Испанские войны. Дерби, фанаты, традиции. Глава 8
Баскское дерби
Участвующие клубы: «Атлетик» (Бильбао), «Реал Сосьедад» (Сан-Себастьян)
Начало сражения: 1909 год
Причина ненависти: матч считается консолидацией басков в их борьбе с «испанским режимом»
Страна басков (самоназвание — Эускади) расположена на севере Испании и занимает восточную часть Кантабрийских гор. В нее входят три провинции — Алава, Бискайя и Гипускоа. Историческая территория Страны басков, именуемая Большой Басконией (Vasconia) или Баскскими землями (Euskal Herria), включает в себя также часть французского департамента Пиренеи Атлантические (баскские провинции Зуберу, Лабурди и Нижняя Наварра) и испанское автономное сообщество Наварра. Согласно многим теориям, баски являются наименее ассимилированным и смешавшимся с другими народом из всех, проживающих в Западной Европе. Баски произошли от древнего народа васконов, а баскский язык эускара («эускера» — по-испански) вообще не имеет родственных наречий и не относится к индоевропейской языковой семье. Морфологически эускара походит на язык иберийцев, древнейшего населения Испании.
«Страна басков и свобода»
До Х века Страна басков входила в Королевство Наварра. За всю историю у басков только однажды было собственное государство: во время Гражданской войны, осенью 1936 года, они провозгласили республику Эускади, которая, однако, прекратила существование уже летом 1937 года. Во времена диктатора Франсиско Франко баски переживали тяжелый период: был взят государственный курс на их ассимиляцию, а одно только использование национальной символики объявлялось преступлением. Таким образом, в эпоху Франко культура басков, что называется, выживала в подполье. Это выработало ненависть ко всему испанскому, как и в других землях, коренные народы которых притеснялись Франко,— Каталонии и Галисии. Три данных региона и по сей день являются главными сепаратистскими центрами Испании и самыми проблемными автономными сообществами внутри страны.
Труднодоступность Стран басков выработала в регионе так называемую «камерную» культуру, замкнутый характер населения и его большую религиозность. В самой Испании басков принято изображать хмурыми, очень неулыбчивыми и карикатурно независимыми. Существует анекдот, в котором рассказывается о баске-пожарном, отказавшемся вытащить свою жену из пылающей огнем квартиры только потому, что предложенная ему пожарная лестница была произведена в Мадриде.
Во времена диктатуры власти запретили баскский язык, а в провинциях Гипускоа и Бискайя, объявленных «провинциями-предателями» по той причине, что они воевали на стороне республиканцев, неоднократно вводилось чрезвычайное положение. Баскская Националистическая Партия, первая политическая организация, ратовавшая за национальное освобождение басков, потеряла многих своих лидеров, заключенных в тюрьмы, и вынужденно отказалась от вооруженной борьбы. Но в 1959 году состоялось знаковое событие. Из глубокого подполья появилась ЭТА, «Эускади Та Аскатасуна», «Страна басков и свобода»,— леворадикальная националистическая организация сепаратистов, выступающая за независимость Страны басков всеми доступными способами, в том числе методами террора и вооруженной борьбы.
ЭТА использовала идеологию «отца басков» Сабино Араны — харизматичного, малообразованного, чрезвычайно авторитарного и крайне нетерпимого лидера, жившего во второй половине XIX века. Арана считал, что единственное спасение традиционного уклада жизни басков заключается в основании баскского государства. Кроме того, «отец басков» страдал расизмом и ксенофобией. Он называл «баскскую расу» самой древней и чистой в Европе, а мигрантов, рожденных на баскских землях,— человекоподобными существами. Сабино Арана приписывал последним самые отталкивающие человеческие пороки, которые, конечно же, отсутствовали у чистокровных басков в силу их принадлежности к более высокой расе.
