4 мин.

Голос за Божовича

 

Помните, какими умиротворёнными мы все были до матчей со словенцами? Неспешно так обсуждали, кто же это такие нам попались. Даже лидера себе определили – Новаковича. Будем, наверное, ещё долго теперь вспоминать его, как помнили до этого Заховича, хоть ничего он, в общем-то, не сделал и особо не выделялся… Помните то отсутствие ажиотажа, особенно заметное на фоне того, что было перед матчем с немцами?

Нет, опасения, конечно присутствовали, но чувствовали мы себя довольно уверенно и не в последнюю очередь объяснялось это наличием Хиддинка. Я думаю даже это был решающий аргумент нашей самоуспокоенности. Насчёт состояния наших сборников в ноябре мы, я думаю, иллюзий не питали (по крайней мере, я). А вот Хиддинк – другое дело. Ну кто такой Кек? И кто такой Хиддинк! Это ж силища! Гроссмейстер против перворазрядника!

Хиддинк являлся своеобразным гарантом, согласитесь? Эдаким волшебником. Ну как же, думалось, да он же счастливчик, да он ещё никогда и никому, да он ТАКУЮ собаку на всём этом съел и даже без соли… Нда… А соль-то, вот она. Не замедлила со своим появлением. Целый пуд мы все скушали в Мариборе. По обе стороны экрана.

Но это всё эмоции. Вспоминается. Не даёт покоя… Я ведь к тому и веду, что штиль обернулся бурей. Ореол Хиддинка, эта его основательность, которая нам виделась, эта его удачливость, которую мы все испытали уже к тому времени, всё это вдруг и разом оказалось под вопросом. И мы все почувствовали себя незащищёнными. Как будто вот был у нас щит и пропал, а мы как бы голые.

И именно это, как мне видится, не даёт сейчас многим возможности взглянуть фактам в лицо. Они цепляются за этот щит, оказавшийся не металлическим, а картонным, и пытаются подлезть под него вновь, спрятаться. Пусть уж такой, чем никакого. Нормальная человеческая реакция…

Но имеем ли мы на неё право сейчас?

Не знаю, как вы относитесь к крупным турнирам. Может быть кто-то считает, что если не выходить из группы, то и ехать туда не стоит. Я придерживаюсь другого мнения. Главную задачу тренера сборной России я вижу в самом факте нашего участия в чемпионатах мира и Европы. И я верю, что класс наших игроков позволяет добиваться этого без всякого волшебства. Нам не нужен волшебник, который сможет вывести нас в полуфинал или финал, поработав один месяц перед турниром. Нам нужен пахарь. Трудяга. Человек, заряженный на борьбу, на то, чтобы вцепаться в свой шанс зубами. Пускай как словенцы. Пускай некрасиво, но не безвольно. Только не безвольно! Гус слишком много матчей проиграл именно так...

На резонный вопрос: кто именно, мой ответ Божович. Шапка должна быть по Сеньке. И Божович на данном этапе – полностью соответствует уровню нашей команды и нашего футбола в целом. Почему-то считается, что если уж менять Хиддинка, то на ешё более лучшего тренера. При этом понятие «лучший» трактуется как более успешный, доказавший свою исключительность, поработавший с великими командами. Вот и всплывают имена Манчини, Ван Галь и даже Свен-Ёран Эрикссон (тихий ужас!). В моём же понимании «лучший» - значит адекватный задачам, прогрессирующий, подходящий. Я не могу себе представить Манчини на трибуне в Нальчике, просматривающего кандидатов в сборную, а вот Божовича – вполне.

При этом ведь не стоит забывать и о преемственности стиля. Хиддинк старался привить атакующую игру. Божович эту линию сможет продолжить, недаром в Сербии он считался апологетом атакующей игры. При этом, вспоминая «Амкар», он обладает достаточной гибкостью, чтобы играть и вторым номером.

А самое главное, несмотря на не самый пока большой тренерский авторитет, Миодраг никогда не даст собой манипулировать. А ведь это – ещё один козырь ратующих за приход маститого тренера. В своё время Божович ушёл из черногорской «Будучности», имея 27-матчевую беспроигрышную серию. Просто позвонил и сказал: «До свидания, бывший начальник». Причиной было как раз то, что руководство пыталось вмешиваться в его работу.

Единственный минус, который я вижу – отсутствие опыта работы со сборными. И это могло бы смутить. Но мне внушает оптимизм то, как быстро этот тренер может найти взаимопонимание с игроками, настроить всех на достижение цели, вдохнуть в них уверенность, создать настоящий коллектив с большой буквы. Так было и в «Амкаре», и в «Москве». Команды начинали играть сразу, без масштабного строительства (как, например, «Рубин» Бердыева или «Локомотив» Сёмина).

Резюмируя вышесказанное, скажу вот что: можно долго прятаться за чужими заслугами, приглашать одного маститого тренера за другим, верить в чудо и полагаться на гениальность, проявленную когда-то. А можно – просто работать и давать работать другим. Божович – растущий тренер. Для него это могло бы стать настоящим вызовом и сумма прописью не являлась бы решающим фактором, это уж точно. Нам нужен по-спортивному ГОЛОДНЫЙ тренер. И я его вижу в Миодраге Божовиче.