Заметка о 'рекламной скромности' спортсменов во время Олимпиад
В ходе Олимпиады обращает на себя внимание ‘рекламная скромность' спортсменов. Нет засилья рекламы на ТВ с участием самых ярких и звездных участников спортивных соревнований. В то время как в сегодняшнем ‘коммерционализированном' мире спорта реклама, кажется, проникла всюду и повсеместно. Почему так? Дело в том, что на Олимпиадах спортсмены не вправе по полной ‘коммерчески эксплуатировать' свой образ. Все дело в стародавнем положении Олимпийской хартии (см ст. 40), в которой МОК стремится сохранить ‘любительский дух' соревнований.
Статья гласит, что за исключением случаев разрешения Исполкома МОК ни один спортсмен, тренер, судья, либо иное официальное лицо Олимпийских соревнований не может в рекламных целях использовать свою индивидуальные характеристики, имя, портрет, образ либо спортивные результаты во время Олимпийских игр. То есть, спортсмены, перейдя из статуса любителей в профессионалы, заключив спонсорские соглашения с Nike, Mercedes, Rolex и прочими гигантами рекламного бизнеса, не вправе появляться в рекламе на ТВ, радио, печатной прессе, корпоративных промо-акциях и т.п.
На прошлой Олимпиаде в Лондоне это правило было в силе с 18 июля 2012 года до истечения 3-х дней после церемонии закрытия, 15 августа 2012 года. Нарушители подпадают под санкции потери аккредитации, штрафования или даже дисквалификации.
С одной стороны, такое правило действительно поддерживает эдакий некоммерческий дух Олимпиады, что не может не импонировать. Однако мир изменился, и профессиональный спорт уже сильно интегрирован в бизнес и финансы. В развитых странах ведущие спортсмены уже давно ведут коммерческую эксплуатацию своего образа и индивидуальных характеристик, что составляет зачастую наибольшую долю их годового дохода. Многие спортсмены через тот же Facebook и Twitter выражают крайнее недовольство МОК таким положением вещей. Мол, устаревшее правило запрещает им, трудившимся годы в поте лица и, наконец, дождавшихся главного спортивного соревнования, заработать кровные бонусы себе на хлеб. Бонусов и премиальных от национальных федераций - мало. Тут ведь главный форум четырехлетия - и такие ‘несправедливые ограничения’!
Тем не менее, многие эксперты сходятся во мнении, что положение дел в обозримом будущем не изменится, и правило рекламных ограничений не претерпит изменений даже под давлением крупного рекламного бизнеса.