6 мин.

Судейский corpus. Часть 3. Крепись, судья, близорукость — не порок!

Заключительная часть фундаментального труда от Даниела Sosisko Матеева о футбольных судьях. Символический подход. Свисток, часы, карточки, флаг. Рассуждения о том, что же эти атрибуты есть на самом деле, о роли цвета формы арбитров. И в конце - ошеломляющий вывод.

Судейский corpus

"А судьи кто?"

А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

  1. Место футбольного арбитра в судебной системе Российской Федерации (юридический подход)

  2. Не судите, да не судимы будете (теософский подход)

  3. Крепись, судья, близорукость — не порок! (символический подход)

3. Крепись, судья, близорукость — не порок! (символический подход)

Судья Аркадио изорвал список в клочки,

скатал из них шар и бросил его в патио.

Г. Гарсия Маркес. "Недобрый час"

Руководители испанской футбольной лиги в 2001-м году решили подзаработать, оснастив форму арбитров рекламными надписями. Чтобы осознать, на ЧТО футбольные функционеры подняли руку, нужно детальнее разобраться в символике этого на первый взгляд непримечательного человека со свистком.

В символическом плане арбитр главный и боковой весьма отличаются благодаря присущей каждому из них индивидуальной символике. Начнем анализ с главного, вернее — начнем с анализов главного.

Главная его особенность,— конечно же, свисток. Главный арбитр без свистка подобен импотенту: много желания и мало возможностей. Свисток — это сублимированный музыкальный инструмент, однообразный, ущербный и несовершенный. Кришна, играя на флейте, создаваемыми звуками привел в движение первоматерию, и так началось миросозидание. А рефери, издавая свист, творит несовершенный и необузданный, но такой загадочный футбольный космос. Свист арбитра есть начало и конец любого явления, он — абсолют.

Другой атрибут судьи — часы, олицетворяющие сдержанность и спокойствие футбольной справедливости, отмеряющей начало и конец футбольной жизни. Часы арбитра подобны ножницам Парок. Особое извращенное удовольствие судья испытывает, продлевая муки страждущих, и давая тщетные надежды отыгрывающимся, в самый неожиданный момент совершая в их отношение трансцендентальный "облом". То обстоятельство, что у арбитра двое часов (или часы с двумя хронометрами), свидетельствует о его двуличности, неуравновешенности, противоречивости. Это столь же очевидно, как если бы рефери носил песочные часы. Рефери — не цельная натура, а точка на границе Инь и Ян: ни то, ни сё, ни рыба, ни мясо, ни Пенталгин, ни Виагра…

Наиболее значимый предмет в арсенале футбольного судьи (особенно для Амедео Карбони, Юрия Ковтуна и иже с ними) — нагрудный или набедренный карман, а точнее — его содержимое. Блокнотик, ручка и два кусочка разноцветной бумаги — объект наипристальнейшего внимания двадцати двух пар глаз в непосредственной близости и нескольких тысяч зрачков в пределах досягаемости. Вы обратили внимание, в какой религиозный экстаз впадает футболист, заметивший, что арбитр тянется рукой к карману с заветным "жути картоном": начинаются исступленные молитвы, замаливание грехов, взывание к высшей силе, вырывание в приступе отчаяния волос с корнями и масса иных светопреставлений.

Символика желтого и красного цвета обусловливает семантику карточек. Наиболее простая интерпретация желтой карточки состоит в том, что футболист до поры едет в режиме зеленой волны, но, замешкавшись и сбавив скорость, он запросто может попасть под желтый, а потом и под красный светофор. Но есть более обоснованные, актуальные и значимые характеристики данного предмета. Желтая карточка в руках арбитра — символ власти и царственности, т.е. с ее помощью судья пытается самоутвердиться. Футбольные арбитры китайской Pepsi-Cola league вероятно расценивают желтую карточку в соответствии с национальными особенностями интерпретации желтого цвета как цвета девственности, счастья и изобилия. Китайский арбитр, показывая желтую карточку игроку, вероятно, аллегорически лишает того дев…, в смысле, имеет в виду обратное значение символики: ему надоело изобилие грубости на поле и он не испытывает того пьянящего счастья, которое посетило его в начале матча.

