Лучшее-2013. Как новая графика делает российский футбол лучше
Блог "Телеканал "Спорт" предлагает вашему вниманию очередную публикацию из цикла «Итоги уходящего года». На очереди – рассказ о главном тренде спортивного телевидения-2013 от доброго товарища блога Кирилла Соскова.
Смотря на эту картинку, не понимаешь, это кадр из FIFA 14 или фото со стадиона "Локомотив"
Признавайтесь, кто отчаянно хочет проехать на автобусе, которым управляет Василий Уткин и который провозит прямо по полю во время матча ЦСКА с еще не переформатировавшимся «Анжи»? Яркий ролик, да. Запоминающийся. Более того, его режиссура иногда кажется поистине удивительной, учитывая что это клип про футбол и про российскую премьер-лигу.
О визуальной бедноте РФПЛ предметно заговорили в 2011 году. Например, креативный директор Sports.ru Михаил Калашников, вдохновившись бодрой картинкой с матчей английского чемпионшипа, предлагал улучшать качество изображения путем «точечных мер»: платить деньги подставным болельщикам за просмотры матчей на трибунах, проводить поединки в вечернее время суток или приняться срочно замазывать проплешины в наших полях.
Трудно сказать, были ли что-то из вышеперечисленного сделано, но нынешний генеральный директор «Лиги-ТВ» Илья Геркус вместе со своей командой за счет принципиально новой графики совершил поистине удивительную вещь: он заставил воспринимать чемпионат России не только как состязание, но и как шоу. И шоу, как говорится, must go on.
Мир в принципе устроен таким образом, что большую часть информации мы потребляем за счет зрения. Даже доказано, что чем больше объект потребления – тем выше наша «пропускная способность» и впечатлительность. Что и говорить, когда впервые была продемонстрирована картинка с 11-ю объемными Кержаковыми на тактической схеме – это реально впечатлило. «Эффект роста» сработал – и на выходе он не только привлек зрительское внимание, но и «разукрасил» не самые зрелищные матчи.
Все мы привыкли к тому, что вот, допустим, английская лига завернута в конфетку. Там играют хорошие футболисты, много достаточно интересных матчей, высокая посещаемость. В общем, с ней не надо ничего придумывать или экспериментировать. Создатели телекартинки просто гармонично дополняют то, что уже есть: вставочки, обрамления, открытый сейф, ведущий в историю. Короче говоря, цель спортивного телевидения на Туманном Альбионе – создать приятные антуражные мелочи.
В России, конечно, такой номер никогда бы не прошел: порой здесь нет ни антуража, ни действия как такового. Было бы слишком круто заявить, что новая графика это все зрителю предоставила. Нет. Скорее, объемное изображение прилично «замазало» некоторые проблемные места: громоздкие заставки закрыли пустующие зрительские сектора, титры и дополнительная информация компенсировали отсутствие драйва в некоторых матчах, почти-3D-футболисты ненавязчиво напоминают о том, что в России выступают неплохие кудесники «ногомяча».
Отдельной историей стало создание бренда канала «Наш футбол», которой генеральный директор «Лиги-ТВ» Илья Геркус на специально созванной пресс-конференции перед началом чемпионата 2013/14 уделил особое внимание: «Мы хотели придать бренду новую яркую окраску, динамику и энергичность, что свойственно лучшим зарубежным трансляциям. С этим логотипом мы будем выходить, начиная с первого тура чемпионата России. Над новой графикой работала известная американская компания. Американские коллеги предложили нам более яркий и насыщенный стиль, чтобы подчеркнуть внутреннюю динамику роста нашего футбола. Скромному европейскому подходу мы предпочли яркий американский образец".
Гендиректор "Лиги-ТВ" Илья Геркус заставил воспринимать российский футбол как шоу
Не будет преувеличением, что в сочетании с музыкальным дополнением от «Kasabian» все вышеперечисленное создает некий «сериальный эффект». Говоря проще, футбол воспринимается как кино, новую серию которого все равно ждешь, независимо от того, кто же играет: хочется увидеть заставки, хочется послушать трек, хочется посмотреть даже на титры, в которых поначалу было дикое количество смешных ошибок.
Все это, конечно, результат упорного труда, а не исключительно новых технологий. В страничке на Facebook исполнительного директора канала «Наш футбол» Ильи Рустамова периодически появляются посты о том, как создается вся эта «новая реальность». От количества шнуров, экранов, техники, конечно, немного захватывает дух, но даже без сопутствующих комментариев Рустамова понятно, что создавать качественный телепродукт в России по-прежнему очень тяжело. Не потому, что на это нет денег, а по старой знакомой причине – неприспособленности стадионов (да, вновь скрытая критика регионов).
Впрочем, как выяснилось, ныть по этому поводу никто не собирался. Все вдруг обратили внимание, что вообще-то региональные стадионы находятся в чертовски привлекательных местах. И в так называемых «перебивках» в трансляциях режиссеры стали давать панорамы пейзажей. Отдельно в этом плане можно отметить краснодарское дерби в погожий осенний день. Удалось дополнительных красок добавить в эфиры из Ростова, Махачкалы, Перми. Это совершенно отдельное достижение, не отметить которое было бы самым настоящим преступлением.
Хороший вопрос, что будет дальше. Все тот же Миша Калашников в одной из своих «трилогий будущего» рассказывал о новых направлениях в показе спорта. Речь шла о настройке картинки под себя, когда потребитель контента самостоятельно может получать нужную информацию о матче, игроке путем пары-тройки взмахиваний руками. Но это – частности, которые все-таки еще не скоро станут доступны, особенно если речь идет не о телекомпаниях, а о среднем российском зрителе.
Главное – времена минимализма в графике, похоже, ушли прочь. И если уж «Лига-ТВ» однажды представила такие глобальные обновления, возвращение «к истокам» вряд ли будет иметь смысл. В конце концов, аппетит приходит во время еды и хочется уже побыстрее увидеть что-то еще более революционное. Скорей всего, это будет выбор – пойти ли дальше по тропе кинематографичности (как это сделано в НХЛ или НБА: флешбэки в перерывах, ролики, successful story) или же остаться на консервативной волне, видоизменяя сами компоненты графики.
Какой бы путь не избрали руководители «Лиги-ТВ», они уже сейчас показали конкурентам и представителям других популярных в России сообществ (например, КХЛ), как можно и нужно создавать качественный продукт из, прямо скажем, не всегда хорошего первоначального материала. Благодаря настоящему графическому прорыву в оформлений трансляций в 2013 году канал «Наш футбол» как-то особенно быстро и незаметно превратился из придатка к большой телекомпании в самостоятельный продукт, за который абсолютно не стыдно платить деньги.
Лучшее-2013. За что мы запомним спорт в телевизоре
"В движении" - блог Кирилла Соскова на Sports.ru
Нынешнюю же статистику можно с таким же успехом давать убогой табличкой шрифтом Verdana, она от этого менее информативной не станет. А все эти обсуждения логотипов и количества шнуров пользователям до одного места.
По-моему, вам надо даже на "здравствуйте" отвечать: сейчас НФ - и в кабельных сетях, и в интернете! За 150 в месяц.