Яя Туре: «Я даже сына назвал русским именем»
Ивуарийский легионер «Манчестер Сити» Яя Туре во время матча Лиги чемпионов ЦСКА – «Манчестер Сити» указал арбитру на болельщиков, чьи уханья можно было квалифицировать как расистские. В итоге армейцы понесли наказание. Еженедельник «Футбол» расспросил самого высокооплачиваемого футболиста Африки, являющегося также Послом Доброй воли ООН, о том, где еще он встречался с проявлениями расизма.
Фото: Сергей Дроняев/еженедельник «Футбол»
– Яя, вы всегда обращаете внимание во время матча на оскорбительные действия трибун по отношению к футболистам?
– Игнорировать такие поступки нельзя. В ином случае фанаты уверуют в безнаказанность. Такие поступки ударяют по имиджу страны. А России ведь уже совсем скоро, в 2018 году, предстоит принять чемпионат мира
– Как же клубу обезопасить себя от подобных ситуаций?
– Я футболист, а не функционер. Но реагировать ведь как-то надо. Представьте ситуацию: вы пришли домой, а у вас сломан замок, двери в квартиру открыты. Вы не без переживаний осматриваете, все ли вещи целы. И вздыхаете с облегчением: видимо, непрошеные гости не успели ничего взять. Будете реагировать? Думаю, как минимум поставите более надежные замки на дверях. Или сигнализацию.
– Пару недель назад вы говорили, что были обескуражены приемом российских болельщиков. Эмоции утихли?
– Было неприятно. Все-таки к вашей стране я очень хорошо отношусь. Уже более 10 лет моей карьерой занимается русский менеджер Папушка (Так Туре называет Дмитрия Селюка. – Ред.). В честь него я даже назвал своего младшего сына Димитрием (именно так Яя произносит имя сына и своего менеджера. – Ред.). Но я не живу вчерашним днем. Предпочитаю смотреть вперед, а не назад. Проблемы с расизмом есть не только в России. Расизм – это широкие понятие, которое имеет разные направления. В той же Англии тоже есть немало вещей, которые мне сложно понять.
– О чем речь?
– Об этом в Англии сейчас говорят открыто. В Премьер-лиге выступает до 30 процентов темнокожих футболистов. Практический каждый третий игрок лиги. А сколько здесь работает темнокожих тренеров? Откуда такой дисбаланс? Или давайте проанализируем рейтинг игроков года по версии ФИФА. Эта футбольная награда вручается с 1991 года. За все время только один представитель Африки победил в голосовании – Джордж Веа в 1995 году. Хотя, как мне кажется, ярких африканских футболистов куда больше.
– Веа после завершения карьеры баллотировался на пост президента Либерии. Вы тоже решили посвятить себя общественно-политической деятельности?
– У каждого свой путь. Пока что вопросы, чем заниматься после завершения активной карьеры, для меня не актуальны. Я хочу принести еще пользу «Манчестер Сити». С «Барселоной» я побеждал в Лиге чемпионов. С «МС» этот рубеж пока что не покорен. Хочется завоевать и привезти в Манчестер самый престижный клубный трофей европейского футбола. А по поводу собственных амбиций лучше приведу цитату нашего тренера Мануэля Пеллегрини. Когда у него хорошее настроение и коуч доволен моей игрой, он шутит, что мир знает трех знаменитых темнокожих людей – Мартина Лютера Кинга, Нельсона Манделу и Яя Туре. Я эту шутку оценил.
– Хорошая шутка. А в своей стране вы поддерживаете какие-то благотворительные программы?
– Стараюсь помогать. У меня есть совместный проект с известным спортивным брендом, в рамках которого предоставляем детским футбольным академиям моей страны экипировку, мячи. Подчеркну, что у большинства моих партнеров по сборной такая же активная позиция в этом вопросе – ребята тоже стараются помочь, чем могут.