Возможны иные интерпретации желтой карточки.

В соответствии с воззрениями на желтый цвет последователей Гаутама Будды, соответствующая карточка символизирует отстраненность от суетного бытия, т.е. игрок, получивший карточку, по идее должен приобщиться к нирване и больше не грубить.

Возможно арбитр, показывая горчичник футболисту, намекает на сомнительное последнего происхождение, вспоминая желтый цвет звезды Давида в 40-е годы в Германии. То-то в израильской лиге столько наказаний…

Вероятно, судья имеет в виду метафорическое замещение карточкой фразы: "Да ты псих! Тебе лечиться надо, а не в футбол играть!!!"

Не лишено вероятия, что арбитр, с помощью желтой карточки, намекает игроку: "Если бы ты загодя позолотил руку, такого бы не было".

Цвет красной карточки словарь символов трактует как "активный, мужское начало, цвет жизни, огня, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций, страсти, любви, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы, молодости". Больше половины приведенной символики эксплицитно проявлена в красной карточке. Ее имплицитная сущность проявляется в следующем:

Арбитр подразумевает: "Ты еще молодой, у тебя все впереди. Иди и набери помимо физической силы немного ума!"

Судья — ярый коммунист, не расстающийся с партбилетом даже на поле, и пытающийся повсеместно демонстрировать свою партийную и идеологическую принадлежность, а игрок — всего лишь случайная жертва судейского честолюбия и произвола.

Очистительный огонь алхимической традиции: на ЧЕ-2000 Матей Кежман получил красную карточку, побывав на поле всего 43 секунды, но зато как повысилась его цена!!! Это ж сколько тысяч зеленых за секунду?..

Красный цвет возбуждения и сексуальной энергии — не нужно эрекцию сублимировать в грубость.

Счастливейший из всех цветов в Китае, красный связывался с благополучием и жизнерадостностью. Поэтому-то китайские грубияны покидают поле с улыбкой на беззубой пасти…

Боковой арбитр — это самая неблагодарная профессия в современном футболе. Им недовольны и форварды, в отношение которых он определил положение вне игры, и защитники, которые плохо сделали искусственный офсайд. Только вшивый, ленивый или беспалый футболист не показывал лайнсмену фигуру из двух пальцев: кончики большого и указательного пальцев сомкнуты и вся эта конструкция приставлена к глазам. Все это не только печально, но и просто жестоко. Если учитывать, что помощник арбитра — представитель Фемиды, а данная особа по определению слепа, то показывать подобное судье — все равно, что дарить лысому расческу или безногому — бутсы.

Главным атрибутом бокового судьи является флажок. Он тем более значим, что символизирует одновременно и триумф, и трагедию. Будучи священным символом верховной власти, флаг в футболе превратился во флажок, передав свою верховность главному арбитру и оставив своему обладателю вспомогательные функции. Арбитр с флажком жаждет триумфального шествия с флагом, но рискует остаться с позорным символом сдачи в плен — все зависит только от него самого и его действий.

Опытным путем выявлено, что авторитет судейской бригады в конкретном матче напрямую зависит от цвета формы арбитров и от цвета флажков лайнсменов. Несколько лет назад FIFA разрешила арбитрам надевать форму различных цветов, вследствие чего перед рефери встала проблема отстаивания своего прежнего реноме. Многие судьи с безупречной репутацией, не встречающиеся ранее с конфликтами на поле, с удивлением заметили, что игроки перестали их уважать. Причина этого кроется в цвете их формы и подобранных в унисон флажках. Когда судейская бригада одевается в зеленый, белый, синий или фиолетовый цвет и подбирает соответствующего цвета флажки, судьи встречаются с откровенным хамством со стороны футболистов. Наиболее подходящие цвета — красный и желтый, а также комбинированный красно-желтый флажок для бокового судьи. Эти цвета прибавляют изрядного веса судьям в глазах игроков, поскольку они в подкорке головного мозга футболиста изначально ассоциируются с соответствующего цвета карточками.

Из всего вышеозначенного можно сделать глобальный выводище: из всего понимания символа рефери наиболее близок не к означающему или означаемому, а к референту.

Конец

Другие статьи Даниела "Сосиско" Матеева: