Сочи-2014: мифы и реальность. Окончание
С момента принятия решения о проведении Игр 2014 г. в Сочи я читаю только негатив – Игры нам не нужны, деньги разворовывают, строят некачественно, ничего не успеют, всё развалится, дворцы утонут. Ну и апофеоз обсуждений – «лучше бы истратили эти деньги на пенсионеров».
Часть аргументов «против» мы рассмотрели в третьей части. Сегодня – окончание.
Про пенсионеров даже говорить не буду – критики о них вспоминают только тогда, когда уж никаких аргументов не остается. Им на этих пенсионеров глубоко наплевать.
Итак, продолжаем.
- Все объекты развалятся, утонут, смоет море, наводнение, смерч – и далее по мере полёта фантазии.
Хочу волнующихся успокоить: ничего не утонет и не развалится. Ни в Имеретинской долине, ни в Красной Поляне ни по дороге к объектам. Построено не на бумаге. Одна из причин удорожания строительства, кстати, необходимость усиления фундаментов, защитных укреплений и т.п. В Красной Поляне залито столько бетона, что когда через десять тысяч лет археологи будут проводить там раскопки, эти фундаменты раскопают. Наши потомки примут их за культовые сооружения – и практически не ошибутся. Примерно то же и в Олимпийском парке.
Так что с утоплением всё в порядке.
Когда шторм повредил порт в Имеретинской бухте, разговоров было много. Правда, всё сводилось в основном к одному: всё украли, ничего нормально не сделали, всё плохо. Шторм и ливень в конце сентября вызвали новую волну радостного негатива.
Шторм на Черном море бывает страшным.
Мне запомнились два последствия штормов на Черном море.
Первый – еще со школьных лет. Кто был когда-нибудь в Адлере, знает адлерский причал. Когда-то там причаливали рейсовые «Кометы» из Сухуми в Сочи, катера из Адлера в Сочи, и прогулочные катера «на два часа в море». После шторма от причала осталось две трети – в море. Треть, связывавшую причал с берегом, просто смыло. Связь с берегом была потеряна. Причал с повышенной прочностью, простоял немало лет – и он не выдержал.
Второе последствие – в Сочи, уже в 70-х. Концертный зал «Фестивальный» знаете? Открытый на море, внизу было кафе. Если смотреть в сторону моря – влево гора и набережная. Так вот, эта набережная выглядела куда хуже, чем то, что на фото выше.
Сочи – это субтропики. Соответственно, и ливни там почти тропические. После одного из них едва не смыло в реку кинотеатр в Сочи, название которого я подзабыл – он стоял у моста через реку, в начале Курортного проспекта.
Ливни в Адлере никого не удивляют. Лет в восемь после одного из них я по канавам вдоль улицы ловил пиявок – они были огромных размеров и очень мне понравились. По асфальту текла вода, а в канаве я плавал почти по пояс. Обычно эти канавы были практически сухими.
Действительно, Адлер в сентябрьский ливень был залит водой. Но Мзымта здесь абсолютно ни при чем: дождь льет стеной и вода просто не успевает стекать. И никакая ливневая канализация от такого ливня не спасет. В марте на чемпионате мира по конькам в один из дней был куда менее сильный ливень – но во время дождя вода на улицах заливалась в туфли. Через 10 минут после окончания дождя воды не было.
Точно так же и в Олимпийском парке: дождь закончился – и всё нормально.
Это почти готовый адлерский железнодорожный вокзал – сразу после дождя. На следующий день в Адлере от ливня не осталось никаких следов.
Так что повода убиваться по печальной участи Олимпийского парка нет – ничего нового природа не демонстрирует.
Возникавшие как следствие ливней оползни не раз перекрывали железную дорогу в районе Дагомыса, засыпали верхний ярус трассы Адлер-Сочи. Этой трассе вообще долго не везло – нижний ярус регулярно перекрывали и ремонтировали размытые участки.
Это всё было, есть и будет. И никто не изображал эти последствия концом света, и не кричал, что всё плохо.
А олимпийские объекты никак не пострадали. Не развалились и не утонули. Какая досада!
- Кругом грязь. Этот довод неоспорим. Да, грязь. Покажите мне стройку, где вначале укладывают асфальт, а потом роют котлованы. А уж после дождя не только грязь, но и лужи. И это ужасно. Это оскорбляет нежный взор отечественных и иностранных журналистов, приезжавших смотреть строящиеся объекты.
Конечно, наши рафинированные журналисты привыкли ездить по стройкам в лаковых штиблетах. А я могу и по грязи побегать, если мне интересно. Правда, возле действующих объектов грязи не увидел, а по дороге пешком не ходил. Видимо, «лаковые штиблеты» жалели автобусную резину.
Даму из Барнаула оскорбила потрескавшаяся плитка на тротуарах в Сочи. Вот уж плитка точно в смету строительства олимпийских объектов не заложена. Это уже местный бюджет. Плитка потрескалась – но с какого боку здесь предстоящие Игры? Эти вопросы к муниципалитету.
- Плохие волонтеры и плохое обращение с волонтерами. Прочитал несколько впечатляющих статей от несостоявшейся волонтерки, а также от журналистов о волонтерах.
Попытался привести две стороны этого вопроса в систему – не получается. Несостоявшуюся волонтерку поддерживают за то, за что журналисты ругают волонтеров. И журналистов тоже поддерживают. А я не верю ни той, ни другим.

Потому – моё мнение. Сталкивался я с волонтерами дважды, на соревнованиях. У меня к ним вообще вопросов нет. То есть на мои вполне конкретные вопросы они отвечали вполне конкретно и внятно. Вежливы и доброжелательны. Так что не знаю, что и каким тоном спрашивали те, кому волонтеры не понравились.
Ну и еще немного, по мелочи.
Не нравятся подготовленные к посадке деревья и цветы – они привяли (!).
По утверждению столь популярной у наших критиканов The Guardian «ФСБ будет тщательно следить за коммуникацией спортсменов и болельщиков во время Олимпиады-2014 в Сочи. Специальное оборудование, установленное на территории Сочи, позволит ФСБ перехватывать телефонный и интернет-трафики, а также отслеживать использование слов в электронной переписке, чатах и социальных медиа. Возможно, техника будет применена для предотвращения протестов, связанных с запретом на пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации».
Конечно, больше ФСБ заниматься нечем. О «злобных чекистах» тоже уже немало написано. Я – только за усиление мер безопасности. Не хочется услышать о взрывах, как в Атланте-1996, или захвате заложников, как в Мюнхене-1972. А желающие что-нибудь взорвать или кого-нибудь захватить тоже готовятся к Олимпийским играм. Не менее энергично, чем спортсмены.
Информация о том, что «около 12 тысяч сотрудников сферы обслуживания города Сочи перед Играми-2014 прошли курсы английского языка», вызвала исключительно саркастические замечания. Я уже вижу, как во время Игр эти же критики будут писать о том, что в Сочи никто не знает английского и не может ответить ни на один вопрос.
А что же о предстоящем спортивном событии?
То, что Игры пройдут на высочайшем уровне – не сомневаюсь. В феврале в Красной Поляне средняя температура -2 градуса. Поселок расположен на высоте чуть более 500 м над уровнем моря. Спортивные объекты – значительно выше, до 1500 метров, и снег там устойчиво лежит уже с конца декабря. И до мая.
Там не туманов. То, что мы видели во время тестовых соревнований – это не туман, а облака. От этого, конечно, не легче – всё равно плохо видно. Но уходят облака столь же быстро и легко, как приходят. В Турине вторая попытка женского слалома вообще проходила при видимости в десять метров.
Спортивная сторона вопроса меня вообще не беспокоит – всё готово, столица Игр ждет участников и гостей.
