О «Спартаке» и не только
Я болею за "Спартак" с шести лет. Наверное, и не могло быть иначе. Я родился и вырос в подмосковной Малаховке, где все мое ближайшее окружение болело за "Спартак". Я, конечно, не имею в виду своих сверстников, а говорю о взрослых людях, которых я глубоко уважал. Интеллигентные, воспитанные, исключительно с неполным и законченным высшим образованием (этим в то время могли похвастаться далеко не все): студенты, инженеры, строители, врачи... Для меня они отождествлялись именно с той командой, которую называли народной. От них же я узнал, что к соперникам надо относиться с уважением, и таких слов, как "конюшня" или "мусор", я от них никогда не слышал.
Осознанная симпатия к "Спартаку" придет чуть позже, когда я узнаю про братьев Старостиных и братьев Знаменских, Петра Болотникова и Николая Озерова, Игоря Нетто и Николая Тищенко, Никиту Симоняна и Анатолия Крутикова, братьев Майоровых и Вячеслава Старшинова, прочитаю книгу Джованьоли "Спартак" и, наблюдая за игрой красно-белых, пропитаюсь тем самым "спартаковским духом", такими понятиями, как коллективизм, честность, мужество, порядочность.
Я болел за "Спартак" во всех видах спорта (ленинградский "Спартак" в мужском баскетболе и киевский "Спартак" в женском гандболе) и никогда не понимал раздвоения тех, кто болел за разные команды в игровых видах при наличии в них команд с одной и той же эмблемой. Конечно, были виды спорта, где я не симпатизировал "Спартаку", например, хоккей с мячом. Я следил за "Енисеем". Во-первых, потому что там "Спартака" не было (не мог же я болеть за "Динамо"!), во-вторых, потому что в те времена "Енисей" был одним из аутсайдеров, а меня с детства учили поддерживать слабых. Мне посчастливилось поиграть за клуб московского "Спартака" в футбол на первенство города, хотя я и попал туда не сразу, а туда, куда брали, не пошел, потому что это был не "Спартак". Вот так я и стал спартаковцем. Окончательно и бесповоротно.
Есть такая притча (я ее услышал от одного итальянца, но думаю, что она интернациональна), которая гласит, что в жизни нельзя поменять три вещи: родителей, страну, в которой родился, и футбольный клуб, за который болеешь. Полностью с этим согласен. Так что для меня "Спартак" это навсегда независимо от обстоятельств.
Я очень ревностно отношусь в спорте к идеям переезда команды из одного города в другой, какими бы ни были причины (например, был Воскресенск, стали Мытищи), и переименования (был "Химик", стал "Атлант"). И я не приветствую идею изменения эмблемы клуба, то, что произошло с моим футбольным "Спартаком". Я - за чистый ромб, ромб братьев Старостиных. Это все равно, что делать зачем-то пластику лица. Впрочем, с футбольным "Спартаком" сделали пластику не только лица, а куда более важных для нормального функционирования органов. Я отлично помню Валерия Карпина в его бытность игроком, и как игрок он мне определенно нравился. И я никогда не забуду того, кто забил третий гол французам в той феерической игре в "Парке Принцев" 5 июня 1999 года, заставив меня прыгать до потолка. Но вот годы Карпина в качестве генерального директора и главного тренера меня абсолютно не вдохновляют, как не вдохновляет и владелец клуба Леонид Федун.
Понятно, что время не стоит на месте, все в жизни меняется. Меняется футбол, меняются болельщики, меняется сама культура боления. Однако те метаморфозы, которые стали происходить в "Спартаке" еще при Олеге Романцеве, продолжаются до сих пор. Это и криминал (убийство Ларисы Нечаевой), и бромантановый скандал, и непонятные тренерские назначения и перестановки в течение многих лет, и совершенно непонятная трансфертная политика, которой стоя аплодируют болельщики ЦСКА и "Динамо", и отсутствие внятной и поставленной игры, и необъяснимые пощечины от "Легии" и "Санкт-Галлена". Впрочем, поговаривают, что "Спартак" "сдал" домашнюю игру швейцарцам, чтобы сосредоточиться на внутреннем чемпионате. Совсем не вяжется все это со "спартаковским духом". А как понять комментарии спортивных журналистов, например, Александра Шмурнова, который с умным видом говорит об игре двумя составами в двух турнирах применительно к "Спартаку" и не видит никакой трагедии в проигрыше далеко не самому сильному в более чем скромном чемпионате Швейцарии клубу, который и в высшую национальную лигу попал пару лет назад?! И где в сегодняшнем "Спартаке" можно увидеть игроков на два состава?! Я не буду говорить про футболистов-иностранцев, которые в массовом порядке прибывают и убывают из команды. Кто-то, правда, остается и даже играет, как мои любимые Кариока и Инсаурральде. Только вот для меня они никак не ассоциируются со "Спартаком". Так же, как, впрочем, и нынешний Валерий Георгиевич с его испанизацией, и Леонид Арнольдович, и непонятно как оказавшийся в кресле генерального директора бывший переводчик раменского "Сатурна" Роман Асхабадзе, и спортивный директор Дмитрий Попов, уже только потому, что именно они привели в клуб с такими традициями Кариоку и компанию и способствуют забвению этих самых спартаковских традиций. Разумеется, есть игроки в сегодняшнем "Спартаке", которые мне симпатичны, но вот к команде в целом это не относится.
Понятное дело, что критиковать проще простого. Куда сложнее делать предложение. Дельное и конструктивное. При всей неоднозначности, на мой взгляд, личности Олега Ивановича, думаю, что именно он мог бы вернуть "Спартаку" фирменный спартаковский стиль. Я даже не о стеночках и забеганиях. Я и о традициях тоже. Только ведь не пойдет он... А потому и решения у меня нет, особенно в условиях президентства Леонида Арнольдовича и нахождения в составе руководства Валерия Георгиевича... Ведь даже если Карпин и уйдет с тренерского мостика, что-то мне подсказывает, что в руководящей структуре клуба он останется. Это всего лишь мое частное мнение...
P.S. Уже после написания этих строк узнал о том, что официальный "Спартак" никак не откликнулся на смерть Ильи Цымбаларя. И 9-ый день тоже прошел незамеченным. Воздержусь от комментариев. Скажу лишь, что мне стыдно и обидно за такой "Спартак"...