Камасутра для продвинутых. Особенности итальянской футбольной тактики
Алексей Логинов рассказывает о различиях между треквартистой и фантазистой, а также объясняет, почему «десятые номера» не исчезнут в Италии никогда.
Основные понятия
Треквартиста (синоним: mezzapunta) – это атакующий полузащитник, который располагается в трекварти, то есть на полпути между зонами атаки и полузащиты. Часто его отождествляют с фантазистой, что не совсем правильно, так роль фантазисты подразумевает выполнение определенных функций, которыми современный треквартиста может быть не наделен.
Фантазиста – это романтическое определение роли единственного атакующего полузащитника, который занимается организацией атак и в значительной степени или полностью освобожден от оборонительных обязанностей.
«Десятыми номерами» в Италии именуют футболистов созидательного плана, при этом номер на футболке не имеет никакого значения. Сначала ими были преимущественно фантазисты, но со временем «десятками» стали называть также и seconda punta – второго форварда, а в некоторых случаях и regista – полузащитника, программирующего атаки.
Пример расстановки 4-3-1-2 с треквартистой
Причина подобной неразберихи проста: благодаря Арриго Сакки, начиная со второй половины 1980-х, в итальянском футболе стали популярны схемы 4-4-2 и 4-3-3, не предполагающие наличия треквартисты. Поэтому многие атакующие полузащитники – Роберто Манчини, Роберто Баджо, Джанфранко Дзола, Рууд Гуллит – из зоны трекварти были переведены в нападение, а некоторые, как Джузеппе Джаннини, Сальваторе Баньи, переместились в центр поля, но журналисты по привычке продолжали и продолжают использовать старую терминологию.
По своим качествам треквартиста – это техничный игрок, у которого, как говорят итальянцы, хорошие ноги (piedi buoni), владеющий навыком последнего паса и дриблингом, а также способный мыслить креативно. У него также должны быть задатки лидера, ведь не случайно, что многие «десятые номера» были капитанами своих команд.
Нюансы использования терминов
Терминология напрямую зависит от репутации конкретного футболиста. Есть существенная разница, располагается ли в трекварти Франческо Тотти или же там Клаудио Маркизио: художник или работяга. В недавнем матче Скуадры Адзурры со сборной Чехии при расстановке 4-3-2-1 в трекварти вышли Эмануэле Джаккерини и Антонио Кандрева, и эксперты говорили о них, как о треквартистах, не расшифровывая роль. Когда же Чезаре Пранделли выбирал расстановку 4-3-1-2 и ставил в трекварти Алессандро Диаманти или Себастьяна Джовинко – футболистов, значительную часть карьеры игравших на позиции второго форварда – то итальянская пресса, отдавая дань истории, называла их фантазистами. Ну, разумеется. Джовинко вряд ли способен отобрать мяч даже у ребенка, поэтому чем же ему еще заниматься на поле, как не дирижировать атаками.
После недавнего матча «Наполи» – «Боруссия Дортмунд» Corriere dello Sport назвала фантазистой Лоренцо Инсинье. Подобное неграмотное использование терминов обусловлено лишь стремлением привлечь внимание читателей броскими заголовками, ведь классический фантазиста располагался несколько ниже современного треквартисты, а временами и вовсе занимал несимметричную позицию. Поэтому сейчас гуру тактики вроде Паоло Гизони при разборе матчей термин «фантазиста» вообще не используют.
La Gazzetta dello Sport от 29 июня 1982 года. Италия – Аргентина. Обратите внимание на расположение Диего Марадоны и Джанкарло Антоньони
Гораздо безопаснее оперировать термином «десятый номер». Тогда автор страхует себя от возможной неточности, поскольку в этом случае не требуется разбираться в различиях между диспетчерами, вторыми форвардами и даже полузащитниками, игравшими в глубине поля, но отвечавшими за конструирование игры. Подобный прием широко используется в исторической литературе о кальчо, мемуарах, автобиографиях, то есть везде, кроме монографий о тактике. Просто сваливают всех в кучу и называют «десятками».
Именно так поступил культовый капитан «Фиорентины» Джанкарло Антоньони в автобиографии «10 способов сказать «Я люблю тебя». Цифра «десять» – магическая для Джанкарло, и он возвращается к ней на протяжении всей книги. Среди великих «десяток» он упоминает Йохана Кройфа, Марио Кемпеса, Диего Марадону, Роберто Баджо, Мишеля Платини, Зико, Зинедина Зидана, Алессандро Дель Пьеро, Джанни Риверу, Валентино и Сандро Маццолу, Руй Кошту, Франческо Тотти и многих других.
Основные функции треквартисты
Совсем недавно трудно было даже вообразить, что игрок, располагающийся под нападающими, будет заниматься чем-то еще помимо организации атак. Более того, вплоть до начала 21 века практически не использовались схемы с двумя или тремя треквартистами. Однако с популяризацией расстановок вида 4-3-2-1 и 4-2-3-1 взгляд на обязанности футболистов этого амплуа претерпел серьезные изменения.