– Вы уже четвертый год играете в Англии. Британская жизнь изменила Яя? Чай с молоком теперь ваш напиток?
– Еще не начал его пить. Да и сложно мне анализировать, чем я отличаюсь от себя самого образца трехлетней давности. Честно говоря, каких-то кардинальных изменений не вижу. Я как был, так и остался человеком мира. В моей футбольной карьере было семь клубов из семи стран. Каждая новая страна для меня была новым интересным опытом. Мне любопытно было узнать их традиции и особенности. Мне очень повезло с профессией. Я научился разговаривать на шести языках. В донецком «Металлурге» подучил русский, в «Барселоне» -– испанский и каталонский. Когда приехал в Манчестер, то немного знал английский. Здесь его уже освоил. Может, этот мой космополитизм и сыграл роль, когда несколько дней назад меня выбрали Послом Доброй воли ООН. Эта ответственная миссия и новый опыт.
Фото: Сергей Дроняев/еженедельник «Футбол»
– К туманам и дождям в Манчестере привыкли?
– Я не скрываю, что мне больше нравится солнце. Но такова судьба, на которую, если положить руку на сердце, грех жаловаться. Шахтерам в Донецке тяжелее, чем мне.
– Ваш брат Коло живет с семьей в Ливерпуле. Вы – в Манчестере. Куда обычно выбираетесь вместе с семьями?
– Ездим в гости друг к другу. У меня большой дом. Сосед напротив – Алекс Фергюссон. Не могу сказать, что с братом встречаемся часто – матчи идут через три дня, напряженно. Наших четверых братьев и трех сестер мы видим еще реже, ведь они живут в Абиджане. У меня в семье было девять детей – шестеро сыновей и три дочери.
– Слышал, купили себе дом в Манчестере, хотите получить паспорт гражданина Великобритании?
– У Коло со всей его семьей уже есть английские паспорта. Моими вопросами сейчас занимается миграционный адвокат. Для получения вида на жительство, как и гражданства, нужно отвечать определенным условиям. Например, проработать в стране пять лет. Но прописаны и ускоренные программы получения гражданства – например, по-моему, если ты инвестируешь в страну определенную сумму, или в местный бизнес, или покупаешь здесь что-то. Впрочем, я особенно глубоко в нюансы местного законодательства не вникал – голова бы закружилась.
– А в налоги вникаете?
– В эти вопросы вникает Папушка. Я ему полностью доверяю. В контрактах, которые я подписывал, прописаны «чистые» суммы с учетом выплаты налогов.
– Русский язык не забываете благодаря менеджеру?
– С Папушкой говорим только на русском. А теперь еще и с Фернандиньо (бывший игрок «Шахтера», перешедший в «МанСити». – Ред.) разговариваем.
– Обсуждали с Фернандиньо: на что реально может претендовать «МанСити» в сезоне?
– И так все понятно. Задачи самые высокие. И в национальном первенстве, и на международной арене. Теперь мы играем с акцентом на атаку, у нас шире работают фланги. Такой себе испано-латиноамериканский футбол.
– Вот только оборона «МС» пока не выглядит непроходимой.
– Как там мне говорил Папушка… А-а-а, вспомнил: «Москва не сразу строилась». Вот и мы еще прибавим.
Текст: Александр Подлубный
Все остальные материалы можно найти на нашем официальном сайте, который уже начал работу!
Чем отличаются чемпионаты России и Франции? Почему Ари ушел из «Спартака»? Что думает о выступлении ЦСКА в Лиге чемпионов Алексей Андронов? Где кроме России еще встречался с расизмом Яя Туре? Как расизм стал одной из самых раздутых и одновременно опасных проблем российского футбола? К чему приведет 75-процентный налог на роскошь во Франции? За счет чего «Рома» выиграла десять стартовых матчей в Серии А? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».
ждем в АПЛ тренеров-лимитчиков))
зациклился он на расизме, разжигает там, где его нет