Зачем Спартаку Дэвид Бекхэм, когда есть Василий Баранов
– Способности Баранова на поле как можно описать?
– Всего понемножку. Дриблинг? Ну, может, моментами что-то похожее я демонстрировал. Игру на пять ходов вперед не видел. Чем-то особенным, в общем, не отличался. Если команда играет, то любого в нее поставь, и картины он не испортит. Так было со мной в «Спартаке». Не знаю, чего Иваныч во мне разглядел. Может, просто посчитал, что лишним не буду?
Есть такой миф про Романцева, якобы он, главный вампир в российском футболе, высасывал из конкурентов самых лучших игроков, оставляя им объедки. В подобную чушь могут верить только те, кто сам футболом в 90-е годы не особо увлекался.
После развала Союза Спартак подсуетился и прикупил более менее ликвидный товар. Но уже к середине 90-х они все разъехались по заграницам. И перед Спартаком встала задача – построить новую команду золотого отлива. Гигантский скачок команда совершила в 96-м году, благодаря лихим мушкетерам Георгия Ярцева. Без больших денежных вливаний спартаковская молодежь под руководством сурового Деда Горлуковича взяла российский футбольный Олимп.
В Спартак Василий Баранов перешел из калининградской Балтики. А в Калининград он попал из белорусского Ведрича. По разным данным в Ведриче он провел просто гениальный сезон, точнее полсезона. Забил 10 мячей, по другим данным 11, отдал уйму голевых передач. Стал почти национальным героем. Заслужил вызов в национальную сборную.
Каким он был игроком? Спартаковским или неспартаковским? Что такое спартаковский игрок? Ей Богу – смешная формулировка. Вот, например Илья Цымбаларь – спартаковский игрок? А Егор Титов? А Сергей Горлукович? А Андрей Тихонов? Быть спартаковским игроком - это значит уметь играть в стенки-забегания-открывания-голы-в-одно-касание? Или что-то более глубокое?
– Чтобы несколько лет кряду выигрывать золото, наверняка нужно уметь как-то программироваться.
– Вот и программировались: выходим и рвем. Причем концентрация была именно на победе, а не на конкретном итоговом счете. Никто не прикидывал, дескать, играем сегодня с «Факелом», значит, будет 5:3 или 6:0… Устраивал любой положительный результат. А самое тяжелое, наверное, заключалось в выдержке тонуса от первой и до последней минуты. И скажу вам, было трудно. В любом матче.
– И часто не хватало этой выдержки?
– Бывали моменты. В этом плане практически все зависело от Романцева, именно он вырабатывал психологию у игроков. Олег Иваныч не занимался накачками, а спокойным голосом говорил: «Вы все равно лучше!»
Мне кажется, быть спартаковским игроком, это больше вопрос психологии – задать высочайшую планку и соответствовать ей. Играть против Факела или Реала, выложиться от первой до последней минуты и сорвать овации трибун. Киевское Динамо, многолетний спартаковский антагонист, не чуралось применить выездную модель – могло позволить себе сыграть на ничью – взять одно очко и по турнирному раскладу остаться довольным. Главное – собрать свои очки с середняками и аутсайдерами. Против лидеров можно было и в ничейку сгонять. Спартак мог выдать 2-3 ярчайших спектакля и потом сорваться, когда казалось, что у этого соперника мы точно должны были выиграть. С сильными соперниками Спартак как правило играл мощно и результативно, но мог проиграть условному Арарату или Памиру.
Это не просто сложно – но невероятно сложно. Поставить планку и не сбавлять ее. Романцев так и подбирал игроков. Не просто думающих и техничных, но способных включить полный форсаж и не сбавлять газу вплоть до финишной черты. Способных прибавлять из сезона в сезон, стремящихся совершенствовать то, что всем кажется совершенней не придумаешь. Потому и ломаются многие способные парни, переходя в Спартак. Не готовы к такому сумасшедшему прессингу. Вроде и Романцев а давно в клубе нет. Вроде и чемпионами давно не становились, а эхо после тех лихих 90-х настолько сильное, что до сих пор гудит.
Хороший актер чем отличается от великого? Хороший просто делает хорошо свою работу. Великий – сгорает на сцене. Потому на него хотят полные залы. Потому Спартак любили великие актеры и художники, любили Гаврилова, Черенкова, Хидиятуллина, Дасаева, Титова, Цымбаларя, Ковтуна, Тихонова, Баранова…
В Спартаке Романцева не было великих индивидуальностей – но была Великая Команда.