ЭТА образовали несколько молодых членов Баскской Националистической Партии, чтобы сопротивляться режиму Франко. Организация начала с покушений на чиновников и жандармов, подрыва железнодорожных путей. В 1973 году ЭТА, на которую серьезное влияние оказали идеи Бакунина и Маркса, убила неофранкиста Луиса Карреро Бланко, председателя правительства. Первоначально баскских радикалов не называли террористами — они, конечно, использовали террор, но боролись с фашистским режимом, то есть как бы преследовали благородную цель. Франко умер в 1975 году, но ЭТА продолжала действовать, через четыре года впервые в своей истории убив левого политика, социалиста Германа Гонсалеса. Убийство серьезно подпортило реноме ЭТА в среде левых организаций всего мира.
В Кантабрийских горах расположены лагери подготовки группы, которая несколько раз отказывалась от вооруженной борьбы, но неизменно совершала новый террористический акт. Эмиссары ЭТА руководят лагерями подготовки боевиков в Латинской Америке, Ливии и Иордании. Деньги вымогаются путем шантажа, похищений людей с последующим их выкупом и обложений баскских предпринимателей так называемым «революционным налогом». Политическая партия ЭТА называется «Эрри Батасуна», и ее деятельность запрещена в Испании. Единственное автономное сообщество, которое не боится баскских террористов,— Каталония. ЭТА заявила о прекращении огня на территории этого автономного сообщества и своего слова не нарушала.
В Испании к ЭТА относятся, мягко говоря, очень плохо, и эта нелюбовь невольно переносится и на баскские клубы — террористов из ЭТА ведь не видно, а баскские футболисты — вот они, рядышком, на поле. Поэтому команды из Басконии на стадионах Испании часто встречают криками: «Убирайтесь в свои горы, сепаратисты!», «Это убийцы из ЭТА!», «Убийцы, убийцы!», «Баскские ублюдки!», и прочая.
По некоторым сведениям, распространяемым мадридскими СМИ, «Атлетик», «Сосьедад», «Алавес» и другие команды из Эускади выплачивают ЭТА определенные суммы, но эта информация никогда не подтверждалась, хотя достоверно известно, что Эускади Та Аскатасуна вымогала деньги у французского защитника баскского происхождения Биксанта Лизаразю. ЭТА пользуется огромной популярностью среди баскской молодежи — именно из молодых людей баскского происхождения и набираются боевики организации. В то же время баскская пропаганда прямо не восхваляет действия Эускади Та Аскатасуна, но старается, по крайней мере, не критиковать.
В «соборе» баскского футбола
Бильбао (по-баскски — Бильбо) — самый большой баскский город, известный с XIV века в качестве рыбацкого поселка. Он буквально вжат меж двух горных цепей, образуя мрачновато-красивую панораму. По баскской традиции населенный пункт назывался согласно его расположению, и название Бильбао произошло от баскского словосочетания «Биль-Ибайо-Бао» (буквально — «Река и маленькая бухта»). Городское население называет себя бильбаинос («жители Бильбао»). Бильбао — не столица Эускади, он является административным центром баскской провинции Бискайя.
«Атлетик» был основан в 1898 году — в Бискайе футбол стал популярен благодаря английским матросам.
Стадион «Сан-Мамес» открылся в 1913 году, и его называют La Catedral, что означает «собор», «кафедральный храм». По этому случаю в Бильбао даже ходит такая шутка.
Встречаются двое прохожих:
— Привет, ты куда идешь?
— На «Сан-Мамес».
— В церковь?
— Нет, в собор.
Соль шутки в том, что стадион располагался близ старой церкви Святого Мамеса (San Mames), поэтому, когда говорили просто «Сан-Мамес», то непонятно было, что конкретно имеется в виду — стадион или церковь. «Сан-Мамес» — единственный испанский стадион, на поле которого проходили матчи абсолютно всех национальных первенств, с самого первого и до сих пор.
