 0-1 Олимпиакосу. Это означало, что нам нужно было забить три мяча, чтобы пройти дальше, в плей-офф Лиги чемпионов.
В тот момент мы чувствовали, что шанс ускользает от нас.
Но во второй половине все изменилось. Сначала мы сравняли. Затем, через 10 минут, мы снова забили. Что после этого? Ну, вы, наверное, помните, что в последнюю минуту - в самую последнюю минуту - Стиви Джеррард сокрушил ворота с 30 метров.
Думаю, с того момента нам сопутствовало волшебство на всем пути от Энфилда до Стамбула. И в финале.
Рафа Бенитес и я работали в Ливерпуле около шести месяцев до игры с Олимпиакосом, но мы уже знали, что это особый клуб. Мы сразу поняли это.
Это правда, что в общим и целом у английских команд большие традиции. Более глубоко укоренившаяся культура. Но в Ливерпуле было что-то еще кроме этого. С первого дня, когда я вошел в Мелвуд (тренировочная база клуба), я почувствовал, что там ощущается семья.
С первой минуты они заставят вас почувствовать себя частью всего этого. Этого не чувствуешь в Испании. Было также ощущение, что мы что-то создаем вместе с людьми, которые уже были там.
Работать в премьер-лиге было чем-то, о чем я мечтал, с тех пор как мне было 12 лет. С того 1975 года, когда моя мама взяла меня на игру на старый стадион «Аточа» моего любимого клуба Реал Сосьедад с Ливерпулем. Мы были разбиты со счетом 1-3 великой команде «Ливерпуля».
Помню, там играли Рэй Клеменс, Фил Томпсон, Стив Хайуэй, Кевин Киган и Джон Тошак. В ответной игре на Энфилде нас разобрали похлеще 6-0. С этого момента я был влюбилен в «Ливерпуль». И в английский футбол.
Прошло чуть больше 20 лет, и я впервые встретил Рафу.
Я слышал о нем. Я, например, знал, что он тренировал Кастилью - вторую команду Реала. Но я мало знал о нем как о человеке.
Нас познакомил Хавьер Зубильяга - бывший футболист Реал Сосьедада, который был назначен в Осасуне спортивным директором, в то же время, когда Рафу назначили менеджером.
Хавьер знал меня на тренерском курсе, где я преподавал. Он подумал, что я смогу быть хорошим партнером для Рафы.
Он был прав. С первой минуты встречи мы поняли, что разделяем философию футбола. Мы разделяли общие ценности. Вот так сразу, и у нас была связь.
Но всякие начинания бывают сложными, понимаете? Существует не так много тренеров, которые имели легкий путь. В Осасуне мы работали очень хорошо, но результатов не было. После девяти игр Рафа был уволен.
Я остался, и в конечном итоге работал с четырьмя различными тренерами в том сезоне. Это был некоторый опыт для моего первого года в профессиональном футболе.
В конце концов, Рафа сказал мне, что собирается тренировать команду, которая только что отправилась в низкий дивизион: Эстремадура.
Хотел бы я пойти с ним?
Я не думал дважды. Я знал, что мы можем создать хорошее партнерство.
Мы оба были сторонниками методологии. В любом деле. Наш первый приоритет в любом новом клубе заключался в том, чтобы убедить игроков в важности быть профессионалом на 24 часа, полный рабочий день. Будь это на поле или вне, во время тренировок, до, после или во время соревнований.
Мы хотели, чтобы они поняли, что да, для всех нас самая важная часть нашей жизни - наша семья. Но как только вы знаете, что ваша семья в порядке, ничего не может быть - ничего, что может занять любую минуту вашей жизни больше чем футбол. Всегда, приоритетом должен быть футбол. Это то, что мы пытались заставить игроков почувствовать.
Методологический подход Рафы был глубоко укоренен и во мне. Это было нормально. Я бы не понял тренировки каким-либо другим способом. Я считаю, что анализ является одним из самых важных частей тренировки, потому что, что бы вы ни делали, он имеет эффект - положительный или отрицательный, лучше или хуже.
Вы должны проанализировать, что произошло, почему это произошло, и попытаться найти решения, если результат не тот, который вы ищете.
В наш первый год с Эстремадурой мы получили повышение в Ла Лигу. Но там мы продержались всего один сезон. После этого мы решили уйти. У нас был еще год контракта, но мы хотели остаться в высшем дивизионе.
Именно тогда мы впервые приехали в Англию на неделю, чтобы посмотреть как тренируется Манчестер Юнайтед. Я помню, как спрашивал Рафу о возможности поехать в Ливерпуль на поезде. Потому что это была моя мечта смотреть на них, вы знаете?
Это был вопрос времени. После сезона без работы мы подписали контракт с Тенерифе во втором дивизионе. Опять же, мы получили повышение в Ла Лигу. На этот раз мы отправились прямиком в другой клуб: Валенсия.
Три года, проведенные нами, были огромным опытом для нас обоих. Мы дважды выиграли «Ла Лигу» и Кубок УЕФА.
Но когда звонок пришел из Ливерпуля? Ну, это было захватывающе. Это была премьер-лига, и особенно это был «Ливерпуль».
Все было иначе.