Все наши парни после Спартака стремительно закончили с футболом, хотя казалось – возраст позволяет выступать как минимум несколько сезонов. Исключение только Андрей Тихонов. В этом Романцев разбирался лучше всех – если он видел, что игрок перестал держать планку, разговор следовал короткий, с вещами на выход. И никаких дрязг по разрыву контракта, сумме отступных. Невероятно трудно жить в таком режиме. Кажется, что самый настоящий концлагерь - но за его пределами свобода, твори, делай то, что хочешь. Но получается наоборот. Когда ты попадаешь в более легкие условия, где нет этого давления, может наступить расслабуха, а там незаметно – клиническая смерть, когда в футбол уже не в радость и не в гадость. Полная апатия.
Сезон 2001 для Василия Баранова стал лучшим в Спартаке, да и вообще в карьере. В чемпионате России он забил 5 мячей и отдал 13 голевых передач – по этому показателю он стал лучшим в первенстве, опередив Ролана Гусева, Дмитрия Лоськова, Егора Титова и других мастеров последнего паса. Причем 12 голевых передач он отдал во втором круге. 4 мяча из 5 он забил тоже во втором круге, а единственный гол в первом круге пришелся на долю заклятых врагов из ЦСКА. История повторилась – в Спартаке в сезоне 2001 он провел сверхударный второй круг, как в сезоне 1995 за Ведрич.
– Сам Романцев что вам говорил?
– «Играй в свою игру, а другие разберутся. Не смотри на остальных, не смотри на стенки, ничего не придумывай», – вот его слова. Простые, в общем-то, слова. Но так было на первых порах, с опытом я постепенно вошел и понял спартаковскую специфику. Да и я ж правым хавом был, у которого задача проста – отдал-открылся-подал-забили… В лучшем случае, сам пробил.
Относиться к Баранову можно по-разному. Его часто ругали за нарушения режима, хотя кто в Спартаке его не нарушал? Просто Баранову доставалось чаще, или он палился чаще. Любил пивка тяпнуть холодненького. Кто в России его не любит? В Англии футболисты не пьют? Или в Испании все трезвенники? Когда в СЭ читал язвительные статейки про то, что Баранов дескать свое давно отыграл, брала злость - хотелось сказать этим журналистам, дак то вам платит за такую писанину, чем вам Василий не угодил? 25 сентября 2001 года он забьет самому Оливеру Кану и в целом сыграет так, что хотелось крикнуть - где же вы господа-критики? Кто лучший игрок Спартака в этом матче?
После Баранова кто только не пробовался на правой бровке. Каждый из них в каком-то компоненте сильнее Василия – кто-то в скорости, кто-то в дриблинге, кто-то более забивной. Но опять же нельзя сравнивать игроков как индивидуальностей. Тот Спартак был силен именно как команда. Баранов играл просто, но очень эффективно. Долгие годы никто в Спартаке не бил сильнее и точнее. Тихонов тоже мог смачно приложиться. Но все же удары с 30 метров и дальше – были вотчиной Василия. Баранов бил одинаково опасно с обеих ног, что отличало их с Андреем Тихоновым – уйти в центр и оттуда жахнуть по воротам, да без проблем. Отпахать в обороне – не вопрос. Маневр простой – дождался забегания Парфенова по флангу, отдал ему на ход, получил обратный и дальше на Титова или прямой наводкой по воротам.
В этой мнимой простоте вся гениальность романцевского футбола. Долгие часы тренировок, и в игре мы видим многоходовые комбинации, где на ударной позиции может оказаться кто угодно, причем удар наносится чуть ли не из вратарской. Как бы раскрылся Василий в другой команде? В том же ЦСКА? Или в Торпедо? После Спартака была Алания, Рязань и все. Забвение, клиническая смерть.
Свой первый гол за Спартак Василий провел в первом же матче 22 июля 1998 года в ворота Локомотива уже на 4-й минуте. Этот гол стал победным - Спартак победил 2:0 Свой последний гол за красно-белую команду Василий забил тоже в ворота Локомотива 11 июня 2003 года, Спартак проиграл 1:2
Разве есть жизнь после Спартака для игрока с красно-белым сердцем? Есть ли вообще футбол после Спартака? Что есть футбол за пределами Тарасовки?
– И каким образом от вас избавились?
– Юран с Чернышовым подошли и сказали: «Ты не подходишь под модель игры «Спартака». Выгнали самым натуральным образом.
– «Не подходить под…» – это означает «выгнали»?
– Интересно, я пять лет вписывался в эту модель, а Юран с Чернышовым, побыв в «Спартаке» два месяца, посчитали, что не вписываюсь…
Вася, помним! И спасибо за игру!
И не смог найти на их позиции игроков лучше. Менее мотивированный классный игрок для глубины состава лучше, чем гирок принципиально слабый и неготовый играть на нужном соревновательном уровне.