Стадион получил название в честь христианского мученика—Святого Мамеса Каппадокийского. Мамес родился примерно в 259 году нашей эры в городе, который сейчас находится в Турции и называется Кайсери, а в I веке именовался Кесарией Каппадокийской. Мамес появился на свет в тюрьме, поскольку его родители были христианами, а христиан в ту пору преследовали, считая их учение сектантским. Правитель Кесарии подверг шестнадцатилетнего (по другим источникам, 16 ему еще не исполнилось) юношу пыткам, заставляя отречься от веры. Мамес твердо стоял на своем и был приговорен к смертной казни, которая, согласно римским законам, применялась для расправы с христианами,— damnatio ad bestias, предание зверям. Мамеса кинули в ров со львами, где он и завершил свой жизненный путь. По другой, более легендарной версии, Мамес сумел каким-то образом избежать пожирания львами. Часто используется следующий мифологический вариант: ангел, спустившийся с небес, защитил юношу, отпугнув зверей, и забрал Мамеса на небо. Отсюда и прозвище футболистов «Атлетика» — «Los Leones», что означает «Львы».
Философия клуба подразумевает то, что за «Атлетик» могут играть только баски (в более широкой и правильной интерпретации — или баски по происхождению, или даже не баски по происхождению, но являющиеся выпускниками исключительно баскских футбольных академий). Так было не всегда, потому что в первые годы существования команды за красно-белых выступали и англичане. Постепенно «Атлетик» пришел к тому, чтобы за него играли лишь выпускники собственной академии и уроженцы баскской провинции Бискайя. В 60-х годах XX века за «Львов» стали выступать и игроки, рожденные в других баскских провинциях — Алаве, Гипускоа, а также автономном сообществе Наварра, где традиционно проживает много басков. Со временем, когда дело Босмана сделало футбольные границы несущественными, собственная философия сильно ударила по «Атлетику» — испанские клубы могли подписывать футболистов со всего мира, тогда как «Львы» рассчитывали, только на басков. Скауты команды отправлялись на поиски басков по всему миру — так, например, в Венесуэле нашли защитника Фернандо Аморебьету, дитя баскских эмигрантов.
В Уставе клуба не существует пункта, который регламентирует выступление за команду футболистов одной национальности — в обратном случае это означало бы неприкрытый национализм. Но «Атлетик» принадлежит сосьос, членам клуба, и именно они выбирают президента, следовательно, «Львов» вряд ли когда-нибудь сможет возглавить человек, который захочет прервать святую для басков традицию. «Атлетик» — своеобразный футбольный символ баскского национализма, гордость как Бискайи, так и Эускади, парни, на которых можно показать пальцем и гордо сказать: «Это баски!» В академии «Атлетика» воспитываются и не баски (примерно 5% от общего количества юных футболистов), и даже чернокожие футболисты, но они никогда не достигали уровня первой команды.
На граффити на каменных стенах Бильбао часто можно видеть, как эмблемы «Атлетика» и ЭТА красуются вместе в качестве символического симбиоза местной национальной гордости. На самом деле у «Атлетика» сложные отношения с ЭТА хотя бы потому, что 30 декабря 1985 года боевики леворадикальной организации с целью получения выкупа похитили Педро Гусмана, богатого промышленника и члена директората «Львов». «Атлетик» и «Реал Сосьедад» в совместном коммюнике «Мы говорим — хватит!» осудили действия «Эускади Та Аскатасуна». Гусмана освободили полицейские несколько дней спустя.