Но то, что желчные и злобные комментарии не прекратятся – я тоже не сомневаюсь. Я только надеюсь на то, что инакодумающих – таких как я, намного больше.
Безусловно, сказать, что в Сочи нет проблем – солгать. Есть реальные проблемы, но они не столь масштабны, как «лом в заднице рабочего, потребовавшего зарплату». О них не напечатают в Гардиан. На них не заработать много плюсов и комментариев на сайтах или гонорара на «Эхе Москвы».
Это обычные проблемы любого города, к Играм непосредственного отношения не имеющие – те же тротуары в Сочи, стихийно возникающие в городе свалки и помойки, и многое другое.
Но проблемы Сочи возникли не в связи с Играми, они были до и многие останутся после Игр. Решать их будет не правительство России, не Путин – решать их будут местные власти. Не Игры виноваты, что Адлер так дико застроен «отелями», что в половине города захвачены тротуары, что там пыльно.
Впрочем, центром Адлера скоро станет Имеретинская бухта, и можно будет проезжать туда минуя тесноту улочек старого Адлера.
Я горд, что Олимпийские игры пройдут в моей стране, и рад, что они пройдут в Сочи, городе моего детства.
То, что жизнь Сочи уже изменилась и будет меняться дальше – не сомневаюсь. Он уже никогда не будет прежним. И этому я тоже рад.
Имеретинская долина и Красная Поляна должны стать той самой «точкой роста», от которой пойдет «новое летоисчисление» Сочи и его жителей.
И дай им Бог ума ничего не растерять и не растеряться.
P.S. К стыду своему, упустил самое главное.
Огромное спасибо строителям, приехавшим в Сочи со всех концов России и даже из Таджикистана, и построившие всю эту красоту. Спасибо им - строившим дороги и мосты, трассы и дворцы.
Они могут гордиться результатами своего труда, которые видят все, у кого глаза на месте. И я очень надеюсь, что прокуратура по закону разберется с московской фирмой, строившей Медиацентр, и не выплатившей зарплату рабочим.






Могу сказать по себе - наблюдая своими глазами, как ветшает и угасает город детства, город юности - я бы обрадовался любым действиям, которые вдохнут в него жизнь. В этом смысле очень вас понимаю
Вообще, понравился спокойный и рассудительный тон статей. И почему-то, на выходе я больше верю впечатлениям людей, живущих там, которые видели и расцвет, и закат, и повторный восход этих мест, чем мнению заезжих журналистов)
Не сомневаюсь, что этому блогу не бывать на главной странице)
а мы нет. мы простые ребята - когда надо говорить о говне, говорим о говне. когда говна больше, чем хорошего, разговоров о нем больше. когда хочется полюбоваться на новые стадионы - смотрим на новые стадионы. когда местный житель рассказывает о пользе игр - даем ему слово. мы последовательны. странно, что вы сознательно игнорируете это, хотя уже много лет живете на сайте.
а предположения о том, как будут действовать другие, в них ведь человек обычно рассказывает о своем взгляде на жизнь, о том, как привык действовать он сам. в нашем мире принято давать слово всем, даже если мы не согласны. так принято у нормальных людей.
а у вас, выходит, все не так. вы нетерпимы к мнению, отличному от вашего. если кто-то пишет не только о хорошем, у вас возникает дискомфорт, вы видите в этом заказ, вы предполагаете, что просто писать о плохом, потому что автор так чувствует, нельзя. у вас складывается впечатление, что существует "политика против чего-то". где-то она действительно есть, но не у нас. ведь вы достаточно умны, чтобы отличить тексты, которые написаны по делу, от заказных. должны были заметить.
