«Борт в цветах «Манчестер Юнайтед» будет летать в Нью-Йорк или Южно-Сахалинск». Как «Аэрофлот» заключил сделку с «МЮ»
В июле 2013-го – и на пять лет вперед – «Аэрофлот» стал официальным авиаперевозчиком «Манчестер Юнайтед». Подробности сделки PROспорт-бизнес разузнал у директора департамента маркетинговых коммуникаций компании Михаила Фандеева.
— Почему именно «Манчестер Юнайтед»?
— Это, наверное, риторический вопрос. Почему мы выбрали самый популярный клуб мира?
— А как же мадридский «Реал», «Барселона»? Тоже мощные глобальные бренды. Все зависит от того, что вкладывать в понятие «популярность». Посетителей на страничке в Facebook? Проданные футболки? Или зрителей на трибунах? К примеру, по этому показателю лидирует дортмундская «Боруссия» — 80 645 человек на каждом домашнем матче по итогам прошлого сезона.
— По последним данным статистических исследований, у «МЮ» в мире 659 млн болельщиков. К тому же для нас очень интересно территориальное распределение поклонников команды. Около 40% живут в Азии, где наша компания планирует серьезно расти. И в Европе у «Манчестера» существенное присутствие, а это тоже коммерчески важный для «Аэрофлота» регион. Мы и сами проводили исследования, как люди в разных странах относятся к «МЮ» и к «Аэрофлоту», спрашивали, что является барьером для покупки билета.
Контекст: Имеется в виду масштабный опрос – 54 000 респонднтов в 39 странах, который в 2012 году проводила компания Kantar, одно из ведущих мировых маркетинговых агентств.
— И что же?
— Выяснилось, что достаточно значимая часть населения в Европе (в Азии — в меньшей степени) продолжает считать, что мы не сменили свой парк за последние пять лет — а мы сменили; что «Аэрофлот» не является членом международных альянсов — а мы с 2006-го в SkyTeam; что у нас неприветливый и нестильный персонал — а в прошлом году наша мандариновая форма была признана на портале skyscanner.com самой стильной и т. д. Как объяснить это зарубежной аудитории? Партнерство с «МЮ» в данной ситуации — идеальный способ повысить лояльность к бренду. Если в «Аэрофлот» поверил клуб, в истории которого есть авиакатастрофа, это двойная, тройная печать качества.
Контекст: В 1958 году в Мюнхене самолет с футболистами «Манчестер Юнайтед» на борту разбился при неудачной попытке взлета, погибли 23 человека.
— Кто был инициатором партнерства — клуб или «Аэрофлот»?
— Началось все с письма — приглашения принять участие в тендере. Мы подобные предложения получаем достаточно регулярно, но это нас заинтересовало.
— Сколько всего было участников?
— Около 10 компаний, в том числе и Turkish Airlines. Остальных назвать не могу — это был закрытый тендер.
Контекст: С 2010 года по весну 2013-го официальным авиаперевозчиком «МЮ» была Turkish Airlines, лучшая авиакомпания Европы по итогам 2012 года. До этого авиапартнером «Манчестера» была Air Asia.
— Из России были другие претенденты?
— Нет.
— Что представлял из себя тендер?
— Это был не аукцион в стиле «кто даст больше», а содержательный поэтапный конкурс. Переговоры продолжались несколько месяцев. На разных уровнях шло обсуждение: для чего это нужно «Аэрофлоту», для чего это нужно «МЮ», что компания готова вложить в партнерство по смыслу, по финансам, к чему это может привести, плюсы, минусы, риски и т. д. Когда принципиальная договоренность была достигнута, началась детальная юридическая работа — еще на пару месяцев. Мы привлекали британских специалистов.
— Сумму пятилетнего контракта решили не разглашать?
— Да, мы не комментируем финансовые подробности. Но скажу, что мы торговались по цене и снизили ее. Считаю, нам удалось добиться разумного баланса затрат и пакета полученных нами прав.
Контекст: за несколько месяцев до официальной презентации соглашения «МЮ» и «Аэрофлота» газета The Telegraph анонсировала сделку клуба с одним из «лидеров авиаперевозок» стоимостью £100 млн.
— Так что вы получили?
— Это больше четырех страниц в контракте, все не перечислишь. Прежде всего — определенное количество видимости на стадионе: баннеры и прочее. Учитывая, что в прошлом сезоне игры «МЮ» посмотрели 4 млрд человек, это гарантирует нам фантастический охват аудитории. Кроме того, каждый сезон у нас есть один спонсорский матч на «Олд Траффорд» — стадион украшается нашими флагами, на сайте «МЮ» наши баннеры и т. д. В этом году это была первая домашняя игра чемпионата — против «Челси». Ну и главное — мы получили право использовать статус официального авиаперевозчика клуба и совместный кобренд, а также привлекать в наши проекты игроков клуба.
— Наверняка планируете снимать рекламный ролик. Уже есть идея?
— Как госкомпания мы провели закупочную процедуру на этот счет. В конкурсе участвовало 10 компаний, было представлено больше 20 концепций. Но проблема была в том, что до официального объявления о контракте с «МЮ» мы не могли назвать клуб. В конкурсной документации говорилось о «мировом масштабе» партнерского бренда, но у людей в голове все равно было что-то другое. В итоге мы назвали победителя, но сейчас понимаем, что с этим сюжетом снимать ролик не хотим. С московским международным фестивалем рекламы Red Apple и Ассоциацией коммуникационных агентств России планируем объявить международный конкурс. Чтобы тема получила звучание. У нас непростая задача: ролик должен связать два бренда, показать сильные стороны обоих, побудить к действию (покупке билета) — и все это в занимательной форме.