В то же время «Атлетик» чтит баскских борцов за независимость. «Львы» минутой молчания на «Сан-Мамес» увековечили память Сантьяго Броуарда, руководителя «Эрри Батасуна», убитого 20 ноября 1984 года в одной из больниц Бильбао наемными киллерами, подосланными GAL (Grupos Antiterroristas de Liberacion, «Антитеррористические группы освобождения»,— вооруженные бригады, проповедовавшие guerra sucia, «грязную войну», против ЭТА и ее окружения). А 9 марта 2008 года на «Сан-Мамес» хотели почтить память убитого боевиком «Эускади Та Аскатасуна» политика Исайаса Карраско, которого отправили на тот свет пятью выстрелами в упор с расстояния в полтора метра. Но «Сан-Мамес» недовольно загудел, и арбитру пришлось прервать минуту молчания уже на восьмой секунде: таким образом стадион выражал согласие с радикальной террористической политикой ЭТА.
«Атлетик» является одной из трех «классических» команд Испании, то есть это клуб, который играл в Примере абсолютно во всех чемпионатах страны и никогда не выбывал в Сегунду. Два других классических клуба — «Барселона» и «Реал». Матчи между всеми тремя командами называются «классическими поединками» — El Clasico.
Сложные отношения у «Атлетика» с «Осасуной», так как «Львы» забирали себе многих футболистов-басков из Памплоны, чем «Красненькие» оставались весьма и весьма недовольны. В 2005 году президент «Осасуны» Патчи Иско в СМИ объявил о прекращении всякого сотрудничества с «Атлетиком» из-за того, что «эта команда все время крадет наших талантливых молодых футболистов», и отказался продавать «Львам» очередного вундеркинда — юного полузащитника Хави Мартинеса, сформированного в нижних категориях «Красненьких». Но годом позже красно-белые выплатили клаусулу — безусловную сумму расторжения контракта — и выкупили молодого игрока за 6 миллионов евро, вызвав настоящее возмущение среди болельщиков Памплоны. Последние начали встречать «Атлетик» песней с таким припевом: «Они не принадлежат Лесаме, они принадлежат Тахано-ру!», имея в виду, что игроки «Львов» воспитаны не в Лесаме — академии «Атлетика», а в Таханоре — детско-юношеской школе «Осасуны».
Так как болельщики «Красненьких» славятся достаточно агрессивным нравом, то были случаи, что некоторые футболисты «Львов» отказывались играть против наваррцев на их стадионе. Самый известный из этих случаев — отказ выходить на поле полузащитника «Атлетика» Роберто Мартинеса Риподаса, более известного по прозвищу «Тико», который родился и вырос в Наварре, выступал и за канте-ру «Осасуны», и за ее первую команду.
В 2010 году чемпионами мира по футболу стали двое игроков «Львов» — полузащитник Хави Мартинес и нападающий Фернандо Льоренте. Оба они — из Наварры. Тогда же «Осасуна» в контрактах футболистов начала прописывать дополнительные условия, согласно которым ее игроки могут перейти в «Атлетик». Данные условия отличались от обычной суммы клаусулы.
Матчи между «Атлетиком» и «Осасуной» не принято именовать «дерби», но градус в этом противостоянии запредельный. Наварра (на баскском — Нафарроа) входит в исторический регион Баскские земли, и в этом автономном сообществе проживает множество басков. Памплона (на эускара — Ирунья) была построена в I веке до нашей эры на месте васконского поселка Ирунья римским полководцем Гнеем Помпеем Великим и, собственно, названа в его честь: Помпелеон, то есть «город Помпея».
«Осасуна» образовалась в 1920 году путем слияния двух памплонских команд — «Спортива» и «Нью» — и всегда позиционировала себя как сугубо баскский клуб. Она является единственной командой Примеры, имеющей название на эускара. В переводе с баскского «osasuna» означает «здоровье», «сила». Болельщики называют свою команду «Красненькой», так как на местном диалекте распространены уменьшительно-ласкательные суффиксы.
У команды очень сильная кантера Таханор, а сама «Осасуна» имеет договоры о сотрудничестве почти что с сотней наваррских клубов, что позволяет ей консолидировать в своей академии всех талантливых игроков региона.