вам кажется, что даже если негатив есть, его нужно чем-то ограничивать, вы недалеки от самоцензуры. вы стесняетесь, что вас могут в чем-то заподозрить, поэтому в ответ обвиняете сами. вам неловко за нас. вам кажется, что когда мы пишем о чем-то плохом, а потом еще, а потом еще (ну так иногда бывает у нас в стране - много поводов), мы непременно должны уравновесить это рассказом о хорошем. ведь так не бывает в жизни, чтобы кто-то кому-то просто и честно предъявлял претензии. после претензий ведь надо обязательно все перевести в шутку, похлопать по плечу, сказать, что вы несерьезно.
как это - просто критиковать кого-то в глаза? разве это возможно? просто сказать кому-то, что он плохо работает? коллеге? другу? рабочим на ремонте квартиры? это же скандал! критики не существует, есть только оскорбления. критика - это оскорбление. личное глубокое оскорбление. только так. критиковать можно только подчиненного. добейся, потом критикуй. ты кто такой? а ты сам-то?
вы представляете, что не стали бы заниматься самоцензурой только по каким-то веским причинам - за деньги или под давлением, в чем и начинаете подозревать нас. других объяснений нашему поведению у вас нет.
и вот в этом мире вы и не сомневаетесь. в вашем мире это возможно - политика, запреты, проплаты, темы о которых не говорят, ну и все подобное. вашим комментарием вы это допускаете.
жалко, чо вы так долго с нами, но до сих пор не попали в наш чудный свободный мир, где все возможно.
Читая ваш блог, понимаешь, что мыслить нужно позитивно, мыслить нужно перспективно, мыслить нужно объективно!
Впервые натолкнулась на ваши заметки по легкой атлетике на ЧМ в Москве и впечатлилась :)
___
Да, они такие молодцы. Особенно те, кто простоял возле Айсберга несколько часов на холоде, а потом кричал нам: спасибо, что пришли, вы лучшие!
А один парень пропустил выступления нескольких фигуристов, потому что поставил мой телефон на зарядку и стоял рядом с ним, сторожил. А ведь мог сказать, иди стой сама, или вообще, иди дома заряжай.
Кстати, у меня там телефон полностью зарядился за 10 минут, первый раз такое видела.
А в буфете на 3 этаже какие были лапуши)
А что пишут, что они там плохие? Я не читала. Вот уроды.
П.С. Правда мне попалась одна противная девка, мне нужна была ее небольшая помощь, а она отказалась, стерва)
А что качается "противной девки" - так ведь они тоже все разные. Но в основном - позитив.
Олимпийские Игры плохи уже потому, что они проводятся в России. А у нас всё так плохо, что проводить Игры в Сочи – преступление.
А всё так плохо, потому что:
- у нас много воруют;
- у нас много чиновников;
- у нас плохая полиция;
- у нас госбюджет на следующий год запланирован с дефицитом;
- почему столько вкладывать в один город, в котором я никогда не был и не побываю, а не в тот, в котором я живу;
- мне лично не нравится Путин, власть, страна, а кто со мной не согласен – тот раб.
По существу моих статей противники не сказали ничего. Вы берете не числом, а «производительностью».
С таким настроением «общего отвращения к жизни» вы скоро заработаете камни в почках и желчном пузыре, а в старости (если доживете) будете гонять детей с детской площадки за то, что они шумят.
Во времена СССР мне довелось встретить даму, которая возмущалась советской властью из-за того, что у нее на кухне протекал кран. От этого ей не нравилась власть, чиновники, ЖЭК, страна – и далее по списку. Мне советская власть не слишком нравилась тоже – но совсем по другим причинам, которые этой даме я бы точно не озвучивал.
Я уже писал, что в Москве в начале 70-х попал в компанию диссидентов. Что там за диссиденты были – не помню. Не понравились они мне по следующим причинам: в трехкомнатной квартире горела одна лампочка без плафона – в прихожей. Грязь, протекающие краны и сортир.
Если человек не может навести порядок в собственной квартире, вкрутить лампочки, помыть пол и поменять прокладки – что он может поменять в стране?