4 мин.

Право спортсмена на образ и английская налоговая

Право футболист на образ может формировать значительную часть потенциального дохода, и в наши дни все чаще в прессе встречается упоминание о таких правах спортсмена. Взять английскую Премьер-лигу. Уэйн Руни, да и вездесущий Дэвид Бэкхем (да-да, и после завершения карьеры игрока) и другие ‘стары' – английская пресса давно ‘перепропрепарировала' и рассмотрела под лупой источники доходности ведущих английских игроков.

Право на образ – это личное имущественное право на индивидуальное имя, физические характеристики, персональный облик и особенные черты/отметки, такие как татуировки, либо иные знаки отличия, характерные черты спортсмена. В английском праве нет кодифицированных правил, регулирующих данный вопрос. Право на образ юридически не распознается как отдельное самостоятельное право Английской правовой системы. Футболист защищает свое право на образ посредством комбинации права на личную жизнь, нарушение доверия и введения в заблуждение (выдача своего за чужое). Все это специальные правовые режимы в сложной системе общего права Великобритании (отличного от нашего права, принадлежащего континентальной модели). Однако отсутствие специального правового регулирования не мешает спортсмену лицензировать и реализовывать (или простым языком - продавать) право на образ своему же футбольному клубу или какой-либо другой третьей стороне. Третья сторона (или футбольный клуб), таким образом, получает право использовать образ спортсмена в спонсорской, маркетинговой и другой коммерческой деятельности.

Конкретный пример. Футбольный клуб может разместить изображение лица спортсмена (или его полное изображение) на тот или иной продукт (простая чайная чашка), производимый самим клубом как для местного, так и для международного рынка, что потенциально может принести значительную дополнительную прибыль (а в таких странах с развитым правовым регулированием рынков как Англия – так и происходит!). Это не говоря уже о товарах подороже чайной чашки стоимостью порядка десяти английских фунтов. Например, богато оформленная пивная кружка. При этом важно понимать, что продажа атрибутики – это не только финансовая прибыль для клуба, но и его ‘нефинансовая прибыль' - популяризация клуба внутри и за пределами отдельной взятой страны/лиги, а равно и популяризация соответствующего образа футболиста. Получается эдакий супервзаимовыгодный симбиоз делового сотрудничества клуба, спортсмена и фанатов, несущих деньги. И клубы охотно покупают права на образ ‘сильных’ и ‘выделяющихся из массы’ игроков за, как кажется на первый взгляд, сумасшедшие суммы!

Современный спортсмен с мозгами в голове (и верой в собственные силы) при заключении трудового контракта с клубом обязательно требует зафиксировать в документе положения о личном проценте с прибыли клуба, собирающегося эксплуатировать его образ. Таким образом, зарплата игрока не базируется исключительно на спортивных результатах. В других видах спорта, например в  теннисе, ведущие игроки получают бОльшую часть прибыли именно с коммерческой эксплуатации их образа, а не призовых за выступления на различных турнирах и неоднократно собранные ‘Большие шлемы'.

В Англии в последние годы наблюдается тенденция значительно роста активности специализированых компаний (агентств) по управлению образами спортсменов. Подобное агентство как профессиональный посредник минимизирует риски неавторизованного использования права спортсмена на образ, предоставляя оптимальную схему правовой охраны (Майк Тайсон сегодня мог бы быть миллиардером при грамотном правовом управлении своим образом и связах с правильными и честными людьми в бытность пика своей спортивной славы. Но это, немного отвлекаясь, – в США – здесь же у нас речь об Англии). Действия через агентство (а не самостоятельно в качестве физического лица) также позволяет сэкономить на налогах. При грамотно выстроенной схеме вместо налога на большОй доход в размере 50% выгодней обратиться в подобное агентство, заплатить корпоративный налог в размере 28% и еще какое-то роялти за услуги агентства (что в общем и целом будет дешевле, чем отдавать половину своего заработка HMRC[1]).

Между тем, в Гернси[2] была разработана инициатива принять законодательство, которое создаст юридически регистрируемое право на образ (registrable image right). Предполагается, что по факту регистрации такого права, вся прибыль и роялти будет уплачиваться на счет инкорпорированной в Гернси компании в целях использования специального благоприятствующего налогового режима. При этом если бенефициар не является резидентом Гернси доход с прав на образ также не будет облагаться местными налогами. И никаких дополнительных налогов на капитал, на недвижимость, на НДС или других косвенных налоговых обложений. Предполагается создать очень привлекательный с налоговой и финансовой точки зрения инструмент управления правами на образ для футболиста международного калибра. Как говорят англичане (да и те же американцы) – инструмент очень ‘marketable’ (ликвидный, быстро и эффективно реализуемый).

Но есть и другая сторона медали. Поскольку образ каждого отдельно взятого спортсмена крайне индивидуален, его довольно сложно ‘оценить'. Нет единой согласованной формулы или четкой системы критериев. Например, согласно обнародованной информации Дэвид Бэкхем, в свое время присоединившись к LA Galaxy заработал £125 миллионов, 80% из которых – это права на образ, в то время как всего 20% - собственно зарплата. И для клуба это было коммерчески оправдано! Детали согласования таким сумм и аргументы за и против более высокой/низкой цены останутся за занавесом личной тайны деловых переговоров.

Английская налоговая (HMRC) признает, что спортивные звезды свободны в  коммерческой эксплуатации своего образа. При этом озабоченность у налоговой службы вызывает вопрос неоправданного завышения оценки таких прав в целях уклонения от налогов на доходы и уклонения от взносов в национальную страховую систему (National Insurance Contributions)[3]. Якобы специальные договоренности между клубом и игроком позволяют первым платить завышенные зарплаты последним на основе налоговой экономии. Игроки при этом вправе абсолютно законно использовать компании по управлению своими правами на образ в качестве пенсионных фондов. Это, а также по мнению многих гиперзавышенные зарплаты спортсменов в Англии может в конечным счет привести к жестким мерам со стороны английской налоговой.

[1] Her Majesty's Revenue and Customs (HMRC) - английская налоговая. См http://www.hmrc.gov.uk/

[2] Остров в проливе Ла-Манш в составе Нормандских островов. Коронное владение британской короны, при этом не являющееся частью Великобритании.

[3] См http://www.hmrc.gov.uk/rates/nic.htm