К сантандерскому «Расингу» клуб из Бискайи тоже не испытывает сильных братских чувств, особенно в свете критики, которую обрушил на «Львов» президент Кантабрии Мигель Анхель Ревилья. Он сказал, что «Атлетик», согласно своей трансферной политике ограниченных подписаний, демонстрирует ненависть к иностранцам.
Как команда из сепаратистского и левацкого региона, у болельщиков «Атлетика» вражда с правыми движениями, особенно это касается саппортеров «Атлетико» и «Бетиса». Ну и «Реала», конечно.
Отрекшиеся
Баскское дерби — это встреча «Львов» с «Реалом Сосьедадом», вторым по силе футбольным коллективом из Эускади.
Сан-Себастьян был заложен в XII веке наваррским королем Санчо Мудрым близ монастыря Святого Себастьяна (San Sebastian). Святой Себастьян — христианский мученик, дважды преданный смерти за веру римским императором Диоклетианом. Сначала Себастьяна, бывшего начальником преторианской стражи, но на досуге лечившего людей и обращавшего их в христианство, приказали пронзить стрелами. На первый взгляд, палачи свершили казнь безупречно, но, к большому сожалению Диоклетиана, ни один из жизненно важных органов Себастьяна не пострадал. Умные люди советовали легионеру бежать из Рима, но Себастьян заявился прямиком к императору, дабы продемонстрировать ему, что вера может спасти от серьезных ранений и помочь выжить. Диоклетиана это не впечатлило, и он приказал забить Себастьяна камнями насмерть, что и было исполнено.
После смерти его тело сбросили в Большую Клоаку — систему римских канализаций. Но затем христианка Лукина перезахоронила Себастьяна в римских катакомбах.
Сан-Себастьян — столица баскской провинции Гипускоа, один из красивейших городов Испании, фешенебельный курорт на берегу Кантабрийского моря, то есть Бискайского залива. Супруга императора Наполеона III Евгения Монтихо учредила в Сан-Себастьяне поистине место для королевского отдыха. Цены на недвижимость в Сан-Себастьяне, наряду с Барселоной, являются самыми высокими среди всех крупных городов страны, а вид на бухту La Concha, которую природа «вырезала» в форме раковины, вызывает восхищение туристов со всего мира. Местные жители коротко и ласково называют свой город «Сансе», а на баскском языке он известен как «Доно-сти» и «Доностиа»: «Святой Себастьян» на эускара произносится как «Донасастиа».
«Реал Сосьедад» был основан в 1909 году и остается с тех пор одной из девяти испанских команд, которые никогда в своей истории не опускались ниже дивизиона Сегунда.
Конфликт между «Атлетиком» и «Сосьедадом» — это прежде всего конфликт интересов администраций команд, но ни в коем случае не болельщиков.
Все началось в 1909 году, когда «Атлетик» предложил объединиться команде «Юнион Сиклиста» («Сосьедад» тогда назывался «Велосипедным союзом») для участия в неофициальном национальном чемпионате. Команда из Сан-Себастьяна решила выступать под своими индивидуальными знаменами, но не известила об этом «Атлетик», который, рассчитывая на футболистов из Гипускоа, не успел вовремя усилить состав.
Два года спустя «Сосьедад» пожаловался на «Атлетик», заявив, что за «Львов» выступают английские футболисты и это обстоятельство ставит его в более привилегированные условия по сравнению с остальными командами. «Львов» вынудили отозвать двух из троих англичан, находившихся в стане команды.
До 80-х годов прошлого века за «Сосьедад» выступали только баски, то есть клуб придерживался такой же политики, как и «Атлетик». Но впоследствии хунта клуба начала покупать и иностранных игроков. Какое-то время за «Сосьедад» выступали только баски и иностранцы, но не испанцы, в более узком понимании — не кастильцы. Однако вскоре была сломана и эта традиция.
Администрации «Атлетика» и «Сосьедада» не делают попыток сближения, то есть по сути хунта бискайцев противостоит хунте гипускойцев. Отношения между руководством накаляются, когда один из клубов старается «увести» молодого футболиста из кантеры другого.