Треквартисты в схемах: «елка» 4-3-2-1 и 4-2-3-1
Напомню, что позиция отвечает на вопрос: «Где я располагаюсь на схеме?», а роль – «Чем я занимаюсь на поле?» Поэтому позицию футболиста гораздо проще идентифицировать, тогда как истинные роли известны только тренеру. Современные тенденции предполагают все больший отход от правила, что позиция определяет роль. Сейчас треквартиста может служить заграждением для полузащитников, участвовать в прессинге, заниматься персональной опекой, etc. Пока ни для одной из этих ролей не придумано названия, хотя и были попытки ввести понятие «trequartista-recinto», что дословно означает «треквартиста-заслонка». Но в новых терминах нет особой необходимости, поскольку уже давно произошло размытие чистых ролей и универсализация игроков, когда каждый на поле занимается всем понемногу.
Позиция отвечает на вопрос: «Где я располагаюсь на схеме?», а роль – «Чем я занимаюсь на поле?»
Ряд журналистов и тренеров, в том числе Джузеппе Доссена, критически настроены по отношению к использованию термина «треквартиста» в расстановке вида 4-2-3-1, хотя им все-таки пришлось смириться с двумя mezzapunta в «елке». Полузащитников, располагающихся ближе к флангу, они предпочитают называют esterni и только центрального из них считают истинным треквартистой. Но пока такая система не получила широкого распространения, хотя и встречается у ряда комментаторов, в особенности из числа представителей «старой» школы, которым трудно принять тот факт, что треквартист на поле может быть больше одного.
Трекварти на двоих. Эмануэле Джаккерини и Антонио Кандрева в сборной Италии
У каждого тренера есть собственное видение функций треквартисты, но существуют и общие правила, которых придерживается большинство. Прежде всего, футболисты этого амплуа должны уметь правильно перемещаться в оборонительной фазе (fase difensiva), покрывая значительные расстояния на поле. В противном случае возникает риск нарушения баланса в линии полузащиты.
Современный «десятый номер» должен:
1. Участвовать в прессинге на чужой половине поля;
2. В момент потери как можно скорее возвращаться назад, чтобы за линией мяча число футболистов своей команды было не менее восьми;
3. Добавлять креатива в атакующей фазе игры (fase offensiva);
4. Обеспечивать должный уровень вертикализации атак, особенно когда в команде отсутствует чистый реджиста;
5. Перемещаться синхронно с нападающими, чтобы увеличить вероятность численного превосходства при контратаках.
В сборной Италии Чезаре Пранделли всегда требовал от треквартисты поддержания атак сходу. Но в последнее время, под влиянием своего помощника Габриэле Пина, он отводит ему еще и существенную оборонительную роль. Примечательно, что сам Леле Пин в середине 1980-х стал одним из первых, кто начал играть на позиции треквартисты в новой, революционной для тех лет манере, отдавая все больше сил работе на полузащиту наравне с mediani.
Отдельного упоминания заслуживают варианты, когда по ходу матча позицию треквартисты временно занимает один из центральных полузащитников. Примером подобного является Риккардо Монтоливо в ряде игр за Скуадру Адзурру. В таких случаях говорят о «блуждающем» или «ложном» треквартисте.
Современные тенденции в чемпионате Италии
Многие тренеры в серии А – сторонники использования треквартисты, причем помехой для этого не являются даже становящиеся все более популярными схемы с тремя защитниками.
Однако спрос превышает предложение – ощущается некоторый дефицит в неординарных личностях. Раньше «десятками» были великие игроки, перед которыми преклонялись. Их любили и боготворили. За бокалом вина тифози могли бесконечно спорить о том, кто же лучше: Зико или Платини, Маццола или Ривера, Баджо или Манчини? Ровно 30 лет назад во Флоренции даже проводилось исследование на тему: «Кто является лучшей «десяткой» в истории «Фиорентины». Журналисты придумали уникальную систему рейтингования, и тогда Джанкарло Антоньони с небольшим отрывом (599 баллов против 514) превзошел своего тезку – Де Систи.
В наше время на смену великим пришли Андреа Коссу из «Кальяри», Рикардо Альварес из «Интера», Кака из «Милана», Хайме Вальдес из «Пармы», Альберто Аквилани из «Фиорентины», Алессандро Диаманти из «Болоньи», Эрнанес из «Лацио», Марек Гамшик и Лоренцо Инсинье из «Наполи». Особняком среди них стоит Франческо Тотти, быть может, сильнейший треквартиста за последние 20 лет, хоть сейчас он и зажат в тиски расстановки 4-3-3. Так что у треквартисты есть будущее, а потребность в творцах не позволит «десяткам» стать лишь историей.
Фото: Fotobank/Getty Images/Paolo Bruno
Телеграм-канал Алексея Логинова
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Материалы по теме:
Последние материалы блога:
Крэш-тест. Как «Интер» не проиграл «Ювентусу»
Взлет разрешен. Как Винченцо Монтелла становится лучшим тренером Италии
А специально для чемпионата России можно ввести такие термины, как "бревниста", "пожариста", "онаниста с мячом", "тормозиста" и др. =)
Брависсимо!