Унесенные ливнем. Антонио Конте и Карло Анчелотти рассказывают о матче в Перудже
В блоге «Моя Италия» – отрывки из книг Карло Анчелотти «Il mio Albero di Natale» и Антонио Конте «Testa, cuore e gambe», в которых они вспоминают о временах, когда Карлетто был тренером «Ювентуса», а также тот злополучный матч в Перудже, в результате которого чемпионом Италии в сезоне 1999/2000 стал «Лацио».
Рассказывает Антонио Конте:
После отставки Марчелло Липпи руководство «Ювентуса» оказалось на перепутье. Кого выбрать: временщика, способного остановить падение, чтобы он завершил сезон, или же сразу довериться специалисту, которого можно будет рассматривать и в качестве тренера на следующий год? В результате было принято решение, и в этот непростой момент в Турин прибыл Анчелотти.
Из команды я был единственный, кто уже успел поработать с Карло, когда он был помощником Сакки на Чемпионате мира-1994 в США. Я знаю его, как человека порядочного, очень спокойного, с которым практически невозможно поссориться. Своим отношением он напоминает старшего брата, и это позволило ему быстро влиться в команду и снискать всеобщее расположение. Будучи капитаном, я понимал, что должен помочь ему освоиться в новой обстановке и попытаться создать условия для эффективной работы. Кроме того, я испытывал сильное желание опять почувствовать себя нужным после всех тех месяцев с Липпи, когда я был отодвинут на задний план. В первый день тренировки я вышел на поле «Комунале» бок о бок с Карло, давая всем понять: мы вместе, у нас общая цель.
Карло Анчелотти – порядочный, очень спокойный человек. Он похож на старшего брата
В чемпионате у нас были некоторые трудности: хоть мы немного поднялись в таблице, но в мае проиграли «Удинезе» решающий матч за право выступать в Кубке УЕФА. Сезон закончили в зоне Интертото. Да и от Лиги чемпионов остались не самые лучшие воспоминания.
Когда начался плей-офф, я словно с цепи сорвался: в четвертьфинале против «Олимпиакоса» я забил в обеих играх, а мой гол в Афинах, после которого счет стал 1:1, позволил нам пройти в следующий раунд за десять минут до окончания матча. В одном из столкновений мне разбили губу, и я играл, держа платок, чтобы остановить кровотечение. Когда я забил гол, болельщики противника, до этого момента превращавшие игру в настоящий ад, умолкли.
В полуфинале мы противостояли «Манчестер Юнайтед» с Бекхемом и К°. На «Олд Траффорд» я забил гол после отличной передачи Давидса, но Гиггс сравнял счет в добавленное время. В ответной игре случилось невероятное. Уже через десять минут после начала матча мы вели в счете 2:0 благодаря дублю Индзаги. Казалось, что мы уже в финале. Однако перед нами была команда, которую не так уж просто смутить, и они продолжали бесстрашно идти вперед. К концу первого тайма они отличились дважды. Эти два гола, забитые подряд в короткий промежуток времени, нас ошеломили. Во втором тайме мы не смогли повернуть ход игры, а пропущенный в решающий момент третий гол завершил наше участие в Лиге чемпионов. После этого поражения у меня целую неделю были проблемы со сном. Осталась горечь. Единственным утешением было лишь то, что нас из турнира выбила команда, которая в итоге выиграла Лигу чемпионов, победив в финале мюнхенскую «Баварию» после невероятного отыгрыша.
Сезон 1999/2000 – первый полноценный сезон Карло Анчелотти на посту тренера «Ювентуса» – начался с расставания с некоторыми важными футболистами. Первым стал мой друг Анджело Перуцци – один из немногих, с кем я, наряду с Дино Баджо и бывшим третьим вратарем «Юве» Фабио Маркьоро, общался не только на поле.
Невероятным образом мы умудрились упустить скудетто – на непригодном для игры поле, под дождем, в матче с «Перуджей». Но следует сказать, что в предыдущих турах мы потеряли важные очки, что позволило «Лацио» сократить отставание от нас с девяти до двух очков. В последних играх нам не удалось в полной мере воспользоваться нашими преимуществами в технике и физике.
В Перудже мы играли под проливным дождем. Уже к концу первого тайма стало ясно, что матч должен быть остановлен и перенесен на другой день. Вместе с арбитром и капитаном соперника я несколько раз выходил на поле под зонтиком, чтобы проверить отскок мяча от газона. Прошло уже больше часа, как мы ожидали в раздевалках, и тут, к всеобщему изумлению, арбитр решил, что игра может быть возобновлена. «Лацио» же тем временем победил дома «Реджину» и ждал.