В 1994 году «Атлетик» по праву клаусулы приобрел у «Сосьедада» 24-легнего левого полузащитника Битшра Алькису, лидера команды и одного из ярчайших футболистов баскской национальности в 90-х. Хунта команды из Гипускоа было спохватилась, но слишком поздно — Алькиса отдал «Львам» самые лучшие годы своей игровой карьеры. Правда, домой, на эстадио «Аноэта», он вернулся, но лишь на доигровку, в 33-летнем возрасте.
Но самый большой скандал был связан с переходом Хосебы Эче-беррии. Этот атакующий универсал, любимой позицией которого был правый фланг полузащиты, вообще назывался одним из главных баскских талантов XX века. Наряду с Раулем из «Реала» и Иваном де ла Пеньей из «Барселоны», футболист по прозвищу «Галл» составлял главную ударную силу молодежной сборной Испании и являлся одним из самых одаренных игроков своего возраста на Пиренеях. В 1995 году «Атлетик» выплатил его клаусулу, которая в пересчете на современные деньги составляла 3 миллиона евро. На тот момент это был самый крупный трансфер в европейском футболе для игрока, не достигшего 18-летнего возраста. Луис Уранга, бывший тогда президентом «Сосьедада», грустно констатировал, что к «Львам» ушла самая большая звезда академии команды за всю ее историю. Эчеберрия со временем стал капитаном клуба, а после завершения карьеры был признан одной из легенд «Атлетика».
Когда они едины
Бригада «Львов» под названием Herri Norte Taldea появилась в сезоне 1981-82 гг., когда «Сан-Мамес» перестраивали к чемпионату мира 1982 года и на арене возникли новые сектора, один из которых на Северной трибуне и заняли парни из HNT. Herri Norte Taldea всегда поддерживает команду песнями и аплодисментами. «Мы против тех людей, которые освистывают футболистов в случае проигрыша и покидают стадион до финального свистка»,— говорят они. Их девиз: «Никогда не отворачивайся от клуба!»
HNT всегда исповедовала левые взгляды — с ними можно ознакомиться в фанзине «Антиультра», что издает фирма. Будучи в политическом плане одной из самых, что называется, подкованных испанских группировок, баски стоят во главе радикального левацкого футбольного движения. Больше всего проблем они испытывают во время выездов в Мадрид и Валенсию, но все равно продолжают путешествовать с командой по всем городам и весям.
Дважды парни из HNT переживали расколы внутри бригады. Сначала это был диалог на тему — быть ультрас или хуллз. Фанаты «Атлетика» тяготели к английской манере сопереживания своей команде, поэтому парни, хотевшие оставаться в стезе ультрас, просто покинули группировку. Herri Norte Taldea проводит множество акций, непосредственно с футболом не связанных: раздача еды бедным; помощь молодым группам, которые поют о баскском патриотизме или левом движении; политические дебаты с оппонентами из правого лагеря... Кроме того, группа раз в год организует благотворительный вечер «День иммигранта», приглашая на него людей, приехавших в Страну басков из Южной Америки и Африки. Помощь в проведении «Дня иммигранта» оказывает Афро-баскский союз — общественное движение, направленное на борьбу против расизма и ксенофобии.
Одна из самых муссируемых тем — связь Herri Norte Taldea с баскской леворадикальной сепаратистской бригадой ЭТА. Когда 28 февраля 2010 года во Франции был арестован лидер ЭТА Ибона Арронатегу, HNT задала вопрос премьер-министру Испании Хосе Луису Родригесу Сапатеро: «Доколе вы будете арестовывать людей, которые борются за свободу, игнорируя при этом откровенно профашистских лидеров?»
