Трансферная революция. Почему отказ от совместного владения игроками навредит итальянскому футболу
Скоро Италия совсем потеряет уникальность. Нет, не пугайтесь, самого страшного не случилось. Парни из Брюсселя в одинаковых костюмах, любящие устанавливать параметры кривизны огурцов, пока не покусились на святое – mozzarella di bufala. А вот их коллеги из Ньона всего лишь стараются убедить Lega Calcio отказаться от практики совместного владения футболистами. Президент LNP Маурицио Беретта (на фото) долго откладывал решение данного вопроса, но, похоже, готов капитулировать. Уже создана специальная комиссия, в которую вошли представители ведущих клубов серии А. Хотя сейчас проект находится в зачаточном состоянии, мало кто сомневается, что еще одному итальянскому феномену придет конец.
Что такое совместное владение
Из всех европейских чемпионатов только в Италии допустимо, что правами на одного футболиста обладают одновременно два клуба. Механизм следующий: один клуб приобретает у другого половину прав на игрока. При этом сделка может быть заключена как с последующим выкупом для каждой из сторон (выкуп и контрвыкуп), так и без оного.
Правила совместного владения имеют несколько ограничений и жестко контролируются как LNP, так и FIGC:
Права на футболиста могут быть разделены только в пропорции 50% на 50%. Нельзя приобрести, например, 5% или 18% кого-либо;
Права могут быть разделены только между профессиональными футбольными клубами. Никаких агентов, родителей или других родственников, как это часто практикуется в Южной Америке;
Сделка заключается ровно на один год, по истечении которого клубы должны договориться, кто станет единственным владельцем прав. Допускается продление совместного владения, но только еще на один сезон.
Заключение сделки возможно только в отношении футболистов, чей контракт истекает не ранее чем через два года с момента события. Это призвано исключить ситуации, когда во время совместного владения игрок остается без действующего соглашения;
Все действия по сделке – инициирование, продление, расторжение и переуступка третьей стороне – возможны только с согласия футболиста;
Футболист, находящийся в совместном владении, может быть передан в аренду третьей стороне, а также может быть отдан по взаимозачету по другой сделке.
Если по истечении срока совместного владения не удается прийти к соглашению, то судьба футболиста решается на закрытом аукционе. В Италии он называется «конвертный аукцион», и крайний срок его проведения ежегодно устанавливается Лигой. Каждая из сторон запечатывает в конверт листок с указанием суммы, которую она готова заплатить за футболиста, и он достается той, кто предложит больше. Несмотря на то, что сделки, касающиеся совместного владения, как правило, заключаются между клубами с хорошо налаженными связями, договориться полюбовно удается далеко не всегда. Прошлым летом состоялось целых 17 аукционов, в которых фигурировали довольно известные футболисты. Например, «Болонья» выиграла у «Дженоа» борьбу за Роберта Аквафреску, а «Фиорентина» забрала у генуэзцев Ненада Томовича. «Кьево» же заполучил Николо Бригенти.
Преимущества совместного владения
В подавляющем большинстве случаев совместное владение используется, чтобы дать игровую практику молодым и перспективным футболистам. Гранды выкупают их контракты еще в юном возрасте, но с течением времени возникает необходимость испытать молодежь во взрослом футболе: никакие примаверы не заменят баталии серии В. Вот тогда-то половину прав и продают другому клубу. Иногда в контракте устанавливается сумма последующего выкупа, чтобы иметь возможность вернуть себе потенциальную звезду. Но чаще к этому инструменту не прибегают. В любом случае клуб, в котором получает практику молодой футболист, кровно заинтересован в его росте, поэтому ему дают больше игрового времени и прощают ошибки. Этим совместное владение в лучшую сторону отличается от аренд, в которых за последние годы сгинули сотни талантливых игроков.
Преимущества совместного владения хорошо видны на примере «Ювентуса». Стартовый состав команды Антонио Конте не резиновый, поэтому будущие звезды «бьянконери» набираются опыта, например, в «Сассуоло». Сейчас там играют Лука Марроне, Симоне Дзадза и Доменико Берарди (на фото), который входит в число лучших бомбардиров чемпионата Италии. Подобный механизм выгоден всем. Клуб-гранд наигрывает перспективного футболиста, сам футболист имеет возможность проявить себя, а клуб-совладелец рассчитывает получить неплохую прибыль летом.
Иногда на совместном владении удается наварить довольно большие суммы. Однажды «Парма» раскрутила «Интер» на 15 миллионов евро за половину Адриано. Бывают и противоположные ситуации, когда ни один из клубов не заинтересован в приобретении недостающей половины прав. Тогда во время аукциона идет игра на понижение. Известны случаи, когда дабы распрощаться с ненужным игроком, представители клубов нарочно неправильно заполняли документы. Но подобное невозможно доказать. Часто клубы-гранды опасаются доводить дело до аукциона, поскольку в любой момент может подключиться богатенькая третья сторона, и тогда результат битвы на конвертах непредсказуем.