Контекст: В рекламном ролике Turkish Airlines футболисты «МЮ» играли в футбол на борту и после удара Руни голову Бобби Чарльтона в последний момент спасла рука Ван дер Сара, сидевшего впереди.
— Какой сюжет у ролика — победителя российского конкурса?
— Идея такая: мальчик играет в футбольный симулятор на приставке, садится на борт самолета, а за ним рассаживаются популярные футболисты. Он весь в игре — комментирует происходящее на экране, выкрикивает имена игроков, не отвлекаясь на папу, который пытается показать на сидящих рядом. И только когда забивают гол, мальчик отвлекается от экрана и видит, что на соседних креслах все те, за кого он только что играл на приставке. Идея неплохая, но нам нужна очень хорошая. Надеюсь, к концу сентября она у нас будет.
— Кроме участия в промосъемках у футболистов «МЮ» есть какие-то обязательства перед «Аэрофлотом»? Если, например, журнал PROспорт захочет взять интервью у Руни — ваша компания сможет помочь?
— Думаю, нет. Игроки на какой-то ключевой для нас пресс-конференции — да, но по запросу СМИ — вряд ли. Хотя по тону наших с клубом взаимоотношений понятно, что они не ограничиваются строго контрактом. На нашей презентации, к примеру, присутствовала вся команда, хотя в документах оговаривалось обязательное участие нескольких игроков.
Контекст: У «МЮ» 12 официальных глобальных партнеров: авто, пиво, вино, снек, туроператор, букмекер, логист, поставщик медоборудования и т.д.
— Обязаны ли теперь футболисты «Манчестера» летать самолетами «Аэрофлота»?
— Нигде в мире статус официального авиаперевозчика не означает, что наши партнеры должны летать только нашими самолетами. Это лишь маркетинговый термин. В случае с «МЮ» мы выступаем стратегическим консультантам по вопросам перевозок. Если это будет юридически возможно и экономически целесообразно, то, конечно, мы предложим свой самолет. У нас будет борт в ливрее «Манчестер Юнайтед». Скорее всего, «Боинг-777», рассчитанный на дальние рейсы — в Нью-Йорк или Южно-Сахалинск.
Спортивная база
Другие маркетинговые активности «Аэрофлота» в спорте
Футбол В 2009-м «Аэрофлот» был генеральным спонсором ЦСКА (по неофициальным данным, это стоило компании $5 млн), затем несколько лет – официальным авиаперевозчиком, в 2012-м снова вернул себе статус генерального партнера (озвучено $9 млн за сезон). В 2013 году формат партнерства изменится. На момент сдачи номера как раз обсуждались детали соглашения. Кроме того, «Аэрофлот» сотрудничает с РФС – был, к примеру, официальным авиаперевозчиком болельщиков во время Евро-2012.
Баскетбол Несколько сезонов (2010/11 и 2012/13) «Аэрофлот» сотрудничал с клубом НБА «Нью-Джерси Нетс» (с прошлого года – «Бруклин Нетс») «Американский рынок очень большой и конкурентный, – говорит Михаил Фандеев. – Для нашего массированного присутствия там время еще не пришло. Это будет мегазатратно, но не факт, что эффективно. А точечные проекты крайне уместны. Новая, технологически продвинутая «Бруклин Арена», где мы хорошо представлены (баннеры, анимированный логотип и т.д.), стала значимым местом для района, где исторически живет много выходцев из России. Наши продажи в Америке – не в последнюю очередь благодаря партнерству с клубом – растут очень динамично, на многие десятки процентов, опережая темпы роста компании в целом на 20% в год».
Волейбол «Аэрофлот» является партнером федерации волейбола, поддерживает соревнования по пляжному волейболу. «Это наша целевая аудитория, – комментирует Михаил Фандеев. – Молодая, активная, путешествующая публика».
Шахматы Ежегодный открытый шахматный фестиваль «Аэрофлот Open». Проводится с 2002-го. Призовой фонд турнира-2013 - $150 000.
Мультиспорт «Аэрофлот» был официальным авиаперевозчиком Универсиады-2013 и входит в число национальных партнеров Олимпиады в Сочи – 2014. Кроме того, «Аэрофлот» стал официальным авиаперевозчиком эстафеты олимпийского огня. «Это отдельный бренд, отдельная история, – рассказывает Михаил Фандеев. – Мы оценили наши затраты – выделяем борт, красим его в специальную ливрею; взвесили плюсы и приняли взвешенное коммерческое решение. Это же масштабное мероприятие на всю страну, но при этом очень домашнее: у каждого жителя будет знакомый – уж через два рукопожатия точно – среди факелоносцев».
Девушки в теле - чтобы увидеть Ирину Шадрину в купальнике, не надо дожидаться, пока Бухаров забьет пять голов.
Жена футболиста Воронина в купальнике
Бравый край. Футболист Касаев, который занимается ММА
Подпишись на PROспорт бесплатно: ВКонтакте Facebook Twitter
Фото: Fotobank/Getty Images/John Peters/Man Utd
Но вот что касается цены, то 100 млн фунтов - это точно не сумма сделки. Оценок из спец сайтов никто не давал, хорошо держат стороны коммерческую секретность, но оценивается весь 5-летний контракт в 17-20 млн фунтов(~ 3,7 млн фунтов в год). Вот это более-менее резонная оценка. 100 млн(по 20 в год) - это нереально для оф перевозчика, так только основные спонсоры платят.
сингапурцев, вьетнамцев, монголов и т.п.
будет знать, что есть такой аерофлот
здорово.
а вот это очень мерзко, рекламировать себя за счет Мюнхена.
Насчет S7 - вы правда летали с ними, или друг Коля рассказывал?