Как Есенин. Тульского форварда позвали в большой футбол Федотов и Бобров, а выкинули из него травма и бутылка
Косая Гора, что на южной окраине Тулы, – посёлок футбольный. Была здесь в советские годы приличная по областным меркам заводская команда «Металлург», где начинали звезды не местного – всесоюзного масштаба. Самые яркие – Владимир Бабенко и Александр Кузнецов, которые в 70-е годы выступали в московском ЦСКА. Но первым дорогу в армейский клуб проторил Павел Купрюхин – человек с судьбой то ли фартовой, то ли трагической, то ли непутёвой.
Как и почти все мальчишки голодных послевоенных лет, без футбола он жизни не мыслил. Баталии с мячом устраивались везде, где это было возможно, на любом сколько-нибудь ровном клочке земли. Впрочем, до армии Купрюхин не думал о футбольной карьере, выступая в то время за вторую команду металлургического завода – в первую он не проходил.
С игрой Павел не расстался и во время службы: в соревнованиях Ленинградского военного округа защищал цвета команды Балтфлота, где его и заприметил тогдашний тренер ЦДСА, легенда довоенного футбола Григорий Федотов. Вместе с Всеволодом Бобровым он приехал посмотреть турнир – а вдруг удастся разглядеть талантливого футболиста? Внимание мэтров привлек вихрастый, русоволосый паренёк, обладавший прекрасной скоростью. После матча Купрюхин получил приглашение потренироваться с главной армейской командой. В те времена признание легендарного Федотова стоило дорогого: в 30-40-е годы многие приходили на стадион посмотреть не столько на московский «Металлург», сколько на блистательного Сидора, как его звали болельщики. Доверие Григория Ивановича Купрюхин оправдал: пройдя через несколько контрольных игр, попал в основной состав ЦДСА.
Федотов и Бобров (слева и справа в светлых футболках) в 1945-49 годах играли вместе в нападении ЦДКА
Расформированный после неудачи советской сборной на футбольном турнире Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки армейский клуб воссоздали в 1954-м. Анатолий Башашкин и Юрий Нырков, Владимир Дёмин и Владимир Никаноров, Борис Разинский и Валентин Емышев – эти уже состоявшиеся мастера и будущие звезды составили костяк возрождённого клуба. В мастеровитую компанию попал в 1955 году и 23-летний косогорец Купрюхин. В своем первом сезоне он играл в основном за дубль, а за основу провёл лишь одну встречу – 29 июля вышел крайним нападающим на матч против ленинградских «Трудовых резервов». Кубок СССР, свой первый после возрождения трофей, армейцы завоевали без Купрюхина.
Павел Купрюхин влился в солидную армейскую компанию
В сезоне-56 он стал появляться в составе ЦДСА чаще, хотя железным игроком основы так и не стал: у лидеров армейского нападения Владимира Агапова, Виктора Фёдорова, Юрия Беляева и Валентина Емышева по двадцать с лишним игр, а у Купрюхина – лишь девять. Правда, в этих матчах Павел успел забить четыре гола, причём подряд: пострадали от его ударов московское «Торпедо», свердловский ОДО, ленинградские «Трудовые резервы» и «Зенит». «Молодой правый крайний ЦДСА П. Купрюхин, получив мяч от Ю. Беляева, точно и сильно бьёт по воротам – 4:1», – писала о разгроме зенитовцев «Смена». А в октябре он в составе армейцев приехал на товарищеский матч со сборной Тулы. На стадионе «Зенит» в Кремле Купрюхин блистал перед земляками, раз за разом простреливая в штрафную на Беляева. Силы соперников были несопоставимы – гости победили со счётом 5:1.
Московский ЦДСА в сезоне-56. Купрюхин – четвёртый справа
В 1957 году конкуренция среди армейских нападающих выросла – в команду из «Локомотива» пришёл Герман Апухтин. Павел в этом сезоне вновь первый среди игроков ближайшего резерва – он появился на поле лишь в семи матчах чемпионата СССР и забил только один мяч, что, впрочем, для крайнего форварда не показатель неэффективности. Ещё два поединка Купрюхин провел в Кубке страны. Любопытно, что на полуфинальную встречу ЦСК МО и московского «Локомотива» в переполненные «Лужники» посмотреть на земляка приехала целая группа косогорцев и, по воспоминаниям, не была разочарована. Правда, сыграть в финале армейцам не удалось: 75 тысяч зрителей увидели только один гол – ворота Разинского уже на 6-й минуте поразил Валентин Бубукин.
Хроники того матча не сохранилось, зато репортаж с финала Кубка, где «Локомотив» выиграл у «Спартака», даёт ощутить атмосферу футбола тех лет
Армейскую карьеру Купрюхина прервала травма. Павел сломал ногу, после чего дослуживал в группе советских войск в ГДР, там и продолжал играть. А после демобилизации вместе с Анатолием Двоенковым, который выступал за дубль ЦСК МО, отправился на родину, в тульский «Труд». Команда в ту пору звёзд с неба не хватала, однако любому сопернику по классу «Б» давала бой. Здесь Купрюхин стал ведущим игроком и одним из любимцев футбольной публики – вместе с Юрием Сафроновым и Львом Лопатиным, Владимиром Савченко и Виктором Бровкиным. Но у этой популярности, как часто водится, была и обратная сторона.
После матчей редкий любитель заложить за воротник не желал выпить с ведущим футболистом. А Купрюхин, как и некоторые его товарищи по команде, не отвечал отказом. «Пил – но играл!» – говорят бывалые болельщики…
С трибун недавно построенных «Тульских лужников» за игрой «Труда» порой наблюдали до 20 тысяч зрителей
«Памятна история с вернувшимся в Тулу мастером спорта В. Бровкиным. За систематическое нарушение спортивного режима, пьянство и высокомерное отношение к товарищам и тренерам Бровкина дважды изгоняли из команды. Приблизительно то же самое произошло в нынешнем году с ведущими игроками команды П. Купрюхиным, В. Сальковым и Ю. Сафроновым. Об их аморальном поведении хорошо знали руководители команды и спортивных организаций города. Но мирились, уговаривали, стыдили. В конце концов только необходимость оградить коллектив от влияния этих распоясавшихся футболистов заставила руководство команды принять к ним самые строгие меры», – писала в 1962 году областная газета «Молодой коммунар».
В результате увлечение алкоголем привело Купрюхина к отчислению из команды. Он подался искать счастья в чемпионате области: сперва в родной косогорский «Металлург», затем в тульский «Машиностроитель», но без застолий и там не обходилось...
– Как-то в середине 60-х мы ещё школьниками с ребятами на Косой Горе играли в футбол, – рассказывает бывший игрок «Металлурга» Валерий Грачёв. – И вдруг к нам подходит человек средних лет, в чистых брюках, рубашке, внешне похожий на Сергея Есенина. Спрашивает: «Можно я с вами поиграю?» Мы разрешили. Погонял мяч минут десять-пятнадцать, весь извозился в пыли – но видно было, что играет мастерски. Потом сказал «спасибо» и ушёл. Потом только мы поняли, что это Купрюхин.
Под звон стаканов покатилась под откос не только карьера, но и жизнь. Купрюхин умер, когда ему не было и сорока. Но бывалые болельщики до сих пор помнят взрывного крайнего форварда: его имя нет-нет да и всплывет в их рассказах о временах искреннего и бесшабашного футбола, в котором оборонительным схемам предпочитали игру в пять нападающих. И уж если составлять символическую атакующую тульскую пятерню 60-х, Купрюхину обязательно найдётся в ней место – на его любимом краю.