Почему совместное владение хотят отменить
Юридически совместное владение не является правом собственности, корректнее говорить о праве на участие (diritto di partecipazione). Это противоречит правилам УЕФА, а также нормам финансовой отчетности IAS/IFRS. Эксперт по спортивному праву Марио Ди Чинто считает, что у клубов также могут быть проблемы в суде применительно к налоговому законодательству. Совместное владение приводит к большому числу непрозрачных сделок, а конвертные аукционы фактически легализуют отмывание денег. С их помощью можно законно приобрести или продать футболиста стоимостью в несколько миллионов за какие-нибудь гроши. Многим памятен случай, произошедший летом 2011 года, когда «Рома» заплатила «Сампдории» за половину прав на Джанлуку Курчи всего 500 евро.
Несколько лет назад совместное владение уже пробовали отменить, но очень скоро вернули по просьбе клубов, у которых просто не нашлось средств, чтобы урегулировать все разногласия. Непростая экономическая ситуация в Италии привела к тому, что живые деньги есть только у топ-клубов, да и то не у всех – никто так и не сподобился купить Алессандро Диаманти – и совместное владение служит неким аналогом бартера. «В Италии не хватает покупателей, а без права собственности нет рынка», – считает бывший спортивный директор «Вероны» Мауро Джибеллини, один из ярых сторонников проводимой реформы.
Кто лоббирует отмену совместного владения
Прежде всего, за отмену совместного владения выступают большие клубы, которым грозят проверки со стороны УЕФА. На прошлой неделе девять клубов, в числе которых «Ювентус», «Лацио» и «Рома», отправили своих представителей для участия в технической группе Лиги, а миланские гранды изложили свою позицию по вопросу в письменном виде. Наблюдатели считают, что на этот раз не сложится традиционная для Италии ситуация с противостоянием богатых и бедных, поскольку вождь партии маленьких клубов – Клаудио Лотито – поддерживает реформу. У президента «Лацио» просто нет другого выхода, так как акции «бьянкочелести» торгуются на бирже, и клуб должен ежегодно публиковать финансовую отчетность и аудиторское заключение.
Пока за отмену совместного владения выступает относительное большинство, но при этом выдвигаются следующие условия:
Обеспечение кредитными средствами для урегулирования всех текущих сделок. В настоящий момент в совместном владении находится 164 футболиста. По приблизительным оценкам, для их выкупа необходимо около 130 миллионов евро;
Введение моратория на продление сделок по совместному владению сначала для клубов серии А, а потом и для клубов остальных серий и Lega Pro;
Отказ от конвертных аукционов уже с этого июля, дабы ограничить любителям легкой наживы возможность сорвать последний куш.
Отмена совместного владения стала логическим продолжением программы либерализации внутреннего рынка, которую год назад принял Совет Федерации Лиги. В настоящее время техническая группа работает над поправками и должна подготовить проект реформы. Параллельно ведется поиск банков, готовых предоставить кредиты футбольным клубам. Эксперты сходятся во мнении, что на этот раз все получится, ведь оппозиция сейчас слаба, как никогда прежде.
Инструмент, которым на протяжении многих лет с ювелирной точностью владели лучшие итальянские спортивные директоры, становится историей. Скоро можно будет попрощаться с запутанными соглашениями между клубами, подраться через дебри которых тяжело даже специалисту. Поскольку систему дублей, подобную испанской, в Италии вводить не собираются, и «Ювентус»-2 никогда не будет играть в серии В, множеству талантливых футболистов придется мыкаться по арендам, где никто не будет финансово заинтересован в их росте.
Маленькие клубы лишатся возможности за относительно небольшие деньги получать сильных игроков и зарабатывать на этом. От новой реформы, возможно, выиграют гранды, которые смогут приблизиться к европейским стандартам, чем теоретически станут более привлекательными для инвесторов. Остальным же придется туго, в особенности, клубам серий В, С и Lega Pro, которые окажутся еще и в долговой яме. Молодежь же будет принесена в жертву, как всегда это было в Италии. Вместо того чтобы отстаивать национальные интересы, итальянские чиновники в очередной раз прогибаются перед требованиями Европы. Ничего удивительного – Franza o Spagna, purché se magna. Хоть испанцы, хоть французы – дали б только жрать от пуза.
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Битва титанов. Кто прав в споре Конте и Капелло?
Исчезающий вид. Почему нужно успеть увидеть Антонио Ди Натале
Крах Чезаре Пранделли. Почему сборная Италии провалит чемпионат мира
Фото: Fotobank/Getty Images/Vittorio Zunino Celotto, Giuseppe Bellini
Пример Карвахаля в этом плане очень показателен. Реал отдал его Байеру за копейки, установив цену выкупа в то ли 6, то ли 7 миллионов евро. И Байер заинтересован в росте игрока, и Реал контролирует ситуацию с карьерой Карвахаля.
2) нет, сумма больше 0