О той игре написано и сказано достаточно, в том числе множество небылиц. Факты же говорят, что второй тайм начался в 17 часов 11 минут после очередной разминки. Что Калори, воспользовавшись моей неудачной скидкой головой, забил тот удивительный гол, выведший «Перуджу» вперед – 0:1. В тот момент я почувствовал, как земля уходит из-под ног: целый год жертв, надежд, тяжелого труда, печалей и радостей, и все зря! Секунда за секундой, минута за минутой – я чувствовал, как летит время, но ничего не мог с этим поделать. Так «Лацио» стал чемпионом Италии.
Тот вечер остается одним из самых болезненных в моей карьере – было трудно пережить разочарование. После окончания чемпионата я поехал вместе с несколькими друзьями в отпуск в Шарм-эль-Шейх и в первые пять дней не мог заснуть ни на минуту. Я слишком сильно нервничал, а отдыхать начал лишь тогда, когда вернулся в Италию.
А теперь слово предоставляется Карло Анчелотти:
14 мая 2000 года. В этот знаменательный день скудетто сезона 1999/2000 уплыл к «Лацио». Мне тяжело вспоминать этот матч, потому что на самом деле никакой игры там не было. Но и из хороших, и из плохих историй всегда можно извлечь полезный урок, то есть приобрести опыт, который потом пригодится в жизни.
На мой взгляд, тот матч был совершеннейшей несправедливостью, в результате чего я лишился удовольствия от обладания заслуженным трофеем, который мог бы увенчать мои приключения в «Ювентусе». Я приехал в Турин в сложный период, и двух сезонов, отлично проведенных моей командой, не хватило, чтобы подняться выше второго места. Я не люблю размахивать кулаками после драки, но точно знаю, что в тот день вообще не стоило выходить на поле. Хотя в нашей профессии может случиться всякое, но вряд ли подобное повторится в моей карьере еще раз.
В Перудже нас встретили враждебно, и тот ливень, ставший символом трагедии, превратил футбольное поле в совершенно непригодное для игры. Очевидно, что нужно было обязательно оспорить проведение матча, несмотря на регламент. Теперь, еще раз вспоминая все события, мне бы не хотелось останавливаться на том абсурде, с которым пришлось столкнуться мне и моим футболистам. У меня уже было достаточно возможностей высказаться по этому поводу, и сейчас я предпочитаю поговорить о другом – о проблемах, связанных с техникой и психологией.
Во всех отношениях матч с «Перуджей» был из разряда тех игр, которые начинаются задолго до стартового свистка, но, размышляя о нем позже, я пришел к выводу, что это далеко не так. Мы часто отказываемся принять правду и, смирившись с действительностью, полагаемся на судьбу, что ограничивает наши возможности разобраться в ситуации и что-либо изменить, когда кажется, что все против нас.
С самого начала моей тренерской карьеры в «Ювентусе» события валились на меня, как снег на голову. Возможно, сейчас мне бы удалось по-другому отнестись к тому нескончаемому, более чем часовому перерыву между таймами и не поддаться влиянию происходящего, а также не дать это сделать моим парням. Не хочу быть голословным, но иногда такие ситуации помогают получить новый опыт и подготовиться к решению будущих проблем, имея некоторый багаж знаний.
Тогда нужно было поставить в атаку Дарко Ковачевича, выбрав расстановку с единственным центрфорвардом
Как я уже говорил, великая команда никогда не сыпется и всегда старается навязать свою игру, но бывают особые условия, при которых необходимо что-то менять, и матч с «Перуджей» был как раз одним из таких. Когда я мысленно возвращаюсь к происходящему в тот вечер, думаю, что мне нужно было во время подготовки к матчу уделить больше внимания адаптации игроков к окружающей среде. Разумеется, футболисты, вышедшие на поле, были сильнейшими – речь идет именно о физической составляющей. В качестве примера: я мог бы поставить в атаку мощного Ковачевича, выбрав расстановку с одним центрфорвардом и более компактной полузащитой. Тогда бы, при самом худшем сценарии, это привело бы нас к матчу с «Лацио».
Все мы сильны задним умом, но, рассказывая об этом, я хочу только продемонстрировать, что благодаря тому опыту я научился абстрагироваться от всего, что мешает сосредоточиться на игре, и не терять голову в сложных ситуациях.
Да, я думаю, что футболисты, физически более сильные, но менее техничные (это очень важно именно для того поля, где не было никакой возможности демонстрировать технику) могли бы добиться лучшего результата, но это уже не проверить.
14 мая 2000 года. Lazio Campione d'Italia
Другие воспоминания Карло Анчелотти о «Ювентусе» можно прочитать в его автобиографии «Preferisco la Coppa»
Перевод с итальянского языка и адаптация: iva
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Уроки тактики от Карло Анчелотти. Система игры и важность персональных заданий
ЗЫ: еще раз убеждаюсь, какая же у Конте тонкая, чувственная и ранимая душа...
Спасибо!
И нет ни слов, не музыки, ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.
И я хотел уйти куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа,
Но верил я - не все еще пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.