В Англии я думаю, что вы становитесь скорее менеджером, чем тренером, потому что вам нужно управлять таким количеством людей.
Разумеется, Рафа поручал дела, но он никогда не был слишком далеко от поля, потому что он любит тренировать. В Испании у нас не было этой управленческой культуры - мы в основном тренеры. Поэтому Рафа не мог полностью передать тренерскую часть персоналу.
Вы знаете, он всем сердцем в наставничестве.
Когда мы начали в Ливерпуле, мы многое изменили. Во-первых, стиль игры изменился со стиля Жерара Улье на стиль Рафы. Во-вторых, это другой подход к обучению. Все было более методично, более основано на науке и анализе данных.
В то же время мы многое узнали из клуба. Мы узнали о другом способе подхода к управлению, и мы узнали от игроков.
Каждый день, во всех отношениях, у вас есть возможности учиться.
Двумя игроками, которые были важны для передачи наших сообщений на поле, были Стиви Джеррард и Джейми Каррагер. Прежде всего, потому, что ливерпульская культура действительно существовала глубоко внутри них.
Во-вторых, потому что они были готовы учиться. Они хотели стать лучшими игроками.
Они ничего не принимали, не спросив: «Почему?» Им было действительно любопытно. Они спрашивали «почему?» в большинстве случаев, которые мы хотели установить на тренировках или даже в играх. Они не согласились бы с тем, что вы им сказали, только потому, что вы главный.
Это заставляет вас расти одновременно как тренер. Потому что, с такими игроками, вам нужны ответы.
25 мая 2005 года эта готовность учиться была более важной, чем когда-либо.
В воротах Дида.
Кафу, Неста, Стам и Мальдини.
Пирло, Гаттузо, Зеедорф и Кака.
Креспо и Шевченко.
Какой у Милана был состав. Представить только!
Но мы пришли в финал Лиги чемпионов в Стамбуле, полный надежд и иллюзий. Мы знали, что это будет сложно, но мы действительно хорошо подготовились.
Затем неожиданно, в первую минуту, Милан забил. Эта надежда и иллюзия стали разочарованием. Печаль. Некоторые из игроков даже говорят о чувстве стыда.
Когда они забили второй и третий, мы знали, что возможность победить в Лиге чемпионов ускользает. Мы уже думали о том, как бы поднять дух и эмоции игроков ко второй половине.
Как найти способ заставить их поверить снова.
Когда мы пошли в раздевалку, мы начали говорить о том, что происходит не так. Наша первая цель заключалась в том, чтобы понять, откуда эти три гола пришли. Каковы были ошибки, которые привели к этому?
Если люди знают Рафу, они знают, что он довольно холодный. Он всегда пытается проанализировать происходящее, а не быть втянутым в эмоции.
Мы поняли, что Кака был тем, кто создавал хаос нашим полузащитникам. Итак, мы внесли изменения, ставив Диди Хаманна вместе с Хаби Алонсо в центре. Стиви шагнул на 10 ярдов к атаке.
Мы попытались убедить игроков в том, что если мы сможем закрыть эти проходы посередине и забьем ранний гол, то все может произойти.
Когда мы вышли из раздевалки могли услышать, как наши болельщики поют You’ll never walk alone. Тогда было ясно: мы должны были действительно отдать все. Работать до седьмого пота для этих людей.
На 54-й минуте пришел первый гол Стиви. Это был момент, когда это выглядело, может быть ... может быть, что-то может случиться.
Уже шесть минут спустя мы были равны. 3-3. Азарт. Счастье.
Но в дополнительное время мы действительно вытерпели. Они дожимали нас, и в последние минуты нам пришлось защищаться довольно глубоко.
«Нет. Все закончено".
Это были мои слова нашему тренеру по голкиперам Хосе Мануэлю Охоторене, когда мяч после первого сейва Ежи Дудека вернулся обратно к Андрею Шевченко.
Но Шевченко не забил.
Тем не менее, никто не знает, как Дудек смог остановить этот второй удар. В этот момент я снова повернулся к Охоторене:
«Я думаю, мы собираемся выиграть эту игру, понимаете?»
Тот финал убедил меня в то, во что я всегда верил. Это устойчивость. Несмотря на все трудности, с которыми вам приходится сталкиваться, у вас всегда есть возможность. Это то, чего, как тренеры и менеджеры, мы никогда не должны забывать.
Два года спустя моя мечта закончилась. Я покинул Ливерпуль.
Иногда люди спрашивают: вы бы сделали то же самое сейчас? Но я не могу сейчас ответить, зная, что знаю. Вы должны принять решение того времени. В сложившихся обстоятельствах вы жили в тот момент. Я думаю, что настало время двигаться дальше.
Это было трудное решение, потому что, как я уже говорил вам, «Ливерпуль» - мечта для меня.
Но я оставил знать, что у меня всегда будут эти воспоминания. Чувства быть частью чего-то особенного. Частью создания чего-то. Частью семьи.
Магии, которая оставалась с нами на всем пути от Энфилда до Стамбула.
Пако Айестаран, ассистент менеджера, "Ливерпуль" 2004-2007
Оригинал текста на сайте: www.coachesvoice.com