На Южной трибуне «Сан-Мамес» в 1982 году образовалась группировка Abertzale Sur — молодые фанаты «Львов» хотели как бы «уравновесить» поддержку в «Соборе», а то получалось, что на Севере зажигали парни из Herri Norte Taldea, в то время как Юг молчал. Фирма HNT, даром что сама возникла недавно, дала новой бригаде прозвище Guarderia Sur («Южный детский сад») — в основном потому, что старшее поколение саппортеров «Львов» входило в Herri Norte Taldea, тогда как Abertzale Sur включали в свои ряды более юных фанатов. Новая фирма вовсю использовала «cartulinas» — мозаику из тонкого картона, раскрашенного в различные цвета в соответствии с тем итоговым результатом, который хотел изобразить Юг на своих секторах.
На выезды две самые крупные банды «Атлетика» ездят вместе, вместе и организовывают всевозможные акции — к примеру, выбегание сотен фанатов на поле в полуфинале Копы дель Рей в середине 80-х. В Мадриде члены Abertzale Sur периодически подвергаются обыску и кратковременному задержанию, поскольку испанскими властями считается, что вместе с инчадой из Бильбао по стране передвигаются и несколько человек, представляющих интересы ЭТА, причем в самой Abertzale Sur этого не отрицают.
Группа неоднократно вступала в столкновения с фашистскими фирмами — Ligallo Fondo Norte, представляющей «Сарагосу»; Ultras Sur, поклонниками мадридского «Реала»; Yomus, саппортящими «Валенсию»; и Frente Atletico, ударной бандой «Матрасников».
Pena Mujika сформировалась в сентябре 1981 года на стадионе «Аточа» — сразу после того, как «Реал Сосьедад» впервые в своей истории выиграл национальное первенство. Бригада сидела на Южной трибуне, а ранее, еще до постройки эстадио, на этом месте располагалось деревообрабатывающее предприятие братьев Мухика — отсюда и название. Естественно, фанаты входили в левое движение, и их первый же выезд в испанскую столицу завершился массовым побоищем, потому что саппортеры мадридского «Реала» атаковали баскский автобус и даже пытались его поджечь (относительно поджога мадридская сторона уверяет, что баски на них клевещут). Когда же фанаты «Сосьедада» бросились на столичных траблмейкеров, то их моментально атаковали превосходящие силы полиции. Pena Mujika поддерживает дружеские отношения с фирмами из Каталонии и Галисии.
Говоря о баскских болельщиках, нельзя не упомянуть про Indar Gorri, одну из самых авторитетных фирм в стране, поддерживающих «Осасуну». В переводе с эускара их название означает «Красная сила». В отличие от других бригад осасунистас, Indar Gorri не скрывают своих сепаратистских взглядов и социалистических убеждений и проводят акции политического характера. Датой своего рождения «Красная сила» считает 1987 год, когда различные футбольные мобы левого порядка объединились в одно мощное движение на стадионе «Осасуны» в матче против «Сабадели». Как и фанаты других баскских команд, осасунистас сотрудничают с бригадами левой идеологии и общественными организациями по всей стране. Каждый год проводится «День против расизма».
Все вместе баскские болельщики составляют «общак» под названием Euskal Hintxak, главной задачей которого стала подцержка сборной Страны басков — команды, не признанной ФИФА, но проводящей товарищеские матчи (обычно под Новый год, когда в национальном первенстве перерыв). Но для этих парней все-таки самым важным оставались свои клубы, поэтому вскоре была создана специальная организация ESAIT (Euskal Selekzioaren Aldeko Iritzi Taldea), занимающаяся поддержкой исключительно национального баскского футбола и получившая официальный статус.
Во время матча между двумя баскскими командами болельщики никогда не нападают и не оскорбляют друг друга. Когда играют «Атлетик» и «Сосьедад», то фанаты обоих клубов показательно перемешиваются меж собой, демонстрируя всей остальной Испании единый и несокрушимый баскский дух, силу и единство маленького народа, у которого имеется своя собственная гордость.