2 мин.

Заметка о том, как протестующая бразильская толпа влияет на спонсоров ЧМ-2014

   Во время многочисленных демонстраций и протестов против ЧМ-2014 в Бразилии были зафиксированы многочисленные случаи вандализма. Страдала частная и государственная собственность. В частности, вандализму подверглись рекламные табло и стенды спонсоров будущих соревнований, таких как Coca-Cola, Johnson & Johnson, Adidas, McDonald's и др. А также банковские операционные аппараты Itaú.

   В этой связи крупный бизнес уже провел ряд неформальных встреч с представителями власти Бразилии с целью пролоббировать необходимые меры по усилению безопасности в стране. В частности, в отношении капиталов, вкладываемых спонсорами в местный рынок, а также своей собственности. Эдакое неформальное давление на государство с угрозой сокращения финансирования. А простые граждане своими действия вандализма и уничтожения собственности спонсоров очень эффективно могут повлиять на те или иные решения правительства, стремящегося задобрить спонсоров. Такой вот замкнутый круг влияния. Думается, протестанты и организаторы протестов люди неглупые, и вполне возможно, что существует расчет на последние недели перед началом матчей ЧМ-2014 провести очередные массовые манифестации с целью давления на власть.

   Обеспокоенные спонсоры (ряд компаний об этом заявили открыто) уже провели ряд встреч с ФИФА и местной полицией для выяснения конкретных обстоятельств различных протестов в Бразилии. Ведь ассоциация того или иного ЧП с брендом спонсора может самым непоправимым образом подпортить имидж компании (например, не дай бог, случай гибели демонстранта ассоциированный с местом происшествия рядом с McDonald’s или, скажем, новостная сводка бушующей толпы, атакующей рекламные стенды Coca-Сola). Причем Бразилия - страна большая, и подобные случаи могут развернуться по всей стране, во всех 12 штатах. А это серьезно усложнит механизмы незамедлительного ‘укрощения толпы’ по всем фронтам. Поэтому спонсоры серьезно озабочены и хотят получить исчерпывающую информацию о текущем положении дел и взаимодействии местных органов и частного бизнеса, а также о ходе работы с населением.

   Точно известно, что на во второй половине 2013 года в верхах провели встречу такие компании, как AmBev и Itaú. Первая компания отметила значительный спад продаж производимых напитков в Бразилии на протяжении 2013 года и связала это именно с протестами, в то время как вторая компания отметила значительный ущерб от вандализма (порча кассовых аппаратов).

   С апреля 2014 года Coca-Cola запускает свою рекламную компанию Tour da Taça da Copa (World Cup Tour) и тоже крайне озабочена возможным повтором масштабных протестов (как это было в преддверии Кубка конфедераций 2013 в Бразилии) и нанесением ущерба своей собственности. Это ли не повод для спонсоров подсократить планируемые инвестиции с целью минимизации рисков имущественных потерь? Прошлогодние протесты, например, негативно повлияли на рекламную кампанию Coca-Cola ‘Everyone's Cup'. В социальных сетях она подверглась массовой критике, а уличные стенды и плакаты были изрисованы граффити и фразами типа ‘Чемпионат мира убивает бедных’. Совершенно точно известно, что протестное движение прямо повлияло на разработку маркетинговых программ спонсоров предстоящего турнира. Только время покажет, сможет ли оно реально повлиять и на социальную политику государства. Или будет так, что после месяца футбола все разъедутся и обо всем благополучно забудут?