Аршавин и три медведя. И право заработать на своем образе
Аршавин и три медведя. В 2012-м году Арбитражный суд г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области рассмотрел дело о решении ФАС (городского отделения федеральной антимонопольной службы) признать ненадлежащей рекламу пива "Три медведя" с использованием образа футболиста Андрея Аршавина. Истцом выступила пивоваренная компания ООО 'Объединеннные пивоварни Хайнекен'.
Суть претензий ФАС состояла в нарушении законодательства о рекламе пива, не допускающего использования изображения людей и животных. В решении от 12 сентября 2012 г суд установил, что право на воспроизведение и распространение изображения Андрея Аршавина в качестве элемента дизайна упаковки пива 'Три медведя' в период с 15 ноября 2011 года по 1 февраля 2013 года, а также организация участия Андрея Аршавина в товарищеском матче с главными победителями лотереи было предоставлено ООО 'Медиа Плэнинг Групп' на основании брифа от 28 сентября 2011 года №12 к агентскому договору на медиа-услуги от 31 декабря 2010 г. Правомерность заключение такого договора при этом не являлась предметом спора.
Согласно действующей спортивно-правовой практике спортсмен заключает с профессиональной спортивной организацией соглашение (трудовой договор с клубом) по которому безвозмездно (!) передает право на использование своего изображения в сферу коммерческой деятельности профессионального клуба. За клубом закрепляется право на интеллектуальную собственность (временное, обусловленное сроком действия контракта спортсмена). При этом само по себе право на изображение согласно гражданскому законодательству РФ - личное неимущественное право и оно неотчуждаемо. Получается некая правовая коллизия. Любопытно, что тот же Регламент РФС по статусу и переходам, содержащий разные приложения и типовые формы контрактов, заявок и т.д. содержит типовую форму заявления футболиста-профессионала для регистрации в РФС и п 3.1 заявки гласит, что "футболист добровольно соглашается с тем, что он разрешает РФС использовать свое изображение для целей телевизионной трансляции футбольных матчей соревнований, организуемых РФС, и передавать такое право от РФС любым(!) третьим лицам(!!) без какого-либо дополнительного согласования с футболистом и выплаты какого-либо вознаграждения за данное разрешение или последующею передачу данного права". Это уже получается нормативное закрепление в довесок к практике закрепления такого положений в контракте. То есть право заработать на образе спортсмена принадлежит в нашем футболе РФС и всем тем, кому РФС будет добр передать это право.
Аршавин, помнится, уже заключал контракт с компанией "Pepsi" на размещение своего изображения на бутылках этой газированной воды. По некоторым оценкам сумма контракта составила порядка $1,5 млн. Но то было время Арсенала и английской Премьер-лиги. Теперь же время Зенита и Российской Премьер-лиги, в которую футболист Андрей Аршавин юридически вернулся летом 2013-го года. Получается, что футболист Аршавин при заключении контракта с 'Зенитом' и оформления заявки в РФС должен был безвозмездно(?) передать право на свое изображение РФС? А РФС передало коммерческое право отныне эксплуатировать его образ третьим лицам ('Зениту'?). И сегодня исключительно клуб (и/или РФС) вправе коммерчески использовать такое изображение (договариваться с рекламодателями)? А футболист никак не вправе зарабатывать на этом деньги? Или для футболиста Аршавина было сделано исключение? Отхождение от типовой формы заявки в РФС и особый контрактные положения? Вопрос остается открытым...